Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: Проектные технологии на уроках русского языка и литературы. 6 класс

Тема: Проектные технологии на уроках русского языка и литературы. 6 класс

1. Тема проекта: Создание дидактического пособия по русскому языку « Имя числительное».

2. Предмет: русский язык 6 класс.

3. Цели урока: 1) обобщить и систематизировать знания по теме «Имя числительное» как части;

2) закрепить навыки правописания и склонения числительных, определения синтаксической роли в предложениях;

3) проверить уровень сформированности практических умений и навыков;

4) развивать культуру речи, логическое мышление;

5) воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма.

Цели проекта: 1) обогатить и расширить знания об имени числительном;

2) создать дидактическое пособие по теме «Имя числительное»;

3) научиться самостоятельно добывать информацию, работать с разными источниками (пособиями, словарями, энциклопедиями, журналами, Интернетом); осуществлять ее отбор, обобщать, делать выводы;

4) сформировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности;

6) развивать творческие способности.

Задачи проекта: 1) определить и поставить проблему;

2) создать группы по интересам и уровню знаний;

3) совместно определить цели и задачи проектной деятельности;

4) распределить подтемы проекта по группам;

5) определить цели подтем каждой группы;

6) составить план работы над проектом;

7) подготовить презентацию проекта;

8)подобрать тренировочные упражнения.

4. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.

5. Знания, на которые нацелен результат проекта: правописание числительных, употребление их в речи.

6. Развитие навыков:

• самостоятельной работы с источниками по русской филологии;

• самостоятельного принятия решения;

• коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;

• мыслительной деятельности при проектировании, анализе, структурировании информации;

• самоанализе.

7. Возраст учащихся: 6 класс.

8. Время работы над проектом: 4 недели 2-го полугодия.

9. Режим работы: внеурочный.

10. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией Сабитовой З. К. и Павленко В. К. « Атамура», 2006 г. ; «Русский язык. Сборник упражнений. 6 класс» Шклярова Т. В. «Грамотей», 2006 г. ;

Словари; «Занимательная грамматика" Кульгильдинова Т. А.

« Атамура», 1999 г. ; «Русский язык в таблицах и схемах» составитель Лушникова Н. А. Санкт– Петербург, 2007 г. ; «Учимся работать над проектами. Новые педагогические технологии» Ступницкая М. А. , Ярославль Академия развития, 2008 г. ; Мультимедийная установка с экраном, Интернет-сайт «Фестиваль педагогических идей», «Первое сентября. Русский язык».

Характеристика учебного проекта

(по типологическим признакам)

Тип проекта: практико – ориентированный

Цель типа проекта: решение практических задач заказчика проекта.

Продукт проекта: дидактическое пособие по теме «Имя числительное».

Тип деятельности учащихся: практический, на доминирующей деятельности учащихся.

Проект по содержанию: монопроект.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности выполнения: среднесрочный.

Предварительная подготовка к уроку.

Класс делится на 4 группы, которые будут оформлять дидактический материал на отдельных листах ватмана согласно своей теме:

• 1 группа «Имя числительное как часть речи. Разряды и значение. Строение»

• 2 группа «Особенности склонения числительных»

• 3 группа «Правописание числительных»

• 4 группа «Синтаксическая роль числительных. Роль в речи».

Главный редактор в каждой группе должен иметь:

– дневник работы над проектом;

– график работы над проектом;

– отчет о проделанной работе;

– папку с отобранным материалом для работы над проектом.

Ход урока

1. Орг. Момент. Настрой учащихся на работу. Психологическая установка.

2. Вступительное слово учителя. Приветствие:

– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости семинара, учителя нашей школы. Я рада приветствовать Вас на нашем открытом уроке по русскому языку. Сегодня ясный солнечный день. Давайте все улыбнемся друг другу.

И с хорошим настроением начнем урок.

3. Разминка (на слайде)

Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской.

Три

Есть у нас 3 сес3цы

Вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться

Рассказать о троих?

У одной, что С3жова

Над окошком жил с3ж.

С3чь она мастерица –

Приходи к ней, малыш.

