Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»

Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»

Цель: обобщить знания по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.

Задачи урока:

Образовательная:

создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

Воспитательная:

создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.

Развивающая:

создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

Форма урока: урок-практикум.

Ведущая компетенция: культуроведческая (знание обучающимися орфографических правил): работать над расширением словарного запаса и правильностью речи обучающихся.

Ведущий принцип: доступности, научности.

Подход: личностно – ориентированный.

Технологии: технология разноуровневой дифференциации, технология информационно-коммуникативного обучения.

Оборудование урока: видеопроектор,компьютеры.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слайд № 1.

Запись числа и классной работы с ошибками.

3. Слайд №2

Работа с транскрипцией. На доске записано высказывание Н. В. Гоголя в фонетическое транскипции. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.

[Н'изнай'у / фкакой' другой' л'ит'иратур'э паказал'и ст'ихатворцы такой'э б'искан'эч'най'э разнаабраз'ий'э ат'энкоф звука / ч'иму ач'ас'т'и/ разум'эица / спасопстфавал сам паит'ич'иск'ий' й'изык наш]

Запись учащимися высказывания.

Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.

Николай Васильевич Гоголь

Слайд № 3

4. Формирование мотивации.

Слово учителя. Мы поработали с тремя слайдами, по которым мы можем сформулировать тему урока.

Начнём с транскрипции (Фонетика), записали в тетради, используя какие знаки? Буквы (Графика). Красным цветом выделены буквы УДАРНЫЕ, произношение соответствует написанию? НЕТ (Орфоэпия) И самый первый слайд с ошибками –(Орфография) Всё это мы изучили? ДА. Что будем повторять?

Слайд №4

5. Слайд №5

Словарная работа

Транскрипция (в языкознании) – совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, а также соответствующая запись.

Слайд №6

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами). Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.

Звук является наименьшей единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных звуков участвует только голос, а в образовании согласных – шум или голос и шум.

Слайд №7 Физкульминуткадля глаз

6. Задание на повторение тем

Задание по орфоэпии

1 компьютер

Поставь ударение

БаловАть, договОр, завИдно, каталОг, красИвее, премировАть, хвОя, украИнский, хозЯева, щавЕль, занятА, свЁкла, тОрты, бАнты, звонИт, пломбировАть, апострОф, углублЁнный, экспЕрт.

Задание по фонетике и орфоэпии

2 компьютер

[Й'эсл'и вынач'н'от'э суд'ит' л'уд'эй'/ увас н'ихват'ит вр'эм'ин'и нато штобы л'уб'ит' их]

Если вы начтёте судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. Мать Тереза.

[Какда мал'ин'к'ий' ч'илав'эк задумываит в'ил'икай'э пр'итпр'ий'ат'ий'э / он вс'игда канч'аит т'эм / што ум'ин'шаит й'иво дауровн'а сфай'эй' паср'этств'энаст'и]

Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности. Наполеон Бонапарт

Задание по фонетике и орфоэпии

3 компьютер

Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

[какда ч'илав'эка бран'ат / эта абыч'на азнач'аит / што он абладаит й'асна выражэным характ'иром]

Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером. Т. Эдварде

[ч'илав'эк б'эс пр'инцыпаф иб'ис вол'и пахош на карабл'/ у ка-торавъ 'н'эт рул'а и компсъ: он м'ин'а]'ит сфа]'о направл'эн'ирэ с каждъй п'ир'и м'энъй в'этра//]

Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которо­го нет руля и компаса: он меняет свое направление с каждой пере­меной ветра. С. Смайлс

Задание по фонетике

4 компьютер

Задание № 1 . Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
  2. В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
  3. В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым.
  4. В слове ВСАДНИК первый звук [ф].

Задание № 2. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие.
  2. В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в].
  3. В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв.
  4. В слове ВСЕГДА первый звук [ф].

Задание № 3. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове РЕЗКИЙ есть звук [с].
  2. В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков.
  3. В слове БОИТСЯ нет звука [с'].
  4. В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению.

Задание № 4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ШЬЕШЬ четыре звука.
  2. В слове ВТОРНИК есть звук [ф].
  3. В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый.
  4. В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.

Задание № 5. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т].
  2. В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков.
  3. В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ф].
  4. В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые.

Задание № 6. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими.
  2. В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков.
  4. В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.

Задание № 7 . Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  2. В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.
  3. В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков.
  4. В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ш].

Задание № 8. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв.
  2. В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими.
  3. В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [з].
  4. В слове ЧУЖОГО есть звук [в].

Задание № 9. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т].
  2. В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове КРОВЬ есть звук [ф].
  4. Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков.

