Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока. Дискуссия как синтез публицистического и разговорного стиля речи

Тема урока. Дискуссия как синтез публицистического и разговорного стиля речи

Вид занятия: цивилизованная дискуссия (диспут)

Тема дискуссии: «Поговорим об абортах. »

Цель: обучение правилам ведения цивилизованной дискуссии

Задачи:

обучающие:

научить разрабатывать и соблюдать правила цивилизованной дискуссии с использованием предложенных речевых оборотов

развивающие:

развить

умение разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты, уметь слушать друг друга, задавать друг другу вопросы, давать «обратную связь» на высказывания или действия товарищей по группе;

умение обосновать и аргументировать свою точку зрения, доступно и убедительно изложить информацию;

умение руководить групповой работой;

умение работать в команде.

воспитательные:

формирование активной жизненной позиции по отношению к актуальным медицинским проблемам, толерантного отношения к мнениям, отличным от собственного.

Подготовка

На подготовительном этапе группа познакомилась с 2-мя высказываниями:

1. "Еще не родившийся ребенок– человек. Мы должны сделать все возможное, чтобы защита человеческой жизни началась еще до его рождения. Это государственная задача, и мы намерены ее решать. Одна из мер– запрещение абортов при отсутствии на это медицинских показаний» (из выступления вице-спикера С. Батурина. 2007г. )

2. (ст. 123 УК РФ). Каждая беременная женщина имеет право самостоятельно решать вопрос: иметь ребенка или нет.

«Женщина имеет право прекратить беременность – это само собой разумеющееся, как право женщины распоряжаться собой и своим телом и решать, иметь ли им детей, сколько и когда,»– с форума в интернете.

И получили ЗАДАНИЯ:

  • определиться, точка какая точка зрения вам ближе;
  • подготовиться к дискуссии, подобрать аргументацию.

Особое задание получают назначенные учителем организаторы дискуссии

(2 человека):

Подготовить

  • памятку выступающим
  • оценочный лист для учащихся
  • сигнальные карточки с восклицательным и вопросительным знаками

Организация пространства:

столы расставлены по периметру кабинета для 4-х групп: друг напротив друга оппоненты, остальные стороны для неопределившихся и организаторов.

Ход урока:

1этап

Вступительное слово учителя:

Проблема абортов обсуждается столетиями, выводит население на демонстрации во все времена и во всех государствах, сталкивая в спорах как сторонников искусственного прерывания беременности, так и ярых противников.

На левой и правой сторонах доски уже известные вам цитаты:

1. "Еще не родившийся ребенок– человек. Мы должны сделать все возможное, чтобы защита человеческой жизни началась еще до его рождения. Это государственная задача, и мы намерены ее решать. Одна из мер– запрещение абортов при отсутствии на это медицинских показаний» (из выступления вице-спикера С. Батурина. 2007г. )

2. (ст. 123 УК РФ). Каждая беременная женщина имеет право самостоятельно решать вопрос: иметь ребенка или нет.

«Женщина имеет право прекратить беременность – это само собой разумеющееся, как право женщины распоряжаться собой и своим телом и решать, иметь ли им детей, сколько и когда,»– с форума в интернете.

Кому из вас ближе первое мнение? Кому второе? Кто на данном этапе не может принять какую-либо точку зрения? (методика «Градусник»)

Оппоненты занимают места друг напротив друга . В каждой группе выбирается руководитель. Его задача координировать работу группы, чтобы у каждого участника была возможность высказаться.

«Неопределившиеся» садятся между этими группами и получают по 2 сигнальные карточки:восклицательный и вопросительный знак. Они внимательно слушают высказывания ораторов и ,если считают выступление убедительным ,поднимают карточку с восклицательным знаком. Если возникает вопрос,недопонимание,поднимают карточку с вопросительным знаком и после выступления задают вопрос или просят уточнить высказывание. Карточки с вопросительным знаком раздаются также группам-оппонентам.

Карточки с восклицательным знаком для этих групп показались излишними,т. к. у них была возможность выразить согласие-несогласие словами: «Я согласен с предыдущим оратором . »

Организаторы напоминают учащимся о правилах ведения диалога(памятка размещается в пространстве,видимом группам-оппонентам,например,на стене за группой «неопределившихся»)

2этап

Учащимся предлагается высказаться по любому из утверждений по принципу СОГЛАСЕН-НЕ СОГЛАСЕН с утверждением ,но перед началом выступлений группам дается 2-3 минуты для координации своих действий: кто по какому вопросу желает высказаться.

Таким образом, дискуссия начинается с комментирования чужих высказываний и переходит к формулировке и аргументации собственного мнения.

1 протоколист (по одному на каждую группу) по ходу дискуссии заполняет оценочный лист ,другой фиксирует наиболее удачные высказывания ораторов.

