Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Средства выразительности речи

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Средства выразительности речи

Средства выразительности речи.

Памятка для учащихся.

Тропы: (троп – это оборот речи, в котором слово употреблено в переносном смысле для усиления художественной выразительности)

Эпитет – образное определение: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.

Сравнение – сопоставление одного понятия с другим. она тревожна , как листы; как гусли многострунна

Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке.

Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству. Пустых небес прозрачное стекло, лунный серп, густеет облаков волнистое руно.

Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.

Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом («Парус»)

Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи: Я три тарелки съел.

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит.

Синекдоха – разновидность метонимии. Основанная на переносном значении с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Все спит – и человек, и зверь, и птица.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Олицетворение – перенос свойств живого явления на неживое.

Уж небо осенью дышало.

Здесь даже камни плачут.

Россия вспрянет ото сна.

Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков.

Автор «Героя нашего времени» ( вместо М. Лермонтов)

Северная Пальмира или Северная Венеция – Петербург;

Мать городов русских – Киев;

Черное золото вместо нефть;

Царь зверей вместо лев.

Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья.

В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках…

Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей. .

Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.

Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Стилистические средства изобразительности

( фигуры речи)

Антитеза – противопоставление:

что ищет он в стране …, ты и убогая, ты и обильная…, мне нравилась девушка в белом, теперь я люблю в голубом.

Черный вечер, белый снег.

Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.

Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, мертвые души, горячий снег, грустная радость, траурный наряд.

Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, выражений.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. .

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

Анафора – единоначалие: Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную…

Клянусь я первым днем творенья, Это утро, радость эта,

Клянусь его последним днем. Эта мощь и дня и света,

Клянусь позором преступленья Этот крик и вереницы,

И вечной правды торжеством. Эти стаи, эти птицы…( А. Фет)

М. Лерионтов)

Эпифора – одинаковое завершение:

« Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди.

Бессоюзие – придает фразе динамику:

Швед, русский – рубит, колет режет.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри…

Многосоюзие – придает предложению плавность, замедленность.

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.

Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно.

Инверсия – необычный порядок слов. ( Белеет парус одинокий. )

Умолчание – это оборот речи, когда автор сознательно не до конца выражает мысль.

Нет, я хотел… быть может, вы…

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске к-л подразумеваемого члена предложения.

Мы села – в пепел, грады – в прах…

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.

Знаете ли вы украинскую ночь?

Кто не проклинал станционных смотрителей,

Кто с ними не бранился?

Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к к-л или ч-л для усиления выразительности речи.

Цветы, любовь, деревья, праздность

Поля! Я предан вам душой. (А. С. Пушкин)

Восклицание – Мечты, мечты! Где ваша сладость!

Фонетические изобразительно-выразительные средства.

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.

Пора, перо покоя просит. (А. С. Пушкин)

Ассонанс– повторение гласных звуков в слове:

думаю думу свою.

Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.

Багровое взметнулось полымя

Над рокотом аэродрома,

А голуби, как будто голые,

Неслись на сизом фоне грома. (Л. Мартынов)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – прямое и непрямое, т. е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…

Литература:

1. Н. Б. Егорова и др. «Поурочные разработки по русскому языку» 11 класс, М. , Вако 2005 год.

2. Марина Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. » М. , Айрис пресс, 2002г.

3. Н. А. Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М. , 2005г.

Т. А. Васенина, КОГОКУ ВСШ, пгт Восточный Омутнинского района Кировской области

Метки: Русский язык