Сто

У про100го 100рожа –

Не про100рный дом,

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

и 100личной ваксой.

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!

(Перевод Л. Кондратенко. )

Вопросы классу:

– В чем особенность некоторых слов в тексте? (в них спрятаны числа)

– Значит, о чем тема нашего урока? ( имя числительное)

– Почему трудно читать эти тексты? (т. к. слоги заменены цифрами)

– Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?

– Какая запись числа принята? (цифрами).

– Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное». (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число. )

– Итак, тема нашего урока «Имя числительное» – обобщение и систематизация пройденного, но сегодня учащиеся 6 класса представят эту тему в форме презентации Дидактического пособия «Имя числительное».

( Технология проектного обучения как отмечают современники – это новый, интересный и очень эффективный метод современного обучения, в процессе которого идет мощная социализация сознания и поведения учащихся).

4. Оглашение проблемы, целей проекта.

– Какую проблему мы ставили перед собой, решив создать дидактическое пособие?

Проблема проекта:

– При изучении темы «Имя числительное» учащиеся 6 класса испытывали наибольшие трудности, чем при изучении других частей речи: во-первых, это самая молодая часть речи; во-вторых, самая сложная; в-третьих, в младших классах учащиеся получили лишь первичные, обзорные знания по этой теме (общее грамматическое значение, разряды, отдельные случаи правописания);

в– четвертых, недостаточно разнообразного дидактического и наглядного материала, облегчающего понимание и усвоение темы. Поэтому возникла

проблема при правописании числительных (особенно их склонении). Мы отважились ее решить путем создания большого дидактического пособия по теме «Имя числительное».

Девиз проблемы: «Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь».

Китайская пословица.

Эпиграф к уроку:

И сильно возлюбив искусство,

Числительное помыслил я,

Что без числа никакое суждение

Философское не слагается

Всей мудрости матерью его полагая

(Анания из Ширака – армянский математик VI века)

5. Представление титульного листа дидактического пособия

АННОТАЦИЯ

– Данное пособие предназначено для учащихся 6 класса и учителей русского языка, а также для учащихся 7 класса, с целью повторения и закрепления материала по теме за курс 6 класса. Пособие поможет учащимся эффективно изучить имя числительное, закрепить и отработать навыки правописания числительных. Дидактическое пособие можно использовать в ходе урока, при самостоятельной работе, на открытом уроке, на факультативном занятии. Пособие не только насыщено орфограммами, но оригинально и красочно оформлено.

Открываем первый лист пособия (титульный)

6. Презентация 1 группы: Сказка об имени Числительном.

Практическая часть. Задание для трех групп (на слайдах): выписать только имена числительные, определить разряды, строение.

2-ой группе

1. одна вторая (С)

2. миллион (О)

3. единица

4. пять (Л)

5. двойник

6. трое (Д)

7. семнадцатый (А)

8. однажды

9. двадцать один (Т)

3 группе

1. оба (П)

2. Двухсотый (О)

3. десяток

4. первый (Б)

5. четверть

6. три пятых (Е)

7. сто сорок (Д)

8. семидневный

9. восемнадцать (А)

4 группе

1. единый

2. обеим (М)

3. столетний

4. двести (Е)

5. восьмимиллионный (Д)

6. одна восьмая (А)

7. впятером

8. пятьдесят (Л)

9. трехсотый (Ь)

Запишите цифры в столбик, под которыми вами были выписаны числительные, подставьте соответствующую букву, должно получиться слово. Проверка на слайде.

Вопросы группам (работа со значением слов к 65-летию Победы в ВО войне):

– Какой дате относятся эти слова?

– Сколько лет длилась война? С какого периода по какой?

– А сколько людей погибло в ВОВ?

-Что вы еще знаете об этой войне?

7. Презентация 2 группы: Правописание имен числительных «Солнышко».

Практическая часть.

1 Задание: кодовый диктант.

Условные обозначения:

ь – слово пишется с мягким знаком на конце;

(ь) – слово пишется с мягким знаком в середине;

“ – “ – слово пишется без мягкого знака;

(нн) – слово пишется с удвоенной –нн-;

(лл) – слово пишется с удвоенной –лл-.

