Урок-мастерская по городу Имя существительное
Урок-мастерская по городу Имя существительное
Цель: уметь опознавать имя существительное среди других частей речи,
Знать морфологические признаки существительного, синтаксическую роль существительного в предложении.
Нравственное и эстетическое воспитание, повторение правил дорожного движения.
Внутрипредметные связи: орфография – морфология, морфология – культура речи – обж
Ход урока
1. Орг. Момент.
2. Вступительное слово учителя. Записи числа, классной работы, а для темы оставим строку. Это урок-путешествие, название и будет темой нашего урока. Загадка:
3. Чтение загадки. Гипотеза темы. А. Шибаев «Слова, слова, слова»
Всему название дано –
И зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
– Какой частью речи обозначены предметы? (Имя существительное)
– Гипотеза нашего урока? Что мы знаем? Что умеем?
4. Повторение Слово учителя. План города на эл. доске (эффект проявления).
Итак, центр города, его кремль символизирует основное значение существительного, его смысл.
– Что обозначает имя существительное? (предмет)
– На какие вопросы отвечает? (кто? что?)
5. Примеры.
6. Записи. 1. Предметы, вещи – Интернет, диван
2. Явления природы – ветер, тишь
3. Явления общественной жизни – мир, реформа
4. Различные признаки как предмет – белизна, молодость
5. Действие как предмет и состояние – плавание, горение
7. Вывод. Имя существительное – часть речи, обозначает 1-6 и отвечает на вопросы кто? Что?
8. Слово учителя. От центра города отходят группы улиц.
– На какой улице свет можно переходить улицу
– На какой свет нельзя переходить улицу?
Повторение ППД.
9. Улицы. Две улицы, соединенные переулком. Собственная и Нарицательная. По переулку жители этих улиц могут переходить с одной улицы на другую.
Нарицательная улица – это название однородных предметов. (Есть много различных книг, а мы говорим – книга, много пород собак – собака).
Собственная улица – это названия единичных предметов, чаще пишутся с заглавной буквы. Это ФИО, географические названия, названия литературных произведений, исторических событий, название картин, предприятий, спектаклей, клички животных.
10. Записи примеров. Упр. 175
Нарицательные – предмет, книга…
Собственные – Анна Васильевна, Ангара, «Война и мир», ТЭЦ, ГЭС, «Три поросенка», Жучка.
11. По переходу жители с одной улицы на другую имеют возможность передвигаться, так как
Собственные могут переходить в нарицательные. Задание. Чтение. Записи.
Рентген (имя человека) – рентген (невидимые лучи)
Шаль (город) – шаль (платок)
Нарицательные в имена собственные
Созвездие – Созвездие Близнецов
Орел (птица) – город Орел
12. Вопрос: Почему у существительного два вопроса? Привести примеры. Какие будут следующие улицы?
13. Закрепление. Записи примеров упр. 181
Записи Одушевленные: медведь, мама
Неодушевленные: зима, книга
14. Третья группа – это три улицы – Мужская, Женская, Средняя
Причем от улицы Женского рода отходит переулок 3 склонения с ее постоянным жителем Мягким знаком. Улицы Мужского и Женского рода пересекает улица 1 Склонения, улицы мужского и среднего рода пересекает улица 2 Склонения.
15. Закрепление. Игра «Расселите жильцов» по улицам Мужского рода, Женского рода и Среднего рода.
16. Записи в тетради под диктовку. Дом и его жильцы.
1 склонение 2 склонение 3 склонение
М,Ж род м,ср. р жр
– на –я-а на –о-е на согл. с ь знаком на конце
Слова различные (лучше словарные): линейка, малина, каток, свет, иллюстрация, бассейн и пр.
17. Творческий, слуховой диктант: записи отгадок по склонениям.
А) В тетради я бываю
Косая и прямая
В другом своем значении
Я – планка для черчения. (Линейка)
Б) Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня (Свет)
В) Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха и сна
Называюсь (тишина)
Грач, море, горе, рожь, мама, папа, мышь, дочь.
18. Вывод. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 скл. ?
19. Слово учителя. Большинство существительных изменяются по падежам (склоняются). Вверху нашей схемы города располагается не связанный с центром города Падежный проспект, который пересекается шестью улицами.
– Назовите их?
– «Опознайте» жильцов этого Проспекта, т. е. просклоняйте
Ип Кто? Что? Мама, мир
Рп кого? Чего?
Дп кому? Чему?
Вп кого? Что?
Тп кем? Чем?
Пп о ком? О чем?
20. Вывод. Что мы знаем об имени существительном? Что осталось изучить? (Числа)
21. Слово учителя. Падежные улицы своими разными концами упираются в два парка: Множественное число и Единственное число. Каждый раз пересекая Падежный проспект жители этого города меняются.
Докажите!
Ед. ч. луч – мн. ч. лучах
Существуют существительные только мн. ч. – грабли, жмурки; ед. ч. – молодость, молоко
22. Выводы. Морфологические признаки существительного:
Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, склонения, род, падеж и число.
23. Слово учителя. Карта заполнена, но осталось неясным одно: почему одни улицы связаны с центром города, а другие – нет? (К центру улицы, названия которых обозначает постоянные признаки имен существительных, чуть в стороне – улицы и парки, проспект непостоянные признаки).
24. выводы.
25. Синтаксическая роль имен существительных в предложении.
26. Вокруг города – окружное шоссе. Но дорога странная: она обозначена разными линиями (сплошной, двойной, пунктирной, пунктир с точкой).
– Почему?
Н. В. Чипенко, Москва
Метки: Русский язык