3 этап

3Подведение итогов

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Выслушивается мнение «неопределившихся»: какие выступления имели большее воздействие, какая группа выглядела убедительнее.

Самоанализ групп:

  • Было ли интересно работать над своими темами?
  • что удалось?
  • В чем испытали трудности?
  • Что узнали нового?
  • Какие навыки в речевом общении на приобрели?
  • Над чем можно было бы еще поработать?
  • Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
  • Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

Методическая справка:

Дискуссия-спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже в науке, социальной политической жизни. Она построена на принципе "позиционного противостояния" и ее цель – не столько решить проблему, сколько побудить учащихся задуматься над проблемой, осуществить "инвентаризацию" своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументировано отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть индивидуальностью.

Виды дискуссий

В современной педагогической практике накопилось множество разнообразных вариантов организации дискуссии, так как она активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ организации внеучебной коллективной творческой деятельности обучающихся. Многообразие видов дискуссии определяется ее разнообразной целевой направленностью, содержанием организуемой с ее помощью деятельности, количеством участников. Так, кроме дискуссий, организуемых в виде обсуждения проблемы небольшой группой, существуют такие, которые обеспечивают эффективное проведение дискуссии в достаточно многочисленной ученической группе путем ее разделения на малые группы и организации обсуждения в них, а затем – координации результатов деятельности малых групп.

"Круглый стол"

Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.

"Дебаты"

Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения. Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

Этапы дебатов:

  • ведущий предлагает на выбор участникам две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и имитировать разнообразные подходы к решению данной проблемы представителей разных профессиональных и социальных групп, политических партий, объединений и т. д.
  • учащиеся выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы, численный состав которых может быть разным
  • определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступления группы в дебатах
  • организуется обсуждение проблемы в микрогруппах: распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов; продумываются ответы на возможные вопросы; решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем
  • ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления
  • в завершении дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.

"Эстафета"

Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующим анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.

Алгоритм дискуссии:

  1. группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой);
  2. затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп;
  3. по окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений;
  4. группы озвучивают результаты своей работы;
  5. подводятся итоги, анализируется работа групп учащимися и преподавателем.

"Аквариум"

Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения учащихся отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время она активно используется как метод социально-психологического обучения, так как позволяет ее участникам отрефлексировать свое поведение в процесса дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его. Дискуссия включает следующие этапы:

  1. подготовительный – ведущий представляет проблему и делит класс на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Группы обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой группы выбирается представитель, который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками;
  2. "аквариумное" обсуждение проблемы – представители микрогрупп собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков, оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительности, особенности стиля общения дискутирующих, но вмешиваться в ход дискуссии им запрещается. Однако, преподаватель может выделить специальное время на вопросы к участникам "аквариумного" обсуждения.
  3. анализ хода и результатов дискуссии может проводиться в один или два этапа, в зависимости от цели дискуссии. Если необходим анализ характера взаимодействия в "аквариумной" группе, преподаватель просит ее участников оценить степень своей удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем "аналитикам" предоставляется возможность оценить ход и результаты дискуссии, характер взаимодействия ее участников. И, наконец, преподаватель систематизирует выводы учащихся и подводит общий итог совместной деятельности.

"Вертушка"

Специфика данной дискуссии заключается в том, что учащиеся обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом, на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 10м выступающим, 2-м выступающим и т. д. Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки. Ниже описаны этапы дискуссии-"вертушки".

Этап 1-й, подготовительный:

  • ведущий дает вводную информацию, определяет проблему или обозначает тему обсуждения. Предлагается 4 направления решения проблемы или аспекта темы дискуссии;
  • группа делится на 4 подгруппы по принципу добровольности или "лотереи", но в любом случае группы должны быть одинаковыми по количеству участников (возможны варианты: 4/4; 4/5; 4/6);
  • готовятся 4 стола для работы групп, на каждый ставится табличка с одной из букв ("А", "Б", "В", "Г") и кладутся большие листы бумаги с одним из вопросов обсуждаемой темы (лист А, лист Б, лист Г, лист В). Каждому участнику выдается карточка с номером (А1, А2 ; Б1, Б2 . ; В1, В2 . ; Г1, Г2 ) и маршрутный лист (ниже см. табл. ).
  • ведущий объясняет правила проведения дискуссии и руководит размещением участников за столами.

Этап 2-й, проведение дискуссии:

  • участники занимают исходное положение и ведут в течение 5-10 минут обсуждение предложенного вопроса или аспекта темы, при этом каждый высказывается по порядку, определенному в маршрутном листе. Заканчивается обсуждение оценкой каждым учащимся работы участников, которая записывается в маршрутном листе в колонке "Лучшее выступление";
  • затем группы расходятся по другим столам в соответствии с маршрутом перемещения каждого участника. При этом второй тур дискуссии включает обсуждение другого аспекта темы и проводится в новом составе участников;
  • следующие два тура повторяют предыдущие и осуществляются по тому же алгоритму, что и первые два.

