Тема урока: Деепричастия совершенного вида, 7 класс
Тема урока: Деепричастия совершенного вида, 7 класс
Оборудование урока: учебник «Русский язык», 7 класс Т. А. Ладыженская, раздаточный материал с текстом по занимательной лингвистике.
1. Организационный момент. Постановка конкретных целей для этого урока и класса. Цели: ознакомить учеников со способами образования деепричастий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать уважение к родному языку и культуре речи.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками; словарная работа, задания по занимательной лингвистике.
|
||||
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
|
||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | ||
Ответы детей: Деепричастие несовершенного вида образованы от основ глаголов настоящего времени с помощью суффиксов – а, – я. Ответы детей: крича, блестя.
Проверка по цепочке; в это время трое учеников у доски выполняют лингвистический разбор: словообразовательный и разбор по составу – заснувшими; морфологический – светило; синтаксический – 1-е предложение. |
Рассказать о деепричастиях несовершенного вида.
Приведём примеры
Упражнение 177:
|
Комментарий. Слово светило необходимо рассматривать в контексте. В данном предложении это имя существительное в роли подлежащего.
|
||
3. Изучение нового учебного материала. |
||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | ||
Рассмотрим таблицу учебника (§ 30, с. 84).
Ответы детей: что сделав!
Отвечают дети: главное – помнить, что деепричастия – неизменяемая часть речи, то есть не имеет окончаний, у причастий же окончания есть. |
Слово учителя. Если деепричастия несовершенного вида означают незаконченные добавочные действия, то легко догадаться, что деепричастия совершенного вида означают законченные, совершённые добавочные действия и отвечают на вопрос …. ?
Деепричастия совершенного вида чаще всего образуются от основы неопределенной формы глагола. Как их не перепутать?
Кроме того, деепричастия совершенного вида могут образовываться от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а (-я): дыша, видя. Заметим также, что суффиксы -вши, -ши имеют разговорный оттенок. Если же после них стоит постфикс -ся (-сь), этот/оттенок исчезает: зацепивши – зацепившись, унёсши -унёсшись.
|
Обратим внимание, что суффиксы деепричастий совершенного вида -в, -вши, -ши {устроив, разбившись) похожи на суффиксы действительных причастий прошедшего времени -вш-, -ш-. | ||
4. Закрепление учебного материала. 1. Синтаксический разбор предложения у доски. |
||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | ||
Запись предложения в тетради. Лед гремевш. . . й треск. . . вш. . . йся иударявш. . . йся о гранит набережной давно уже изм. . . лъчал ираста. . . л. | Синтаксический разбор предложения, характеристика деепричастий | Лед, гремевший, трескавшийся и ударявшийся о гранит набережной, давно уже измельчал и растаял. | ||
|
||||
|
||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | ||
Работа над орфоэпическими нормами. Ответы детей: с ударением на втором слоге: донять, занять, нанять, начать, отнять, поднять, принять, создать, увидеть, раскаяться, наклеить; с ударением на третьем слоге: успокоиться, невзлюбить, принести; с ударением на четвертом слоге: распорядиться.
Работа у доски, запись в тетради.
|
Упражнение 179: устный разбор
Упражнение 180: комментированное письмо.
|
Уточним задание: записать образованные от данных глаголов деепричастия совершенного вида в несколько групп (по месту ударения):
Комментарий, нельзя образовать деепричастие совершенного вида от глагола опаздывать, т. к. он несовершенного вида.
|
||
|
||||
Самостоятельная работа по вариантам, с последующей взаимопроверкой | Упражнения 182, 183. | |||
|
||||
Объясняют намеренные речевые ошибки, исправляют предложения.
|
У великого актера Аркадия Райкина одной из запомнившихся ролей в кино была роль в фильме «Волшебная сила искусства». Его герой, тоже актер, желая помочь своей старой учительнице, которую изводили хамоватые соседи, надел на себя личину еще большего хама и поставил зарвавшихся соседей на место. Интеллигентную речь они не понимали, и герой заговорил с ними на доступном им языке: «Ой, господа-дамы! Мы же с вами не попрощавши! Что это с вами случивши? Что это вы в лице переменивши? Никак вы заболевши?»
|
|||
5. Задание на дом. | ||||
Запись задания в дневники.
|
§30. Упражнение 181. Упражнение 186: устно (подготовка к диктанту). Подобрать материалы из спортивных газет с описанием матчей, соревнований.
|
|||
М. В. Шибкова, МКОУ "Гилёвская СОШ", Завьяловский район, Алтайский край
Метки: Русский язык