Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Деепричастия совершенного вида, 7 класс

Тема урока: Деепричастия совершенного вида, 7 класс

Оборудование урока: учебник «Русский язык», 7 класс Т. А. Ладыженская, раздаточный материал с текстом по занимательной лингвистике.

1. Организационный момент.

Постановка конкретных целей для этого урока и класса.

Цели: ознакомить учеников со способами образования деепри­частий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать уважение к родному языку и культуре речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками; словарная работа, задания по занимательной лингвистике.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы детей: Деепричастие несовершенного вида образованы от основ глаголов настоящего времени с помощью суффиксов – а, – я.

Ответы детей: крича, блестя.

Проверка по цепочке; в это время трое уче­ников у доски выполняют лингвистический разбор: словообразовательный и разбор по составу – заснувшими; морфологический – све­тило; синтаксический – 1-е предложение.

Рассказать о деепричастиях несовершенного вида.

Приведём примеры

Упражнение 177:

Комментарий. Слово светило необходимо рассматривать в контексте. В данном предложении это имя существительное в роли подлежащего.

3. Изучение нового учебного материала.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Рассмотрим таблицу учебника (§ 30, с. 84).

Ответы детей: что сделав!

Отвечают дети: главное – помнить, что деепричастия – неизменяемая часть речи, то есть не имеет окончаний, у причастий же окончания есть.

Слово учителя.

Если деепричастия несовершенного вида означают незакончен­ные добавочные действия, то легко догадаться, что деепричастия совершенного вида означают законченные, совершённые добавоч­ные действия и отвечают на вопрос …. ?

Деепричастия совершенного вида чаще всего образуются от основы неопределенной формы глагола.

Как их не перепутать?

Кроме того, деепричастия совершенного вида могут образовы­ваться от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а (-я): дыша, видя.

Заметим также, что суффиксы -вши, -ши имеют разговорный оттенок.

Если же после них стоит постфикс -ся (-сь), этот/оттенок исчезает: зацепивши зацепившись, унёсши -унёсшись.

Обратим внимание, что суффиксы деепричастий совершенного вида -в, -вши, -ши {устро­ив, разбившись) похожи на суффиксы действительных причастий прошедшего времени -вш-, -ш-.

4. Закрепление учебного материала.

1. Синтаксический разбор предложения у доски.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Запись предложения в тетради. Лед гремевш. . . й треск. . . вш. . . йся иударявш. . . йся о гранит на­бережной давно уже изм. . . лъчал ираста. . . л.

Синтаксический разбор предложения, характеристика дее­причастий

Лед, гремевший, трескавшийся и ударявшийся о гранит набе­режной, давно уже измельчал и растаял.

  1. Физ. минутка.

  1. Выполнение упражнений по учебнику

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работа над орфоэпически­ми нормами. Ответы детей:

с ударением на втором слоге: донять, занять, нанять, на­чать, отнять, поднять, принять, создать, увидеть, раскаяться, наклеить;

с ударением на третьем слоге: успокоиться, невзлюбить, принести;

с ударением на четвертом слоге: распорядиться.

Работа у доски, запись в тетради.

Упражнение 179: устный разбор

Упражнение 180: комментированное письмо.

Уточним задание: записать образованные от данных глаголов деепричастия совершенного вида в несколько групп (по месту ударения):

Комментарий, нельзя образовать деепричастие совершенного

вида от глагола опаздывать, т. к. он несовершенного вида.

  1. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа по вариантам, с последующей взаимопроверкой

Упражнения 182, 183.

  1. Занимательная лингвистика

Объясняют намеренные речевые ошибки,

исправляют предложе­ния.

У великого актера Аркадия Райкина одной из запомнившихся ролей в кино была роль в фильме «Волшебная сила искусства». Его герой, тоже актер, желая помочь своей старой учительнице, которую изводили хамоватые соседи, надел на себя личину еще большего хама и поставил зарвавшихся соседей на место. Интеллигентную речь они не понимали, и герой заговорил с ними на доступном им языке: «Ой, господа-дамы! Мы же с вами не попрощавши! Что это с вами случивши? Что это вы в лице переменивши? Никак вы заболевши?»

5. Задание на дом.

Запись задания в дневники.

§30.

Упражнение 181.

Упражнение 186: устно (подготовка к диктанту).

Подобрать материалы из спортивных газет с описанием мат­чей, соревнований.

М. В. Шибкова, МКОУ "Гилёвская СОШ", Завьяловский район, Алтайский край

Метки: Русский язык