Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: Глагол как часть речи

Тема: Глагол как часть речи

Цели:

1. Повторить изученный в начальной школе материал о глаголе, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении.

2. Развитие умения находить глагол в тексте.

3. Закрепить навыки, полученные на предыдущих уроках;

4. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. На улице ярко светит солнышко, погода замечательная – давайте вместе улыбнемся солнышку. Оно передало нам своей энергии, и наше настроение из хорошего превратилось в прекрасное.

Посмотрите на экран. Вы любите загадки? Сейчас одну из них мы попытаемся угадать.

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет:

Вяжет, сеет иль поет.

Может плакать и смеяться,

Или забивает гол,

Как стараться, удивляться –

Растолкует нам …. (глагол)

II. Целеполагание.

– Скажите, ребята, давно ли Вам известна такая часть речи? (да, с начальных классов). Тогда почему в 5 классе мы снова возвращаемся к ней? (чтобы повторить и изучить что – то новое). Давайте попробуем определить цель нашего урока.

1. Повторить ранее изученный материал о глаголе.

2. Изучение нового материала по теме «Глагол».

III. Повторение ранее изученного материала. Работа по алгоритму (приложение 1).

– Сейчас каждый из вас получит маршрутный лист, который будет вам помогать в течение всего урока. В маршрутном листе содержаться задания, которые вы попытаетесь выполнить. Помните, что задания со звездочкой – задания повышенной сложности. Вместе с маршрутным листом вы найдете лист оценки (приложение 2), в котором вами будет вестись учет набранных вами баллов. Будьте внимательны!

Итак, задание 1.

1. Дайте верное определение глагола.

Ваша задача – верно заполнить пропуски. Время выполнения – 3 минуты.

*составить предложение с однородными сказуемыми.

Это дополнительное задание, за которое вы можете заработать дополнительный 1 балл.

А теперь внимание на слайд с верными ответами. В листе оценивания сделайте отметку о полученных баллах.

(далее в ходе урока учащиеся работают по алгоритму – выполняют задание из маршрутного листа, проверяют – верные ответы даны в презентации – оценивают свою работу при помощи листа оценивания, выставляют балл)

Переходим к заданию 2.

2. Откройте учебник на странице 242, прочитайте правило. На основе данного правила составьте опорную схему «Изменение глаголов». Время, отведенное на это задание – 4 минуты.

*придумать примеры к схеме.

Задание 3.

3. Изменение глаголов по временам. Работа с учебником. Выполнение упр. 661. Время выполнения – 5 минут.

*Выполнить дополнительные задания (2,5). (2 – разбор слова по составу, 5 – пунктуационный разбор)

Физминутка

Учащиеся встают. Педагог называет слова. Если слово – существительное, дети хлопают, если глагол – топают.

Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, поет, гололед.

Возвращаемся к маршрутному листу.

Задание 4. Спряжение глагола. Дать ответы на вопросы. Определить спряжение глаголов (время – 8 минут)

Откройте учебник на стр. 266 – 267 и рассмотрите правила в рамочках. Ответьте на вопросы:

А) Что такое спряжение глагола?

Б) Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

В) Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Г) Назовите глаголы – исключения.

Все ваши ответы запишите в маршрутном листе.

Определите спряжение глаголов (обозначить цифрой сверху):

Ходить, задержать, доверять, терпеть, сеять, отвечать, пилить, видеть, шить, стоять.

*Стелить, пить, гнать, ненавидеть, брить.

5. Работа с текстом. Из текста выписать глаголы и определить их морфологические признаки. (5 минут)

В тексте подчеркните глаголы и дайте им морфологическую характеристику.

Незаметно подкралось утро. Будильник вздрагивает и звенит. Скоро за стеной зазвенит будильник

соседа. Каждый рабочий день начинается с этого звона.

*Определить лексическое значение слова подкралась.

– Вы хорошо потрудились сегодня. Подсчитаем ваши баллы. В листах оценивания вы найдете таблицу, которая поможет перевести ваши баллы в оценки.

6. Рефлексия.

– Давайте подведем итог нашего урока (устно).

