Тема урока: Правописание НЕ с причастиями, 7 класс
Тема урока: Правописание НЕ с причастиями, 7 класс
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: повторить написание НЕ с прилагательными,существительными, глаголами; познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастием; формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в причастии.
Задачи :
Образовательная Обобщить знания учащихся о правописании НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.
Развивающая Совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в диалоге, развивать логическое мышление, расширять словарный запас.
Воспитывающая Воспитывать коммуникативность учащихся.
Ход урока.
1. Объявление целей урока. (Слайды 1,2,3)
2. Повторение написания НЕ с прилагательными, существительными, глаголами.
А) Словарная диктовка.
Не терпит неправды; не широкая, а узкая река; неширокая, но рыбная река; говорил не правду, а ложь; невысокий дом; ненастная погода; испытывать неприязнь; книга ничуть не интересная.
Б) Выявление сходных условий написания НЕ с данными словами.
– Какие общие условия написания слитного написания НЕ с прилагательными, существительными, глаголами вы заметили?
– Какие условия раздельного написания обнаружили у существительных, прилагательных?
3. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд 4
Я (не)поверю, что есть на земле скучные места. Красив наш край! Пр. . буждают вообр. . жение (не)объятные просторы не тронутых плугом ковыльных степей. Родная степь нельзя (не)любить твои необозримые пр. . сторы.
Списать, вставить пропущенные буквы, расставить пропущенные запятые.
( При выполнении работы находим причастия, обращаем внимание на написание НЕ с причастием. Выделяем причастный оборот, одиночное причастие. ) (Слайд № 6)
4. Чтение теоретической статьи, посвящённой этому правилу. (Слайд № 7)
– Назовите условия слитного написания НЕ с причастием. (Слайд № 8 )
– Назовите условия раздельног написания НЕ с причастием. (Слайд № 8 )
– Что общего в написании НЕ с причастием и другими частями речи? (Слитно пишется, если не употребляется без НЕ. Раздельно, если есть противопоставление с союзом А).
– В чём заключается особенность данного правила? (Краткая форма влияет на раздельное написание НЕ с причастием)
– Объясните написание НЕ с причастиями в записанном нами тексте.
5. Работа над выполнением заданий теста. (Слайд № 9 )
А) Объясните написание НЕ с причастием.
Объясните написание НЕ с причастием
Трава НЕ скошена
А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;
Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.
2. Ничем НЕ нарушаемая тишина
А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;
Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.
3. Нескошенный луг
А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;
Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов
4. НЕ сжатая вовремя рожь
А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;
Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.
Б) Найдите предложение, где есть одиночное причастие, пишущееся с НЕ слитно. (Слайд № 10 )
Найдите предложение, где есть одиночное причастие, пишущееся с НЕ слитно.
(Не)прочитанная мною книга лежала на столе.
Нельзя давать (не)продуманный ответ.
(Не)наделенный даром доброты никогда не поймет другого.
Горы, (не)освещенные солнцем, казались мрачными.
6. Чтобы не ошибиться в выборе слитного и раздельного написания, возможно использование алгоритма.
Учащимся предлагаются «слепые» алгоритмы, в которых пропущены некоторые пункты. Их необходимо восстановить, проработав ещё раз правило. (Слайд № 11)Затем учащиеся сравнивают с образцом.
Учащимся предлагается алгоритм. (Слайд № 12)
7. Закрепление изученного материала.
1) Индивидуальная работа (работа по карточкам). (Сильный уровень)
Варианты карточек.
А. Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания НЕ с причастием.
(Не) повторимая красота; (не) нарушаемая звуками; (не) вспаханные, а освободившиеся от снега поля; (не)поражённая сорняками земля; урожай (не)убран; (не)прекращающиеся дожди.
В. Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания НЕ с причастием.
(Не)имеющее границ пространство; ничем (не)нарушаемая тишина; трава (не)скошена; (не)погашенный костёр; (не)вспаханное поле; (не)согретая солнцем земля.
Найдите причастные обороты, составьте с ними предложения и запишите их.
2) Выполнение упражнения учебника выполняется коллективно. (Слабый уровень)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд № 13)
Продолжите высказывания:
Сегодня на уроке я узнал (а), что слитно с НЕ пишутся причастия, не ……………. . . без НЕ– .
Слитно с НЕ пишутся полные причастия, не. …………………….
Домашнее задание. (На выбор). 1. Упражнение учебника.
2. Карточки. Продолжить текст, используя причастия с НЕ.
Примеры карточки.
Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания
Солнце (не)видимое уже за г. . ризонтом освещает кусоч. . к неба. Вот в небе заг. . релись бл. . стящие звёздочки. Их (не)унывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!
Продолжите текст, дописав 2-3 предложения, используя причастия и причастные обороты.
Н. В. Чипенко, Москва
Метки: Русский язык