Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 44-45. Тема. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта
Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 44-45. Тема. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта
Цель: восполнить пробелы в знаниях учеников; развивать орфографическую зоркость; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников.
Методические приемы: объяснения учителя, работа над ошибками.
Ход урока
I. Краткая характеристика контрольных работ
П. Анализ заданий по развитию речи
1. Исправленные предложения (см. текст контрольной работы, задание V).
Солнце, выглянувшее из-за тучи, осветило лес. (Части причастного оборота оказались разорванными. )
Деревья, колеблемые ветром, тихо шелестели. (Неправильный выбор причастия: действительное причастие настоящего времени вместо нужного страдательного причастия настоящего времени. )
В лесу дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. (Неправильный выбор причастия: действительное причастие прошедшего времени вместо нужного страдательного причастия прошедшего времени. )
Материал, объяснённый учителем, был очень трудным. (Неправильный выбор причастия: действительное причастие настоящего времени вместо нужного страдательного причастия прошедшего времени. )
Кем-то обиженный мальчик горько плакал. (Ошибка в причастии: не учтено чередование согласной в корне. )
2. Чтение и анализ нескольких работ (текст в публицистическом стиле о роли причастий в языке).
III. Анализ тестов
IV» Анализ свободного диктанта
V. Самостоятельная работа над ошибками
Ученики, получившие отличные оценки, консультируют товарищей. Освободившиеся от работы над ошибками выполняют I упражнение 158.
, Домашнее задание
1. Закончить работу над ошибками.
2. Упражнение 157.
3. Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие».
Цели: проверить знания учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.
Методические приемы: диктант, грамматические задания, работа над ошибками.
Ход уроков
11. Диктант Путешествие по Арлю
Арль – маленький французский город. Но когда-то он был велик и знаменит. Завоевавшие Арль римляне превратили маленькое поселение на берегу Роны в крупный экономический центр. Ткачи, золотых дел мастера, оружейники вели бойкую торговлю. Был воздвигнут Форум, построена громадная арена, античный театр, акведук длиной в семьдесят пять километров. I Город, процветал.
Нашествие варваров положило конец процветанию. Город стал кормиться за счет туристов, руин и былого величия. Вот краткая история города, прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков.
Бродить по улицам Арля – одно наслаждение. Идешь не торопясь по узенькой, мощенной камнем
улочке – и вдруг перед тобой что-то большое, с арками, колоннами. Оказывается, это римская арена, та самая, где гибли когда-то гладиаторы. В средние века арена была крепостью, защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью. Сейчас от города ничего не осталось, но реставраторы с великим тактом и вкусом восстановили стены крепости, искусственно создав патину времени. Новые, такие же обветренные, иссеченные дождями части здания ничем не отличаются от старых. Работа невероятно кропотливая, но результат поразительный.
Арль – город отгремевшей славы. В этом величии прошлого свое обаяние, своя тихая задумчивость мудрых, много перевидавших на своем веку стариков. .
(185 слов) (По В. Некрасову)
II. Грамматическое задание
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные
обороты как члены предложения.
(Сказуемые: воздвигнут; построена.
Определения: завоевавшие Арль; прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков; мощенной камнем; защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью; обветренные, иссеченные дождями; отгремевшей; много перевидавших на своем веку. )
2. Обозначить действительные причастия буквой д, страдательные-буквой с.
3. Сделать морфологический разбор слов.
1-й вариант: обветренные, 2-й вариант: иссеченные. Примечание: варианты контрольных диктантов см. в приложении 2.
Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва
Метки: Русский язык