Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
Цель: обобщить знания по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.
Задачи урока:
Образовательная:
создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».
Воспитательная:
создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.
Развивающая:
создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».
Форма урока: урок-практикум.
Ведущая компетенция: культуроведческая (знание обучающимися орфографических правил): работать над расширением словарного запаса и правильностью речи обучающихся.
Ведущий принцип: доступности, научности.
Подход: личностно – ориентированный.
Технологии: технология разноуровневой дифференциации, технология информационно-коммуникативного обучения.
Оборудование урока: видеопроектор,компьютеры.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Слайд № 1.
Запись числа и классной работы с ошибками.
3. Слайд №2
Работа с транскрипцией. На доске записано высказывание Н. В. Гоголя в фонетическое транскипции. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.
[Н'изнай'у / фкакой' другой' л'ит'иратур'э паказал'и ст'ихатворцы такой'э б'искан'эч'най'э разнаабраз'ий'э ат'энкоф звука / ч'иму ач'ас'т'и/ разум'эица / спасопстфавал сам паит'ич'иск'ий' й'изык наш]
Запись учащимися высказывания.
Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.
Николай Васильевич Гоголь
Слайд № 3
4. Формирование мотивации.
Слово учителя. Мы поработали с тремя слайдами, по которым мы можем сформулировать тему урока.
Начнём с транскрипции (Фонетика), записали в тетради, используя какие знаки? Буквы (Графика). Красным цветом выделены буквы УДАРНЫЕ, произношение соответствует написанию? НЕТ (Орфоэпия) И самый первый слайд с ошибками –(Орфография) Всё это мы изучили? ДА. Что будем повторять?
Слайд №4
5. Слайд №5
Словарная работа
Транскрипция (в языкознании) – совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, а также соответствующая запись.
Слайд №6
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами). Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.
Звук является наименьшей единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных звуков участвует только голос, а в образовании согласных – шум или голос и шум.
Слайд №7 Физкульминуткадля глаз
6. Задание на повторение тем
Задание по орфоэпии
1 компьютер
Поставь ударение
БаловАть, договОр, завИдно, каталОг, красИвее, премировАть, хвОя, украИнский, хозЯева, щавЕль, занятА, свЁкла, тОрты, бАнты, звонИт, пломбировАть, апострОф, углублЁнный, экспЕрт.
Задание по фонетике и орфоэпии
2 компьютер
[Й'эсл'и вынач'н'от'э суд'ит' л'уд'эй'/ увас н'ихват'ит вр'эм'ин'и нато штобы л'уб'ит' их]
Если вы начтёте судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. Мать Тереза.
[Какда мал'ин'к'ий' ч'илав'эк задумываит в'ил'икай'э пр'итпр'ий'ат'ий'э / он вс'игда канч'аит т'эм / што ум'ин'шаит й'иво дауровн'а сфай'эй' паср'этств'энаст'и]
Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности. Наполеон Бонапарт
Задание по фонетике и орфоэпии
3 компьютер
Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
[какда ч'илав'эка бран'ат / эта абыч'на азнач'аит / што он абладаит й'асна выражэным характ'иром]
Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером. Т. Эдварде
[ч'илав'эк б'эс пр'инцыпаф иб'ис вол'и пахош на карабл'/ у ка-торавъ 'н'эт рул'а и компсъ: он м'ин'а]'ит сфа]'о направл'эн'ирэ с каждъй п'ир'и м'энъй в'этра//]
Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет свое направление с каждой переменой ветра. С. Смайлс
Задание по фонетике
4 компьютер
Задание № 1 . Укажите ошибочное суждение.
- В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
- В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
- В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым.
- В слове ВСАДНИК первый звук [ф].
Задание № 2. Укажите ошибочное суждение.
- В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие.
- В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в].
- В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв.
- В слове ВСЕГДА первый звук [ф].
Задание № 3. Укажите ошибочное суждение.
- В слове РЕЗКИЙ есть звук [с].
- В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков.
- В слове БОИТСЯ нет звука [с'].
- В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению.
Задание № 4. Укажите ошибочное суждение.
- В слове ШЬЕШЬ четыре звука.
- В слове ВТОРНИК есть звук [ф].
- В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый.
- В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.
Задание № 5. Укажите ошибочное суждение.
- В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т].
- В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков.
- В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ф].
- В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые.
Задание № 6. Укажите ошибочное суждение.
- В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими.
- В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
- В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков.
- В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.
Задание № 7 . Укажите ошибочное суждение.
- В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
- В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.
- В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков.
- В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ш].
Задание № 8. Укажите ошибочное суждение.
- В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв.
- В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими.
- В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [з].
- В слове ЧУЖОГО есть звук [в].
Задание № 9. Укажите ошибочное суждение.
- В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т].
- В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает.
- В слове КРОВЬ есть звук [ф].
- Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков.
Задание № 10. Укажите ошибочное суждение.
- В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими.
- В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми.
- В слове ВХОДЯТ первый звук – [ф].
- В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.