Этап 3-й, подведение итогов дискуссии:

  • на последнем, четвертом, переходе участники оказываются на своем исходном месте, обсуждают и обобщают предложения и мнения всех групп по обсуждаемому аспекту темы, оформляют выводы и готовятся к выступлению перед всей группой;
  • ведущий собирает маршрутные листы и определяет тех, чьи выступления отметило большинство участников;
  • микрогруппы представляют свои выводы по каждому аспекту темы. Преподаватель проводит коллективный анализ результатов дискуссии и подводит ее итоги, отмечает тех учащихся, чьи выступления были наиболее интересны и содержательны.

Дискуссия "Вертушка" обеспечивает интенсивный и разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым учащимся, расширяет сферу коммуникации, позволяя обсудить проблему в разном составе ее участников. Сложность организации такой дискуссии связана с разработкой маршрута перемещения участников, необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Можно упростить алгоритм дискуссии, сделав микрогруппы постоянными, но ее эффективность в данном случае значительно снижается.

Образец маршрутного листа для группы из 20 человек

Тур Стол А Стол Б Стол В Стол Г
1 А1, А2, А3, А4, А5

Б1, Б2, Б3,

Б4, Б5

В1, В2, В3,

В4, В5

Г1, Г2, Г3,

Г4, Г5

2

Б1, Б2, В5,

В2, Г1

А1, А4, В3,

Г2, Г3

А2, А5, Б4,

Г4. Г5

А3, Б3, Б5,

В1, В4

3

Б3, Б4, В4,

Г5, Г3

А2, А3, В1,

В2, Г4

А4, Б5, Б2,

Г1, Г2

А5, А1, Б1,

В5, В3

4

Б5, В1, В3,

Г2, Г4

А5, В5, В4,

Г5, Г1

А3, А1, Б1,

Б3, Г3

А2, А4, Б2, Б4, В2

Дискуссия-диспут

Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично ведущим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер.

Конференция

Вид дискуссии, где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.

Прогрессивная дискуссия

Ее цель – групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соответствующих коммуникативных умениях и навыках. Этот вид дискуссии состоит из 5 этапов:

  1. зарождение идеи (участникам дается время на выдвижение идей о путях решения данной проблемы);
  2. все предложения выписываются на доске;
  3. обсуждается каждый предложенный вариант;
  4. рассматриваются наиболее подходящие варианты, затем они располагаются по степени значимости, т. е. осуществляется верификация идей;
  5. руководитель организует дискуссию, в результате которой остаются решения, получившие наибольшее количество голосов, из них и выбирается окончательное.

Подобная форма дискуссии помогает вырабатывать умение быстро и эффективно принимать групповое решение.

Дискуссия-соревнование

Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценивания предлагаемых решений: глубина решения, его доказательность, логичность, четкость, адекватность поставленной цели. Согласовывается тема дискуссии и система баллов. В конце проводится коллективное обсуждение предложенных вариантов решения проблемы или проблемной ситуации. Затем жюри объявляет результаты, комментирует их.

Мозаика (ажурная пила)

Предварительно:

  1. Определите на какие задачи раскладывается проблема, которую предстоит решить в классе (например, при принятии решения об уголовной ответственности надо установить объект, объективную сторону преступления, следовательно, могут работать четыре экспертные группы, но можно создать еще две группы, например, для установления смягчающих и отягчающих обстоятельств).

При проведении:

  1. Опишите проблему, которую предстоит обсудить.
  2. Объясните правила игры:
  • Участники делятся на группы, которые называются "домашними";
  • Участники работают в "домашних" группах, сообща решая поставленную перед группой задачу;
  • Каждый член группы является "экспертом" по определенной теме;
  • После короткого обсуждения в группе "эксперты" расходятся по "экспертным" группам, в каждой из которых собираются эксперты в одной области и обсуждают эту сторону проблемы;
  • Затем "эксперты" возвращаются в свои "домашние" группы и докладывают группам о проделанной в экспертной группе работе.
  1. Внутри групп определите экспертов – можно раздать разноцветные карточки и обозначить такими же карточками места сбора "экспертных" групп.
  2. Сообщите время для работы "домашних" групп и "экспертных" групп.
  3. Повторите задание.
  4. После окончания работы представители "домашних" групп представляют групповое решение.
  5. Подведите итоги. Спросите, каков был вклад разных "экспертов" в общее решение? В чем разница в работе "домашних" и "экспертных" групп?

Дополнительная информация: если рассматривается достаточно сложная проблема, можно проделать несколько раундов работы "домашних" и "экспертных" групп.

Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу

(Panel Debate)

Эта форма дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе.

Группа из 3-5 человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников.

