Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: «Буквы И и Ы после Ц в корне слова», 5 класс

Тема: «Буквы И и Ы после Ц в корне слова», 5 класс

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора буквы и-ы после ц в различных морфемах. Формировать навыки структурного анализа слова при выборе написания орфограммы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение – мать учения

P Выписать слова в два столбика, выделить приставки и корни. 1) с приставкой 2) без приставки. Отцовский, растаял, расчёт, растить, расписать, растение, отдалить, исчертить, история, раствор. (Слайд 2)

Проверьте себя (Слайд 3)

P Кроссворд «Обобщающие слова». (Слайд 4)

Назовите предметы на картинке с ОБОБЩАЮЩИМ словом (мебель, овощ, люди, продукт, одежда, цветок, рыба)

P Синтаксическая минутка: (Слайд 5)

Задание: расставить знаки препинания, начертить схему предложений.

• В саду у сторожа росли цветы гвоздики лилии тюльпаны.

• В зоопарке живут слоны обезьяны львы (гиперссылка)

P Физминутка для глаз.

4. Работа по теме урока

P Отгадайте звук по паспорту: согласный, глухой, твёрдый, непарный. (Ц)

(Слайд 6)

P Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать: ци или цы/

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только он одно не знал,

Где пишут ци и цы. (Слайд7)

P Работа со словарём. Лексическое значение слов

Цимбалы – музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей.

Цилиндр-1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков– гнутого по кругам плоскостью. 2. головной убор джентльмена ( Слайд 8)

P Работа с таблицей (Cлайд 9)

– Вот так цыплёнок не знал. А вы знаете?

– По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и…

– Кроме трёх случаев, когда пишется ы:

1) в окончаниях слов: синицы, птицы

2) в суффиксе –ын: сестрицын, курицын.

– Значит, и цыплёнок пишется через ы.

– Почему?

– Потому что цыплёнок – курицын сын.

– Цыплёнок, действительно, пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыплёнок одно из тех слов, которые надо запомнить:

Цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть.

P Работа со слова-исключениями. (Слайд 10)

Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили? А чтоб не забыли, я вам расскажу маленькое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова:

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал –

Станцевал на цыпочках.

– А где ещё одно слово?

– Да, где цыц?

– Сейчас будет.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвётся.

– Ну что, цыплята, вам всё понятно?

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ци и цы,

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

– К сожалению, правило в стихотворениях неполное. Давайте прочитаем

§ 87 .

– Что нового вы ещё узнали? (В словах на –ция всегда пишется и).

– Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения.

P Алгоритм (Слайд 11)

5. Закрепление изученного

  1. Устный орфографический разбор.

Задание: замена развернутого определения словом-синонимом. Дети объясняют правописание в слове, пользуясь алгоритмом. (Конституция, цитата, цыкнуть, циркуль, коллекция, овцы) (Слайд 12)

6. Итог урока

– Что повторили сегодня?

– Что нового узнали на уроке?

– Чему научились?

– Какой этап урока показался самым интересным?

– Что было трудно?

7. Домашнее задание: § 87. Упражнение 447. (Слайды 13,14)

В. М. Самусь, МКУОШИ "Мыскаменская школа-интернат С(П)ОО", п. Мыс Каменный, Ямальский район, Ямало-Ненецкий АО

Метки: Русский язык