задания | ответы |
1 | 2 |
2 | 1 |
3 | 2 |
4 | 4 |
5 | 1 |
6 | 1 |
7 | 3 |
8 | 1 |
9 | 3 |
10 | 4 |
5 компьютер
Тренажёр по орфографии
Работа по карточкам
Карточка 1
1. Спишите слова, ставя в них ударения.
Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аутсайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благовещение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение.
2. Запишите слова в фонетической транскрипции.
Бульон, расческа, занимается, чудесного.
4. Произведите фонетический разбор слова объясниться.
5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Все, что человек способен пр. . дставить в воображении, другие с. . меют пр. . творить в жизнь. (Ж. Берн. ) 2) Пр. . чину и пластыр. . можно пр. . клеить где угодно. (японская пословица. ) 3) Ум берет один бар. . ер за другим, глупость вообще не знает пр. . град. (В. Лебедев. ) 4) Сущ. . ствовать – значит быть в. . спр. . нимаемым. (Дж. Беркли. ) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св. . тыхи пр. . следуют живых. (Хови. ) 6) Очень многие заблуждения обусловлены потребностью пр. . украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр. . сти воображение. (Сент Экзепюри. ) 7) Зрелость – не столько возраст, сколько пр. . одоление трудных дорог. (В. Борисов. )
Карточка 2
1. Спишите слова, ставя в них ударения.
Гребень, грильяж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жаловать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат, позвонить, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань).
2. Запишите слова в фонетической транскрипции.
Компаньон, открывается, широкого, испечься.
4. Произведите фонетический разбор слова разъехаться.
5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Сомнение – камень пр. . ткновения на пути к пр. . движению. (Б. Борисфенит) 2) Счастье не в д. . ньгах, а в том, как их пр. . умножить. (амер. пословица. ) 3) Большое пр. . пятствие для счастья – это ож. . дание слишком большого счастья. (Фонтенель. )4) Зависть об. . няет и судит без д. . казательств, пр. . умножает нед. . статки, дает малейшим оши. . кам громкие . . звания; язык ее н. . полнен желчи, п. . ув. . личения и несправедливости. (Вовенарг. ) 5) В старости нач. . наешь пр. . давать значение не столько творч. . ству, сколько жизни. (Э. Григ. ) 6) Вр. . менные трудности пр. . одолеваются с помощью временных успехов. (А. Михеев. ) 1) Нет н. . чего бе. . цветнее, чем характер бе. . характ. . рного человека. (Лаборюйер. )
Слайд №8. Это интересно
7. Итог урока. Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?
(Мы сегодня повторили изученный материал по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография». )
Слайд №9. Домашнее задание. Стр. 221-223. Упражнение 303
Слайд №10. Спасибо за работу!
Приложение
Карточка 1
1. Спишите слова, ставя в них ударения.
Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аут¬сайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благове¬щение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение.
2. Запишите слова в фонетической транскрипции.
Бульон, расческа, занимается, чудесного.
3. Произведите фонетический разбор слова объясниться.
4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Все, что человек способен пр. . дставить в воображении, дру¬гие с. . меют пр. . творить в жизнь. (Ж. Берн. ) 2) Пр. . чину и пластыр. . можно пр. . клеить где угодно. (японская пословица. ) 3) Ум берет один бар. . ер за другим, глупость вообще не знает пр. . град. (В. Лебедев. ) 4) Сущ. . ствовать – значит быть в. . спр. . нимаемым. (Дж. Беркли. ) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св. . тых и пр. . следуют живых. (Хови. ) 6) Очень многие заблуждения обусловлены потребностью пр. . украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр. . сти воображение. (Сент Экзепюри. ) 7) Зрелость – не столько возраст, сколько пр. . одоление трудных дорог. (В. Борисов. )
Карточка 2
1. Спишите слова, ставя в них ударения.
Гребень, гриль¬яж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жало¬вать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат, позвонить, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань).
2. Запишите слова в фонетической транскрипции.
Компаньон, открывается, широкого, ис¬печься.
3. Произведите фонетический разбор слова разъехаться.
4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Сомнение – камень пр. . ткновения на пути к пр. . движению. (Б. Борисфенит) 2) Счастье не в д. . ньгах, а в том, как их пр. . умножить. (амер. пословица. ) 3) Большое пр. . пятствие для счастья – это ож. . дание слишком большого счастья. (Фонтенель. )4) Зависть об. . няет и судит без д. . казательств, пр. . умножает нед. . статки, дает малейшим оши. . кам громкие . . звания; язык ее н. . полнен желчи, п. . ув. . личения и несправедливости. (Вовенарг. ) 5) В старости нач. . наешь пр. . давать значение не столько творч. . ству, сколько жизни. (Э. Григ. ) 6) Вр. . менные трудности пр. . одолеваются с помощью временных успехов. (А. Михеев. ) 1) Нет н. . чего бе. . цветнее, чем характер бе. . характ. . рного человека. (Лаборюйер. )
В. М. Самусь, МКУОШИ "Мыскаменская школа-интернат С(П)ОО", п. Мыс Каменный, Ямальский район, Ямало-Ненецкий АО
Метки: Русский язык