Зрители вступают в обсуждение позже: они высказывают свое мнение или задают участникам вопросы.

Не следует забывать, что основные участники обсуждения должны быть достаточно компетентны в данной области и хорошо подготовлены к конкретной беседе. Важно также, чтобы личные качества основных действующих лиц не отвлекали внимания от темы дискуссии и чтобы все участники имели равную возможность высказать свою точку зрения (выступление не должно продолжаться более 3-5 минут).

Ведущий должен следить за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1,5 часа.

Предварительно:

  1. Сообщите тему дискуссии ее участникам (желательно в форме дискуссионного вопроса).
  2. Пригласите экспертов или отберите их из числа учеников (всего 2-3 эксперта).
  3. Попросите всех учеников подготовить вопросы к экспертам и продумать собственную позицию по теме дискуссии.
  4. Попросите экспертов подготовиться к краткому выступлению по теме (2-3 минуты), подготовить справочную информацию.
  5. Организуйте аудиторию по типу студии: зрители размещаются полукругом по отношению к экспертам.

При проведении:

  1. Представьте тему дискуссии (в качестве мотивации может послужить видеофрагмент, цитата из прессы, короткая история ).
  2. Представьте экспертов.
  3. Сообщите правила проведения ток-шоу:
  • Сначала эксперты высказываются по проблеме (2-3 минуты каждый);
  • Чтобы получить слово надо поднять руку;
  • Слово зрителям предоставляет ведущий;
  • Зрители могут выступать со своим мнением или задавать вопросы отдельным или всем экспертам (не дольше 1 минуты);
  • Ведущий имеет право задавать вопросы;
  • Ведущий имеет право прервать выступающего, превысившего лимит времени;
  • Эксперты отвечают на вопросы как можно конкретнее и короче;
  1. Предоставьте слово экспертам.
  2. Попросите зрителей выступать и задавать вопросы. Следите за временем.
  3. Попросите записать вопросы, на которые не хватило времени, и передайте их экспертам.
  4. Поблагодарите экспертов и зрителей.
  5. Проведите подведение итогов по содержанию дискуссии и манере ее проведения.

Можно использовать "талоны на выступление" – каждый имеет право на 1-2-3 выступления, каждый раз отдавая ведущему специальный талон.

Займи позицию (Шкала мнений)

Предварительно:

  1. Сформулируйте дискуссионный вопрос, предусматривающий противоположные ответы (например, "Вы за или против смертной казни?").
  2. Подготовьте "шкалу мнений" – на доске нарисуйте линию (шкалу), на которой напишите варианты ответов, например:

За смертную казнь/ Скорее за / Скорее против / Против смертной казни

При проведении:

  1. Задайте аудитории дискуссионный вопрос и дайте время подумать над ответом.
  2. Попросите отдельных или всех участников подойти к "шкале мнений" и занять позицию – то есть встать у соответствующего их мнению варианта ответа.
  3. Объясните правила игры:
  • Надо объяснить, почему вы заняли эту позицию;
  • При ответе можно использовать ПОПС-формулу;
  • Каждый может привести по одному аргументу в защиту своей позиции;
  • В процессе игры можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили;
  • Задайте вопросы по очереди ученикам, занявшим разные позиции: почему вы заняли эту позицию?
  • Спросите также тех, кто поменял позицию, почему?
  • Подведите итоги. Если не все ученики занимали позицию, то попросите их оценить аргументы активных участников. Проанализируйте количественное соотношение сторонников разных позиций, сравните это соотношение с общественным мнением. Обсудите, при каких условиях возможно изменение позиции.

Организационные методики, используемые в проведении дискуссии

Методика "вопрос-ответ". Данная методика – это разновидность простого собеседования, отличие состоит в том, что применяется определенная форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. Стратегия ведения диалога заключается в переходе от желания собеседника говорить с вами к пониманию его интересов, состояний, отношений; от понимания собеседника к принятию, а в случае необходимости к его убеждению.

Процедура "Обсуждение вполголоса". Методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы доказывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

Методика клиники. При использовании "методики клиники" каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно дав в открытое обсуждение свой "диагноз" представленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе "приятно-неприятно".

Методика "лабиринта". Этот вид дискуссии иначе называют методом последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).

Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.

Свободноплавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается уже во внутреннем плане. В основе такой процедуры групповой работы лежит "эффект Б. В. Зейгарник", характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают "домысливать" наедине идеи, которые оказались незавершенными.

Литература:

  • Как вести дискуссию? http://festival. 1september. ru/articles/582172/
  • Типы, виды и приемы дискуссий http://www. zachetik. ru/ref-114997-tipy-vidy-i-priemy-diskussiy. html

Е. В. Сенькина, ГБОУ СПО МО "Егорьевское медицинское училище(техникум) имени Героя Советского Союза З. Самсоновой", Московская область

Метки: Русский язык