Тема: Глагол как часть речи
Тема: Глагол как часть речи
Цели:
1. Повторить изученный в начальной школе материал о глаголе, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении.
2. Развитие умения находить глагол в тексте.
3. Закрепить навыки, полученные на предыдущих уроках;
4. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. На улице ярко светит солнышко, погода замечательная – давайте вместе улыбнемся солнышку. Оно передало нам своей энергии, и наше настроение из хорошего превратилось в прекрасное.
Посмотрите на экран. Вы любите загадки? Сейчас одну из них мы попытаемся угадать.
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто что делает, расскажет:
Вяжет, сеет иль поет.
Может плакать и смеяться,
Или забивает гол,
Как стараться, удивляться –
Растолкует нам …. (глагол)
II. Целеполагание.
– Скажите, ребята, давно ли Вам известна такая часть речи? (да, с начальных классов). Тогда почему в 5 классе мы снова возвращаемся к ней? (чтобы повторить и изучить что – то новое). Давайте попробуем определить цель нашего урока.
1. Повторить ранее изученный материал о глаголе.
2. Изучение нового материала по теме «Глагол».
III. Повторение ранее изученного материала. Работа по алгоритму (приложение 1).
– Сейчас каждый из вас получит маршрутный лист, который будет вам помогать в течение всего урока. В маршрутном листе содержаться задания, которые вы попытаетесь выполнить. Помните, что задания со звездочкой – задания повышенной сложности. Вместе с маршрутным листом вы найдете лист оценки (приложение 2), в котором вами будет вестись учет набранных вами баллов. Будьте внимательны!
Итак, задание 1.
1. Дайте верное определение глагола.
Ваша задача – верно заполнить пропуски. Время выполнения – 3 минуты.
*составить предложение с однородными сказуемыми.
Это дополнительное задание, за которое вы можете заработать дополнительный 1 балл.
А теперь внимание на слайд с верными ответами. В листе оценивания сделайте отметку о полученных баллах.
(далее в ходе урока учащиеся работают по алгоритму – выполняют задание из маршрутного листа, проверяют – верные ответы даны в презентации – оценивают свою работу при помощи листа оценивания, выставляют балл)
Переходим к заданию 2.
2. Откройте учебник на странице 242, прочитайте правило. На основе данного правила составьте опорную схему «Изменение глаголов». Время, отведенное на это задание – 4 минуты.
*придумать примеры к схеме.
Задание 3.
3. Изменение глаголов по временам. Работа с учебником. Выполнение упр. 661. Время выполнения – 5 минут.
*Выполнить дополнительные задания (2,5). (2 – разбор слова по составу, 5 – пунктуационный разбор)
Физминутка
Учащиеся встают. Педагог называет слова. Если слово – существительное, дети хлопают, если глагол – топают.
Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, поет, гололед.
Возвращаемся к маршрутному листу.
Задание 4. Спряжение глагола. Дать ответы на вопросы. Определить спряжение глаголов (время – 8 минут)
Откройте учебник на стр. 266 – 267 и рассмотрите правила в рамочках. Ответьте на вопросы:
А) Что такое спряжение глагола?
Б) Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
В) Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Г) Назовите глаголы – исключения.
Все ваши ответы запишите в маршрутном листе.
Определите спряжение глаголов (обозначить цифрой сверху):
Ходить, задержать, доверять, терпеть, сеять, отвечать, пилить, видеть, шить, стоять.
*Стелить, пить, гнать, ненавидеть, брить.
5. Работа с текстом. Из текста выписать глаголы и определить их морфологические признаки. (5 минут)
В тексте подчеркните глаголы и дайте им морфологическую характеристику.
Незаметно подкралось утро. Будильник вздрагивает и звенит. Скоро за стеной зазвенит будильник
соседа. Каждый рабочий день начинается с этого звона.
*Определить лексическое значение слова подкралась.
– Вы хорошо потрудились сегодня. Подсчитаем ваши баллы. В листах оценивания вы найдете таблицу, которая поможет перевести ваши баллы в оценки.
6. Рефлексия.
