Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-семинар «Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания»

Урок-семинар «Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания»

Цели урока:

1) образовательные: обобщение знаний учащихся о системе знаков препинания и их функциях в письменной речи, показать значение знаков препинания, учить монологической речи, умение делать сообщение на лингвистическую тему, расширить знания учащихся о знаках препинания.

2) развивающие: формирование умения выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерности, искать факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы; развитие навыки исследовательской и творческой деятельности.

3) воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Оборудование для учителя: компьютер, электронная доска, проектор, Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания».

Оборудование для учащихся: электронная доска, раздаточный материал.

Ход урока.

Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
  1. Орг. момент. Объявление темы урока.

Ребята, здравствуйте. Сегодня мы проведём не совсем обычный урок – урок-семинар. Повторим изученное о знаках препинания, узнаем новое о них. (слайд 1)

  1. Актуализация знаний по теме.

– Почему знаки нужны нам?

– Что такое синтаксис?

– В каком разделе науки о языке изучаются знаки препинания?

– От какого слова образовалось слово пунктуация?

Учитель при необходимости дополняет ответы.

– В основе слова «препинание» лежит корень -пя-, от которого ведут свое начало такие слова, как «запятая», «пнуть», «препона». Все эти слова содержат в себе в той или иной степени значение препятствия, преграды, остановки, задержки. Так и знаки препинания совпадают с остановками речи, с интонацией, с переходом к новой мысли. Родиной пунктуации принято считать Древнюю Грецию.

– Сколько знаков препинания мы знаем?

– Давайте посмотрим на изображение и назовём их.

(слайд 2)

Где находятся знаки препинания?

  1. Основная часть

Дети выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме.

Первый учащийся.

Выступает второй учащийся.

Второй докладчик после пробных ответов других учащихся зачитывает стихотворение с правильной интонацией. Проекция текста выводится учителем на доску (слайд 3)

– Данное стихотворение ещё раз нам доказывает, что соблюдение правильной интонации и знаков препинания, помогает правильно понять смысл высказывания.

Выступает третий учащийся.

Учитель дублирует сообщение ребёнка слайдом на доске (слайд 4)

(Слайд 5)

– Ребята, на самом деле этих слов не шесть, а гораздо больше. Попробуйте их вспомнить.

– Назовите слово, которое помогает спросить, в какое место нужно пойти.

– Из какого города кто-либо приехал.

– Указывает на причину.

Выступает четвертый докладчик.

(Слайд 6)

Восклицательные предложения так же могут выражать тревогу, страх, предупреждение об опасности, «звать на помощь».

Например,

«Эй, берегитесь, Толстяки:

Пришли последние деньки!»

(Ю. Олеша)

– О каком знаке мы ещё не поговорили?

– Правильно. Многоточие в тексте ставится, когда высказывание не закончено из-за взволнованности говорящего, обрыва мысли, а также для обозначения большой паузы при переходе к новой мысли.

(Слайд 7)

Учащиеся по очереди читают примеры.

– А когда же мы ставим кавычки?

– А для чего они нужны?

  1. Обобщение

(Слайд 8)

Ребята, посмотрите на доску. Я хочу, чтобы вы внимательно послушали данное шуточное стихотворение С. Я. Маршака и ответили на вопрос: Какой знак самый важный?

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал Чудак -

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

– Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

– Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие.

И прочие, и прочие, и прочие

Заявили запятые:

– Мы – особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

– Если нет над нами точки,

Запятая – знак пустой! -

Отозвалась с той же строчки

Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,

Закричало: -Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,-

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу.

За порядком я слежу.

– Нет – сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,-

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие

Вопросительный знак

Удивился: – То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился: -То есть как!

– Так,– сказала точка,

Точка-одиночка. -

Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

– Так какой знак самый важный?

– Ребята, я хочу, чтобы вы поняли, как важны знаки препинания. Они очень сильно облегчают нам понимание смысла текста. На доске пример рукописи 15 века. В чем её особенность?

– Отсутствие знаков препинания может привести к ещё большим курьезам, к серьезным искажениям смысла.

О таких искажениях рассказывает легенда:

«Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указывалось в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «Поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование?

1. Поставить статую, золотую пику держащую.

2. Поставить статую золотую, пику держащую.

Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика хоть и не дёшево обошлась бы им, но этот расход был бы в пределах их возможностей. Однако недруги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников (золотая статуя была бы им не по карману). Вопрос остался открытым».

– Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.

Здравствуйте.

Учащиеся отвечают.