Слова: одиннадцать, шестьсот, семь, пятьдесят, миллион, семнадцать, девятьсот, миллиард, тридцать, девятнадцать.

Код: (нн), (ь), ь, (ь), (лл), – ь, (ь), (лл), ь, – ь.

2. Задание «Угадай числительное»: записать числа именами числительными, обьяснить правописание.

1. Это число нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел. (11)

2. Это число нечетное, меньше 20, но больше 10, делится на 3 . (15)

3. Это число четное, меньше 81, но больше 75, сумма цифр этого числа равна 8. (80)

4. Это число четное, оно больше 500, но меньше 520, делится на 10. (510)

5. Это число четное, в его составе нулей на 3 меньше, чем в миллиарде.

6. Это число четное, меньше 52, но больше 45, в этом числе десять пятерок. (50).

8. Презентация 3 группы: Склонение имен числительных «Волшебная карусель».

Практическая часть. Задание 1 (на листах): прочитайте текст, у имен числительных определите падеж (подпишите сверху); определите, из каких областей наук взят данный текст (география, история, экономика, медицина, биология, астрономия, геология и т. д. )

ТЕКСТ №1

Курение табака занимает первое место в мире среди предотвратимых причин смертности, однако от 3,5 до 5 миллионов человек ежегодно умирают в результате проблем со здоровьем, вызванных курением. В развитых странах продолжительность жизни курильщиков в среднем на 13 лет короче, по сравнению с некурящими людьми. По современным данным более 90 % случаев рака лёгких связаны с курением.

ТЕКСТ №2

В Казахстане произрастает свыше шести тысяч видов растений, на его просторах можно встретить около 500 видов птиц, 178 видов зверей, 49 видов пресмыкающихся, 12 видов земноводных, а в реках и озерах – 107 видов рыб. Водная растительность в видовом отношении немногочисленная – 63 вида, но самая древняя. Во флоре болот и речных пойм живет не менее 30 тысяч видов насекомых.

ТЕКСТ №3

В 2003 году в Казахстане было добыто 52 миллиона тонн нефти, в 2004 – 59 миллионов тонн, в 2008 – 72 миллиона тонн. К 2010 году планируется увеличить добычу нефти до 100 миллионов тонн в год, а к 2015 – до 150 миллионов тонн в год, в результате чего Казахстан войдет в десятку крупнейших нефтедобывающих стран мира.

Во время ответов тексты на слайде.

Задание 2: просклонять числительное в таблице (на время) по 1 из группы у доски (жеребьевка)

Падежи 80 300 600

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

9. Презентация 4 группы: Синтаксическая роль числительных. Употребление в речи «Занимательная история числительной ТРИ»

СООБЩЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА 4 ГРУППЫ

Имя числительное как часть речи, которая указывает на отвлеченные числа, количество предметов и порядок их при счете и в силу этого как бы предназначена для выражения точной информации, находит широкое применение в функциональных стилях.

Так, весьма многочисленны и разнообразны числовые выражения в научно-технических и официально-деловых текстах, где преобладает цифровая (а не словесная) форма записи чисел. Например, на востоке, севере и северо-западе Казахстан граничит с Россией (протяженность границы 6467 км), на юге – с государствами Центральной Азии – Узбекистаном (2300 км), Кыргызстаном (980 км) и Туркменистаном (380 км), а на юго-востоке – с Китаем (1460 км).

И хотя за числительным закрепилась репутация самой «сухой», лишенной каких бы то ни было эмоциональных красок части речи, все же в публицистическом стиле и эта часть речи может стать сильным источником речевой экспрессии при определенных условиях, в особом контексте.

Числительные, используемые в публицистике, подчас вызывают всплеск эмоций, выступая при этом в своем обычном значении. Например, может ли не затронуть чувства читателя информация о том, что Великая Отечественная война унесла двадцать семь миллионов жизней? Мы небезразличны к статистическим данным, и нас волнуют сведения об увеличении или уменьшении налогов, показатели борьбы с преступностью, данные расследований террористических актов и т. п.

