Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Русский язык
  • Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 46. Тема. Деепричастие как часть речи

Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 46. Тема. Деепричастие как часть речи

Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 46. Тема. Деепричастие как часть речи

Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.

Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, повторение изученного, работа над исправлением речевых ошибок.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Выровнять грядку, ориентироваться на местности, отразить атаку, представить в воображении, перевести с английского языка, прекратить сеанс, рассказывать шёпотом, претендовать на премию, повлечь непредсказуемые последствия, поразить зрителей, \ улыбаться окружающим, привезти на поезде, присутствовать на приеме, тренироваться на стадионе, приравнять части уравнения.

Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершенный – с, несовершенный – н. )

II. Изучение темы «Деепричастие как часть речи»

1. Слово учителя.

Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию : часть речи, которую мы начнем изучать сегодня – это деепричастие.

Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, I то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что

и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях): Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

– Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

– Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли, во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.

Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.

(Осыпались что делая? -роняя – несовершенный вид. )

Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами {роняя что? – лепестки; роняя куда? – на

землю).

Рассмотрим другое предложение:

Монета упала, звеня и подпрыгивая.

Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и подпрыгивая – однородные деепричастия не имеют зависимых слов. )

– Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)

– Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства. )

– Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие. )

Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и наречные признаки; оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством.

2. Изучение теоретического материала учебника (с. 73-74).

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 159: комментированное письмо. Обратим внимание на запятые, уже поставленные в тексте.

– Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная. )

2. Упражнение 160: устно.

3. Упражнение 161: работа над исправлением речевых ошибок.

Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно

в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепричастиями.

Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуемое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.

В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.

Запишем исправленные варианты:

2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.

4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.

Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.

5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.

8-е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слишком грустный. Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком грустным.

Домашнее задание

1. §26.

2. Выбрать из любых школьных учебников предложения с деепричастиями и записать их, обозначив вид деепричастий.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Русский язык