Урок 1 Русский язык – национальный язык русского народа
Урок 1 Русский язык – национальный язык русского народа
Цели:
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии.
Формирование умения определять главную мысль текста, грамотно оформлять ее запись.
Повторение орфографическое и пунктуационное.
Оборудование, наглядность: «Тексты изложений для проведения письменного экзамена в 9 классе», таблица «Разделы русской лингвистики».
Х о д у р о к а
Организационная вступительная беседа.
Знакомство с учебником, его аппаратом, системой условных обозначений, приложением, форзацами (в слабо подготовленном классе можно предложить найти в тексте учебника те или иные условные обозначения).
Постановка цели обучения на предстоящий учебный год: закончить изучение синтаксиса и пунктуации, повторить и обобщить знания по различным разделам русского языка, успешно сдать экзамен как письменный, так и устный по выбору.
Информация о письменном экзамене в форме изложения с творческим заданием, демонстрация сборника изложений объяснение системы работы с этим сборником, предложение приобрести его для подготовки к экзаменам.
Информация об устном экзамене по выбору и его формах: комплексный анализ текста, по билетам с практическим заданием, собеседование, тестирование.
Оформление тетради по русскому языку с соблюдением единого орфографического режима.
Подписывание тетрадей (их две; одна – для классных работ, другая – для домашних).
Оформление записей: число прописью, вид работы, запись темы без слова «тема» и без кавычек, между работами – две пропущенные строки.
Запись в тетрадях числа и темы урока с доски, можно предоставить учащимся определить цель урока: о чем они должны знать к концу урока, добавив, чему должны научиться.
Работа с учебником: пересказ лингвистического текста.
Задание: прочитав информацию «Возьмите на заметку» на с. 4-5, расскажите о назначении, образовании, развитии, особенностях русского языка (выделенные слова записаны на доске). Возможно выступление по каждому пункту отдельного ученика.
Повторение изученного, уточнение приобретенных знаний.
Работа с таблицей (карточки-сигналы):
фонетика орфография орфоэпия
морфемика ЛИНГВИСТИКА графика
фразеология словообразование морфология
синтаксис пунктуация стилистика
Учитель: Что изучают эти разделы лингвистики?
(Напомнить учащимся о том, что в ходе повторения мы будем неоднократно возвращаться к этим карточкам, показывая взаимосвязь разделов языка. )
Комплексный анализ текста: упражнение 5.
Задания:
Выразительное чтение, определение темы и основной мысли текста;
Карандашом (в хорошо подготовленном классе – сразу при чтении) вставить пропущенные буквы, объясняя необходимость знания морфемики; пропущенные знаки препинания, объясняя, что в работе могут помочь знания синтаксиса и пунктуации;
Запись в тетради основной мысли текста (возможные варианты работы: предварительное обсуждение записи, или диктовка удачного варианта для тех, кто не справился, или самостоятельная работа, индивидуальная помощь учителя).
Устная работа по упражнениям 2,3 (по времени).
Объяснение и запись домашнего задания:
Упражнение 6, знаки препинания объяснить графически, найти интересные слова для фонетического и морфемного разбора.
Текст 10 из сборника изложений прочитать, письменно сформулировать ответ на творческое задание № 1.
Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва
Метки: Русский язык