Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Русский язык
  • Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 14 Тема. Р. Р. Стили литературного языка. Публицистический стиль

Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 14 Тема. Р. Р. Стили литературного языка. Публицистический стиль

Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 14 Тема. Р. Р. Стили литературного языка. Публицистический стиль

Цели: закрепить знания о тексте, его особенностях; развивать навыки анализа текста, навыки самостоятельной работы.

Методические приемы: работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение.

Ход урока

I. Доклады групп

Каждая группа докладывает поочередно, остальные дополняют, оценивают, комментируют выступления. Во время выступлений на доске выполняются задания (лингвистический разбор).

1. Выразительное чтение текста.

2. Обсуждение заглавия текста.

3. Обсуждение деления текста на абзацы.

4. Определение вида текста (приводятся аргументы).

5. Определение стиля текста.

6. Способы связи предложений в тексте.

7. Ключевые слова.

8. Грамматические задания.

9. Выбор орфограмм.

10. Художественные средства текста.

11. Тема текста.

12. Идея текста.

Комментарий. К упражнению 45: предложения, связанные с помощью местоимений – второе (связь внутри сложного предложения: кусты шиповника – их), пятое (связь внутри сложного предложения: ежевичник – его), шестое (связь внутри сложного предложения: роса – ею).

К упражнению 46: порядок предложений текста -3,1, 5,4, 2.

К упражнению 47: вид текста – повествование.

II. Самостоятельная работа

Контрольное списывание (упражнение 48). Устно: доказать, что это текст.

I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

– Какое слово лишнее в ряду?

Предыстория, разыграть, изымать, сверхинтересный (сверхинтересный – после приставки сверх– и не меняется на ы).

Красно-белый, вагоноремонтный, кисло-сладкий, юго-западный (вагоноремонтный – пишется слитно, т. к. происходит от сочетания: ремонт вагонов).

II. Повторение темы «Стили языка»

1. Беседа по вопросам § 8.

2. Упражнение 49: устно.

3. Упражнение 50: по группам. 1-я – анализирует стиль упражнения 1, 2-я – упражнения 14, 3-я – ищет в учебнике литературы текст научного стиля, 4-я – текст художественного стиля.

Важно не только определить стиль, но и доказать, что он определен правильно.

4. Упражнение 51: выразительное чтение, определение принадлежности текстов к определенному стилю (по вариантам).

Комментарий.

Основные черты стилей

1) Разговорный – неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.

2) Научный – официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщенность, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.

3) Официально-деловой – официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики.

4) Художественный – эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др. ) и фигур речи (анафоры, антитезы, градации, инверсии и т. д. ), использование фонетических особенностей языка (звукопись).

Основные жанры стилей

1) Разговорный – беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.

2) Научный – монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.

3) Официально-деловой устав, закон, инструкция, акт, приказ, заявление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.

4) Художественный – эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.

Примечание: более углубленно стили текста будут изучаться в старших классах, поэтому достаточно ознакомить учеников с основными особенностями стилей литературного языка, показать объективность их существования и функционирования.

(О публицистическом стиле см. урок 19. ) Домашнее задание

Написать небольшое сочинение в любом из стилей литературного языка. Темы: «Каникулы», «Компьютерные игры», «Книги».

Цели: закрепить представления о причастии как части речи; ознакомить учеников с основными признаками публицистического стиля, показать его значение; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистическая игра, выразительное чтение, объяснение учителя, наблюдения над текстом, словарная работа, самостоятельная работа. I

Ход урока

|1. Лингвистическая разминка

Игра «Прилагательное или причастие?»

Если учитель называет прилагательное, ученики поднимают левую руку, если причастие – правую.

Лучший шахматист, мощный мотор, волнующее событие, (необходимая поддержка, предусмотренный правилами, случайно

встреченный, встретившийся по пути, кипучая энергия,

кипящая вода, купленный на рынке, отраженные в воде, могучий дуб, напечатанный в газете, взволновавшая людей речь, опубликованное интервью.

II. Проверка' домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

– Что такое причастие?

– С какими частями речи у причастия общие признаки? Какие?

– Каковы морфологические признаки причастия?

– Как изменяются причастия?

– Какую роль причастия играют в предложении?

2. Упражнение 57: проверка по цепочке; в это время двое учеников выполняют у доски морфологический и синтаксический разбор.

III. Объяснение темы «Публицистический стиль»

I. Слово учителя.

Последние несколько словосочетаний, если вы заметили, относятся к одной теме, той, о которой пойдет сегодня речь. Напечатанные в газете материалы, опубликованное интервью, взволновавшая людей речь – это факты, относящиеся к публицистическому стилю.

Заглянем в словарь иностранных слов. Слово публицистический происходит от латинского - publicus – общественный. Таким образом, становится понятно общественное назначение текстов (устных и письменных), созданных в публицистическом стиле. Задача этого стиля – воздействовать на слушателей, читателей, на их чувства, поведение, поступки. Эти задачи выполняют газеты, журналы, выступления по радио и телевидению, выступления непосредственно перед аудиторией.

2. Работа с прессой.

Раскроем принесенные вами газеты и журналы. Найдите в них примеры текстов, написанные в публицистическом стиле. Это могут быть заметки, очерки, репортажи, интервью, посвященные актуальным, злободневным темам.

3. Обсуждение текстов. Беседа по вопросам.

– Определим приметы публицистического стиля.

– Какова тема текста?

– Какую задачу ставит перед собой автор текста? (Привлечь внимание читателей к определенной проблеме, призвать к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение и т. д. )

– Какие лексические средства автор использует для воздействия на читателей?

– Какие стандартные фразы вы заметили?

– Приметы каких других стилей попались вам в тексте?

IV. Работа с учебником

1. Слово учителя.

Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился еще в античные времена. До сих пор студенты и ученые, юристы, политологи пользуются образцами публицистического стиля, созданными ораторами Древней Греции и Рима. Познакомимся с фрагментом ораторской речи, записанной почти две с половиной тысячи лет назад.

2. Упражнение 59: выразительное чтение (читает учитель), обсуждение вопросов.

3. Упражнение 60: выразительное чтение, определение примет публицистического стиля.

4. Упражнение 61.

Пояснение учителя.

Произведения публицистического стиля ставят не только проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к добру, терпимости, взаимопониманию. Бывает, что публицистические тексты выполняют сиюминутные задачи: например, привлечь потенциальных избирателей к выбору определенного кандидата; пользуются не совсем честными приемами: утаивают негативные факты, преувеличивают заслуги человека, стремящегося к власти. Нас же интересует, прежде всего, честная публицистика, ставящая перед обществом важнейшие проблемы, привлекающая внимание к процессам, происходящим в обществе.

Текст упражнения 61 принадлежит перу писателя Соколова-Микитова. Приметы художественного стиля сочетаются в тексте с публицистической направленностью.

Найдем приметы публицистического стиля. (Обсуждение. ) Выполним упражнение письменно. V. Итог урока

– Выводы записываем в справочные тетради. Основные черты публицистического стиля - информативность, устная и письменная форма, эмоциональность, оценочность, взаимодействие с другими стилями, использование общественно-политической лексики, риторические фигуры (обращения, восклицательные предложения), побудительные предложения.

Основные жанры публицистического стиля – статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи.

Домашнее задание 1– § Ю.

2. Упражнение 62 (подготовка устного выступления).

3. Подготовиться к свободному диктанту (устно): упражнение 63.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Русский язык