Учащиеся слушают.

10 Дети смотрят на подготовленный слайд и называют знаки препинания.

Сообщение №1. «Географическое расположение знаков препинания».

У знаков препинания есть три излюбленных места обитания.

Первое – это конец предложения.

Здесь поселились четыре знака: вопросительный, восклицательный, точка и многоточие. Второе – граница между простыми предложениями в составе сложного. Знаков, которые обитают здесь, тоже четыре: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Третье – «пространство» внутри простого предложения. Здесь можно встретить не только запятую, но и кавычки, скобки, многоточие.

– А какие знаки препинания вы уже умеете ставить?

Сообщение №2. «Точка».

«Току поставить легче всего», – так думают все. Поставить точку и в самом деле нетрудно, но только тогда, когда вам заранее известно, где кончается предложение. Гораздо труднее, если конец предложения надо найти. У вас на столах стихотворение А. Арсия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика», расставьте знаки препинания карандашом, а затем прочитайте стихотворение, соблюдая правильную интонацию, тем самым показывая, где нужно поставить точку.

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из толокна

кисель там варят

Сообщение №3. «Вопросительный знак».

Вопросительный знак ставится в конце предложений, которые содержат вопрос. Люди постоянно задают друг другу и самим себе множество вопросов. Всё это множество вопросов по смыслу можно разделить на 4 группы.

Первая группа – это вопросы, которые задают, когда хотят что-то узнать.

Например,

Кто при звездах и при луне

Так поздно едет на коне?

Вторая группа – это вопросы, на которые дают утвердительный или отрицательный ответ.

Кумушка, мне странно это:

Да работала ты в лето?

Третья группа – альтернативные – требуют ответа на выбор.

Мы поедем на море летом или осенью?

Четвертая группа – риторические вопросы, на которые не требуют ответа, как бы размышляя с самим собой.

О Волга, колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

– Вопросительный знак имеет помощников. Это вопросительные слова помощники. Посмотрите на доску. Стихотворение С. Маршака поможет нам их вспомнить:

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг,-

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: КАК и ПОЧЕМУ,

КТО, ЧТО, КОГДА и ГДЕ.

КУДА?

ОТКУДА?

ПОЧЕМУ?

Сообщение №4. «Восклицательный знак».

Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, страх, печаль В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения лица, жесты, звучание голоса.

В письменной речи «носителем» самых разнообразных чувств служит восклицательный знак.

– Наша речь может выражать много хороших чувств: радость, гордость, торжество, одобрение. Это «радостные предложения».

«Ура! Мы ломим; гнутся шведы».

(А. С. Пушкин)

– В нашей речи, к сожалению, иногда выражаются недобрые чувства. Тогда в восклицательных предложениях звучат неудовлетворение, упреки, угрозы, насмешки, оскорбления. Это «сердитые» предложения.

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло».

(А. С. Пушкин)

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!»

(А. С. Пушкин)

О многоточии.

Слезы опять эти горькие слезы,

Безотрадная грусть и печаль;

Снова мрак и разбитые грезы

Унеслись в бесконечную даль.

С. Есенин

Ты знаешь,

Он был забавно

Когда-то в меня влюблен.

Был скромный такой мальчишка,

А нынче

Поди ж ты

Вот

Писатель

Известная шишка

Без просьбы уж к нам не придет.

С. Есенин

– В предложениях с прямой речью.

– Чтобы отделить нашу речь от чужой, либо точно передать высказывание другого человека.

Все. Каждый по-своему.

(Слайд 9)

Все слова написаны с маленькой буквы.

Нет знаков препинания, все слова соединены.

(Слайд 10)

  1. Закрепление.
Спишите с доски предложения, дома расставьте недостающие знаки препинания.

(Слайд 11)

6. Подведение итогов.

– Какие чувства вы испытали, выполняя задания?

– Что было самым интересным в сегодняшнем уроке?

– Какое задание было самым сложным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Так какой знак самый важный?

Отвечают.

  1. Орг. Момент.
– Спасибо за урок. До свидание.

Прощаются.

Литература:

  1. Граник Г. Г. , Бондаренко С. М. «секреты мастерства», М. , «Просвещение», 1987.
  2. Ожегов. Толковый словарь русского языка.
  3. Иванова В. А. и др. «Занимательно о русском языке».
  4. С. Я. Маршак «знаки препинания».
  5. А. Тетивкин «Восклицательный знак».

А. В. Цылева, ГБОУ центр образования №575, Санкт-Петербург

Метки: Русский язык