В художественной речи, помимо информативной, слово несет эстетическую нагрузку. Больше распространено употребление соответствующих числительным слов: "Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек" (Блок. ); "Показалось, что много ступеней, а я знала, их только три" (А. Ахматова. ); "В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето" (Маяковский). Однако отмечаются и случаи отступления от этой закономерности. Так, в "Балладе о двадцати шести", рассказывая о гибели бакинских комиссаров, С. Есенин употребляет только цифры: "Пой песню, поэт, пой, ситец неба такой голубой. Море тоже рокочет песнь. Их было 26. 26 их было».

В обиходно-бытовом стиле разнообразие числительных меньше; здесь действует тенденция к приблизительному, округлённому выражению количества: штук десять, больше ста, примерно двадцать. При сочетании числительных с существительными год, час, рубль, градус и нек. др. сами эти существительные в разговорной речи обычно опускаются, например: Уже семь; Ей только

шестнадцать; Сдали по триста шестьдесят; – Сколько сегодня? – Минус двадцать!

Выявление усвоения информации. Беседа учителя с классом по вопросам:

• Для какого стиля речи наиболее характерно употребление имен числительных?

Научный, официально-деловой.

Между людьми широко распространены деловые отношения, многие из которых закрепляются различными документами: заявлением, распиской, договором, доверенностью и т. д. , в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время…

• Терминология каких наук не может обойтись без числительных?

Математика, физика, химия, биология, география, история.

• Можем ли мы в повседневной жизни обойтись без употребления числительных?

Нет (привести примеры).

Вывод класса. Мы познакомились с употреблением числительных в научном стиле речи. В научной литературе, в учебниках по математике, биологии, географии имена числительные записываются цифрами. Нам надо научиться правильно их произносить и писать.

Практическая часть.

Задание №1: «Доскажи пословицу». Определить синтаксическую роль числительных в пословицах (на слайде).

Задание №2 4 группы

Текст для 1 группы

– Внимательно прочитайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.

Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад.

Б е с е д а п о т е к с т у.

– В этом тексте много терминов: семейство, длина тела, высота в холке, вес, процентное содержание жира, белка. Это средства языка, характерные для научного стиля речи.

– Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены? (Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т. е. для точности).

Текст для 2 группы

– Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится.

Уважаемые жители аула Акмол!

Со 2 по 25 марта аптека № 1 закрыта на ремонт.

Ближайшая дежурная аптека находится по адресу:

ул. Гагарина, 5 и работает круглосуточно.

Администрация аптеки № 1

Учащиеся отвечают: Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей:

1) обращение (кому объявляется)

2) информация (что объявляется)

3) кто объявляет

Этот текст относится к официально-деловому стилю речи.

– Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте? (Обозначение даты, адреса, № аптеки).

– Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретности.

Текст для 3 группы

А вот в художественных текстах роль числительных может оказаться самой неожиданной, как в тексте, который я предлагаю вам для дальнейшей работы. Текст называется «Предки». Каково лексическое значение слова предки?

(Работа с «Толковым словарем русского языка», самостоятельное знакомство с текстом, выразительное чтение текста).

Предки

Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя н, а я с одной?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н – одна от корня, другая – от бывшего предлога».

Беседа по тексту:

– Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы?

– Что вы можете сказать об особенностях данного текста? (Этот текст начинается со слова «Однажды. . . ». В нем есть предложения с прямой речью. Это средства языка, доказывающие принадлежность текста к

художественному стилю. По типу речи – это повествование. По жанру – это сказка. Одиннадцать и Двенадцать – сказочные персонажи; Арифметика и Грамматика – названия сказочных стран).

– В этой сказке в увлекательной форме дается образец употребления имен числительных в художественной речи.

10. Релаксация.

– Итак, подведем итог нашего урока. Ребята, скажите, понравилось ли вам заниматься проектом? Какой вид деятельности показался вам более привлекательным? Какая из презентаций вам больше понравилась, почему?

11. Заключительное слово рецензентов.

12 Домашнее задание.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Русский язык