Конспект урока русского языка в 6 классе с использованием технологии «Критическое мышление»
Конспект урока русского языка в 6 классе с использованием технологии «Критическое мышление»
Тема урока
: «Несклоняемые имена существительные»
Цели: 1. Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»;
2. Формирование представления о несклоняемых именах существительных»;
3. Формирование умения работать в группах;
4. Развитие связной речи;
5. Развитие логического мышления посредством выполнения; лингвистических задач.
Приемы: «Цветок ассоциаций», «Знаю – хочу узнать – узнал», «Лови ошибку», инсертное чтение, кластер, «Совместный поиск».
Ход урока:
– Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы «Имя существительное».
1. Стадия вызова.
Прием «Цветок ассоциаций»
– Обратите внимание на доску (на доске/экране цветок без лепестков). Перед нами цветок, который называется «Имя существительное», вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. У каждого на парте лежит по одному лепестку. На них вы сейчас напишете по одной ассоциации, связанной с именем существительным.
(пишут, читают вслух, чтобы избежать повторений, прикрепляют лепесток на место; педагог тоже заполняет на случай, если учащиеся что – то упустили).
– Давайте посмотрим, что у нас получилось:
имя существительное
– отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
– обозначает предмет;
– изменяется по родам
по числам
по падежам
– бывает собственным и нарицательным
– бывает одушевленным и неодушевленным
– в предложении является подлежащим, дополнением, обстоятельством (реже сказуемым).
Вместо цветка ассоциаций можно использовать прием «Знаю – хочу узнать – узнал». В этом случае учащимся раздаются таблицы, в которых они на стадии вызова заполняют 1 столбик.
(далее намеренно выделяю лепесток ПАДЕЖ)
– Скажите, что вы знаете о падежах? Умеете ли вы склонять существительные по падежам? Сейчас мы это проверим.
(делятся на небольшие группы или пары).
Прием «Лови ошибку».
– Каждая группа получит задание. В этом задании даны словосочетания, в которые входят существительные. У них уже определен падеж. Попробуйте найти ошибки.
1) Работать на фабрике (предложный)
2) По широкой улице (дательный)
3) Выйти без пальта (родительный)
4) Гордиться учеником (винительный)
5) Фотографироваться с кенгурой (творительный)
(выступления групп, возможна дискуссия по поводу ошибок)
– Давайте сделаем вывод, какие это слова – кенгуру и пальто? (несклоняемые).
– Какова же цель нашего урока? (узнать, какие существительные относятся к несклоняемым).
(Если учащиеся работают с таблицей, то они заполняют 2 столбик «Хочу узнать»).
2. Стадия «Осмысление». Восприятие и переработка информации.
Прием «Инсерт».
Работают в парах.
– На стр. 91 вы найдете правило. Внимательно прочитайте его и на полях сделайте следующие пометки:
«V» – знаю
«+» – новый материал
«?» – есть вопросы
(заполняют таблички с соответствующими столбцами)
– А теперь ответим на вопрос, что нового мы узнали из данного параграфа?
Прием «Кластер»
Учащиеся систематизируют полученные знания при помощи кластера. (Если учащиеся не знакомы с моделями кластеров, познакомить их).
«Совместный поиск» (работают в группах).
Каждая группа получает карточки с заданиями. Среди предложений нужно найти несклоняемые существительные и определить их падеж. На задание отводится определенное количество времени (5 – 7 мин). По истечении времени команды оглашают результаты, поясняя свой выбор.
Задание :
Как-то рано поутру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!
3. Стадия «Рефлексия».
«Верите или не верите».
1. Все несклоняемые существительные – заимствованные слова.
2. Не существует несклоняемых фамилий.
3. Все несклоняемые существительные не имеют окончаний.
4. Существительные кафе и зеркало не изменяется по падежам.
5. В словосочетании тетрадь Фохт Михаила нет ошибки.
Возвращаются к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал» и заполняют последний столбик.
Домашнее задание. Подобрать примеры несклоняемых имен существительных на темы: животные, фамилии, географические названия.
Контрольно – оценочная деятельность осуществляется рабочими группами и корректируется учителем.
Ю. А. Некрасова, МОУ "СОШ" пст. Первомайский, Республика Коми
Метки: Русский язык