– Давайте подведем итог нашего урока (устно).
Глагол – это часть речи, которая обозначает ______________________________ и отвечает на вопросы _______________________? _____________________________? и др. Глагол изменяется по _______, ________,________ и т. д. В предложении глагол обычно является _________________________ и подчеркивается ___________________.
7. Домашнее задание. Прочитать параграф 107; выполнить задания на выбор (выбери по своим способностям): упр. 679; *упр. 687;
8. Оценки.
– Вы довольны своими оценками? До свидания.
Задания к уроку
- Дайте верное определение глагола. (3 мин. )
Глагол – это часть речи, которая обозначает ______________________________ и отвечает на вопросы _______________________? _____________________________? и др. В предложении глагол обычно является _________________________ и подчеркивается ___________________.
*Составьте предложение с однородными сказуемыми и подчеркните их.
______________________________________________________________________________
- Работа с учебником. (4 мин)
Откройте учебник на странице 242, прочитайте правило. На основе данного правила составьте опорную схему «Изменение глаголов».
*Придумать по одному примеру к схеме.
Изменение глаголов
- Время глагола. (5 мин. )
Откройте учебник на странице 260, упр. 661. Выпишите глаголы и определите их время.
*Выполните дополнительное задание (2).
**Выполните дополнительное задание (5).
Глагол | Время глагола |
_____________________________________________________________________________________________________________________________* – задания повышенной сложности
- Спряжение глагола. (8 мин. )
Откройте учебник на стр. 266 – 267 и рассмотрите правила в рамочках. Ответьте на вопросы:
А) Что такое спряжение глагола?
Б) Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
В) Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Г) Назовите глаголы – исключения.
Ответы
А)______________________
Б)______________________
В)_______________________
Г)_______________________
Определите спряжение глаголов (обозначить цифрой сверху):
Ходить, задержать, доверять, терпеть, сеять, отвечать, пилить, видеть, шить, стоять.
*Стелить, пить, гнать, ненавидеть, брить.
5. Работа с текстом. (5 мин. )
В тексте подчеркните глаголы и дайте им морфологическую характеристику.
Незаметно подкралось утро. Будильник вздрагивает и звенит. Скоро за стеной зазвенит будильник
соседа. Каждый рабочий день начинается с этого звона.
_________________
*Определите лексическое значение слова подкралось.
6. * Творческое задание.
Составить небольшой рассказ (7-8 предложений) с использованием глаголов.
Карта оценивания деятельности ученика
Ф. И. ученика________________________________________________________________
№ | Название задания | Критерии | Оценка |
1. | Дайте верное определение глагола
|
Нет ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 – 3 ошибки – 3 балла Более 3 – 2 балла |
|
*Составить предложение с однородными членами и подчеркнуть их. | 1 балл | ||
2. | Составить схему «Изменение глаголов»
|
Нет ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла Более 2 ошибок – 2 балла |
|
*Привести по одному примеру к схеме | 1 балл | ||
3. | Время глагола
|
0 – 1 ошибка – 5 баллов 2 – 3 ошибки – 4 балла 4 – 5 ошибок – 3 балла Более 5 ошибок – 2 балла |
|
*Выполнить разбор слова по составу | 1 балл
|
||
**Выполнить пунктуационный разбор предложения | 2 балла | ||
4. | Спряжение глагола:
|
Без ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла Более 2 ошибок – 2 балла |
|
|
0 – 1 ошибка – 5 баллов 2 – 3 ошибки – 4 балла 3 – 4 ошибки – 3 балла Более 4 ошибок – 2 балла |
||
*Дополнительное задание | 1 балл | ||
5. | Работа с текстом
|
Нет ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла Более 2 ошибок – 2 балла |
|
*Определить лексическое значение слова. | 1 балл |
Итоги
Балл | Оценка |
37 – 30 | 5 |
29 – 22 | 4 |
21 – 14 | 3 |
13 – 7 | 2 |
Ю. А. Некрасова, МОУ "СОШ" пст. Первомайский, Республика Коми
Метки: Русский язык