Глагол – это часть речи, которая обозначает ______________________________ и отвечает на вопросы _______________________? _____________________________? и др. Глагол изменяется по _______, ________,________ и т. д. В предложении глагол обычно является _________________________ и подчеркивается ___________________.

7. Домашнее задание. Прочитать параграф 107; выполнить задания на выбор (выбери по своим способностям): упр. 679; *упр. 687;

8. Оценки.

– Вы довольны своими оценками? До свидания.

Задания к уроку

  1. Дайте верное определение глагола. (3 мин. )

Глагол – это часть речи, которая обозначает ______________________________ и отвечает на вопросы _______________________? _____________________________? и др. В предложении глагол обычно является _________________________ и подчеркивается ___________________.

*Составьте предложение с однородными сказуемыми и подчеркните их.

______________________________________________________________________________

  1. Работа с учебником. (4 мин)

Откройте учебник на странице 242, прочитайте правило. На основе данного правила составьте опорную схему «Изменение глаголов».

*Придумать по одному примеру к схеме.

Изменение глаголов

  1. Время глагола. (5 мин. )

Откройте учебник на странице 260, упр. 661. Выпишите глаголы и определите их время.

*Выполните дополнительное задание (2).

**Выполните дополнительное задание (5).

Глагол

Время глагола

_____________________________________________________________________________________________________________________________* – задания повышенной сложности

  1. Спряжение глагола. (8 мин. )

Откройте учебник на стр. 266 – 267 и рассмотрите правила в рамочках. Ответьте на вопросы:

А) Что такое спряжение глагола?

Б) Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

В) Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Г) Назовите глаголы – исключения.

Ответы

А)______________________

Б)______________________

В)_______________________

Г)_______________________

Определите спряжение глаголов (обозначить цифрой сверху):

Ходить, задержать, доверять, терпеть, сеять, отвечать, пилить, видеть, шить, стоять.

*Стелить, пить, гнать, ненавидеть, брить.

5. Работа с текстом. (5 мин. )

В тексте подчеркните глаголы и дайте им морфологическую характеристику.

Незаметно подкралось утро. Будильник вздрагивает и звенит. Скоро за стеной зазвенит будильник

соседа. Каждый рабочий день начинается с этого звона.

_________________

*Определите лексическое значение слова подкралось.

6. * Творческое задание.

Составить небольшой рассказ (7-8 предложений) с использованием глаголов.

Карта оценивания деятельности ученика

Ф. И. ученика________________________________________________________________

Название задания

Критерии

Оценка

1.

Дайте верное определение глагола

Нет ошибок – 5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2 – 3 ошибки – 3 балла

Более 3 – 2 балла

*Составить предложение с однородными членами и подчеркнуть их.

1 балл

2.

Составить схему «Изменение глаголов»

Нет ошибок – 5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2 ошибки – 3 балла

Более 2 ошибок – 2 балла

*Привести по одному примеру к схеме

1 балл

3.

Время глагола

0 – 1 ошибка – 5 баллов

2 – 3 ошибки – 4 балла

4 – 5 ошибок – 3 балла

Более 5 ошибок – 2 балла

*Выполнить разбор слова по составу

1 балл

**Выполнить пунктуационный разбор предложения

2 балла

4.

Спряжение глагола:

  1. Ответить на вопросы

Без ошибок – 5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2 ошибки – 3 балла

Более 2 ошибок – 2 балла

  1. Определить спряжение глаголов

0 – 1 ошибка – 5 баллов

2 – 3 ошибки – 4 балла

3 – 4 ошибки – 3 балла

Более 4 ошибок – 2 балла

*Дополнительное задание

1 балл

5.

Работа с текстом

Нет ошибок – 5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2 ошибки – 3 балла

Более 2 ошибок – 2 балла

*Определить лексическое значение слова.

1 балл

Итоги

Балл

Оценка

37 – 30

5

29 – 22

4

21 – 14

3

13 – 7

2

Ю. А. Некрасова, МОУ "СОШ" пст. Первомайский, Республика Коми

Метки: Русский язык