Задание № 10. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими.
  2. В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми.
  3. В слове ВХОДЯТ первый звук – [ф].
  4. В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.
задания

ответы

1

2

2

1

3

2

4

4

5

1

6

1

7

3

8

1

9

3

10

4

5 компьютер

Тренажёр по орфографии

Работа по карточкам

Карточка 1

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аут­сайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благове­щение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Бульон, расческа, занимается, чудесного.

4. Произведите фонетический разбор слова объясниться.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Все, что человек способен пр. . дставить в воображении, дру­гие с. . меют пр. . творить в жизнь. (Ж. Берн. ) 2) Пр. . чину и пластыр. . можно пр. . клеить где угодно. (японская пословица. ) 3) Ум берет один бар. . ер за другим, глупость вообще не знает пр. . град. (В. Лебедев. ) 4) Сущ. . ствовать – значит быть в. . спр. . нимаемым. (Дж. Беркли. ) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св. . тыхи пр. . следуют живых. (Хови. ) 6) Очень многие заблуждения обусловлены потребностью пр. . украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр. . сти воображение. (Сент Экзепюри. ) 7) Зрелость – не столько возраст, сколько пр. . одоление трудных дорог. (В. Борисов. )

Карточка 2

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Гребень, гриль­яж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жало­вать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат, позвонить, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань).

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Компаньон, открывается, широкого, ис­печься.

4. Произведите фонетический разбор слова разъехаться.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Сомнение – камень пр. . ткновения на пути к пр. . движению. (Б. Борисфенит) 2) Счастье не в д. . ньгах, а в том, как их пр. . умножить. (амер. пословица. ) 3) Большое пр. . пятствие для счастья – это ож. . дание слишком большого счастья. (Фонтенель. )4) Зависть об. . няет и судит без д. . казательств, пр. . умножает нед. . статки, дает малейшим оши. . кам громкие . . звания; язык ее н. . полнен желчи, п. . ув. . личения и несправедливости. (Вовенарг. ) 5) В старости нач. . наешь пр. . давать значение не столько творч. . ству, сколько жизни. (Э. Григ. ) 6) Вр. . менные трудности пр. . одолеваются с помощью временных успехов. (А. Михеев. ) 1) Нет н. . чего бе. . цветнее, чем характер бе. . характ. . рного человека. (Лаборюйер. )

Слайд №8. Это интересно

7. Итог урока. Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

(Мы сегодня повторили изученный материал по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография». )

Слайд №9. Домашнее задание. Стр. 221-223. Упражнение 303

Слайд №10. Спасибо за работу!

Приложение

Карточка 1

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аут¬сайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благове¬щение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Бульон, расческа, занимается, чудесного.

3. Произведите фонетический разбор слова объясниться.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Все, что человек способен пр. . дставить в воображении, дру¬гие с. . меют пр. . творить в жизнь. (Ж. Берн. ) 2) Пр. . чину и пластыр. . можно пр. . клеить где угодно. (японская пословица. ) 3) Ум берет один бар. . ер за другим, глупость вообще не знает пр. . град. (В. Лебедев. ) 4) Сущ. . ствовать – значит быть в. . спр. . нимаемым. (Дж. Беркли. ) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св. . тых и пр. . следуют живых. (Хови. ) 6) Очень многие заблуждения обусловлены потребностью пр. . украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр. . сти воображение. (Сент Экзепюри. ) 7) Зрелость – не столько возраст, сколько пр. . одоление трудных дорог. (В. Борисов. )

Карточка 2

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Гребень, гриль¬яж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жало¬вать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат, позвонить, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань).

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Компаньон, открывается, широкого, ис¬печься.

3. Произведите фонетический разбор слова разъехаться.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Сомнение – камень пр. . ткновения на пути к пр. . движению. (Б. Борисфенит) 2) Счастье не в д. . ньгах, а в том, как их пр. . умножить. (амер. пословица. ) 3) Большое пр. . пятствие для счастья – это ож. . дание слишком большого счастья. (Фонтенель. )4) Зависть об. . няет и судит без д. . казательств, пр. . умножает нед. . статки, дает малейшим оши. . кам громкие . . звания; язык ее н. . полнен желчи, п. . ув. . личения и несправедливости. (Вовенарг. ) 5) В старости нач. . наешь пр. . давать значение не столько творч. . ству, сколько жизни. (Э. Григ. ) 6) Вр. . менные трудности пр. . одолеваются с помощью временных успехов. (А. Михеев. ) 1) Нет н. . чего бе. . цветнее, чем характер бе. . характ. . рного человека. (Лаборюйер. )

В. М. Самусь, МКУОШИ "Мыскаменская школа-интернат С(П)ОО", п. Мыс Каменный, Ямальский район, Ямало-Ненецкий АО

Метки: Русский язык