Урок "Путешествие в страну "Фонетика". 5 класс
Урок "Путешествие в страну "Фонетика". 5 класс
Сегодня мы с вами отправимся в страну с интересным названием Фонетика. Все готовы к путешествию? Когда мы окажемся в этой стране, повторим характеристики звуков, их классификацию, закрепим порядок фонетического разбора.
1. Представим себя жителями этой страны. Кто же населяет эту страну? (буквы и звуки).
Обратим внимание, что у нас есть особые буквы, непохожие на другие. Что же это за буквы? (е, ё, ю, я).
(Мы коренные жители страны Фонетика и являемся только буквами). Мы иногда делимся на 2 звука:
1. Если впереди стоит Ъ или Ь я могу обозначать 2 звука: [йу]
2. Если я стою после гласной, я могу обозначать 2 звука: [йа]
3. Если мы стоим в начале слова, то мы обозначаем 2 звука: [йо], [йэ].
2. За 3 минуты запишем имена мужские и женские, в которых буквы е, е, ю, я будут обозначать 2 звука.
Е: Елена, Евгений, Ева, Егор, Екатерина.
Ю: Юля, Юра, Юлиан.
Я: Наталья, Ксения, Ярослав, Илья, Мария.
3. К нам заехали 2 гостя из соседней страны Графика Ь и Ъ. Давайте узнаем особенности этих букв. ( Мы являемся жителями страны Графика. Звуков мы не обозначаем. Ъ: Я могу находиться только после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, е, ю, я. )
(Ь: Я могу делать мягкими согласные буквы разделять гласные и согласные буквы).
4. Давайте определим, какой же из знаков нужно писать в данных словах: сэкономить, почтальон, адъютант, въезд, птенчик, сельдь, просьба, трёхъярусный.
5. Вспомним, что все согласные делятся на мягкие и твёрдые. Представим себя на рыбалке. В одно «ведро» вы ловите рыб, в названиях которых только мягкие согласные, в другое – в названиях которых имеются только твёрдые согласные, в третье – в названиях которых находятся и твёрдые мягкие согласные звуки.
А теперь загляните в «речку» и приступайте к ловле рыбы.
Лещ Плотва Пескарь
Сом Щука
Омуль
Окунь
Угорь
6. Вспомним, что согласные могут быть не только твёрдыми и мягкими, но и звонкими и глухими.
Вы любите цветы? Соберите 3 « букета» из цветов: в первый букет входят цветы, в названиях которых имеются только звонкие согласные звуки, во второй букет входят цветы, в названиях которых присутствуют только глухие согласные звуки, в третий букет входят цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные звуки.
Какой «букет» оказался самым большим?
(Бегония, роза, ромашка, гвоздика, фиалка, мальва, лилия, виола, тюльпан, астра, зверобой, флокс).
7. Пока мы с вами « ловили рыбу» и «составляли букеты», в нашу страну незаметно прибыл Незнайка. Он не знает, что у многих согласных звуков есть пары по твёрдости-мягкости, по глухости-звонкости.
Найди слова с непарными твёрдыми согласными: брошь, щенок, циркуль, южный, февраль.
8. Сделаем фонетический разбор одного слова.
9. Найди слова с непарными мягкими согласными: ящик, пропажа, чайник, крошка, круча, плавать.
10. Сделаем фонетический разбор одного слова.
Сделаем вывод: все согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие; звонкие и глухие.
Итог урока. Сегодня на уроке мы повторили классификацию и характеристику звуков русского языка, план выполнения фонетического разбора.
Оценки.
Домашнее задание.
Н. В. Сидоранская, ГБОУ Гимназия №1748"Вертикаль", Москва
Метки: Русский язык