Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Уроки русского языка с применением технологии разноуровневого обучения

Уроки русского языка с применением технологии разноуровневого обучения

Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

с использованием технологии разноуровневого обучения.

Социально-экономические явления, происходящие в нашей стране, все в большей степени ориентируют современную школу на развитие каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей, собственных мотивов и ценностных установок. В настоящее время важнейшими задачами школы являются создание условий, обеспечивающих возможность выявления задатков, развития и реализации склонностей и способностей, удовлетворение личностных и государственных потребностей. Новые задачи требуют такого подхода к обучению детей, который позволял бы учитывать индивидуальные особенности учащихся, формировал основные учебно– познавательные компетентности ученика.

Между тем, в школе ещё редко можно увидеть такую организацию работы на уроке, которая была бы направлена на формирование приёмов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приёмам наблюдения, анализа, систематизации изучаемого материала, выведения правил, т. е. тем приёмам, которые составляют основу учебно – познавательной деятельности школьников.

Одним из интересных приёмов, используемых в образовательном процессе, является разноуровневое обучение. Оно позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся при планировании их работы на уроке. Построенный на разноуровневом обучении образовательный процесс отличается несколькими особенностями: опережающим характером обучения, модульным содержанием образования, многовариантностью и гибкостью форм, методов и средств обучения.

Организация такого обучения происходит на основе открытости требований в обучении, знании познавательных интересов и особенностей психических процессов у детей школьного возраста. Учащимся предоставляется право и возможность выбора уровня усвоения: минимального, базового и творческого (повышенного). Осуществляется принцип: «возьми столько, сколько можешь и хочешь, но не меньше обязательного». При этом отношения «учитель-ученик» претерпевают глубокие изменения: ученик все больше становится субъектом учения, а учитель – консультантом, партнером, между ними устанавливаются договорные отношения. Сущность уровневого обучения заключается в создании условий, обеспечивающих включение каждого ученика в работу в соответствии с уровнем его развития (уровней обученности и восприимчивости к обучению). Уровень развития и обученности ученика определяется с помощью диагностических тестов. По мнению В. В. Гузеева, сторонника трехуровневой дифференциации, оптимально выделение трех уровней обученности учащихся:

1 уровень – стартовый, или минимальный. Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.

Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание) выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно повторяющиеся, ранее разобранные задачи, то за выполнение таких заданий им ставят отметку «удовлетворительно».

2 уровень – базовый, или общий. Расширяет материал 1 уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса.

Если учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов и проводя соответствующий анализ фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, то получают отметку «хорошо».

3 уровень – продвинутый. Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.

Если учащиеся интересуются предметом, знают больше остальных, могут находить свой способ решения задач; способны переносить знания в нестандартные и незнакомые новые ситуации, выполняя задания, то они получают отметку «отлично».

При систематическом использовании методики уровневого обучения ученики могут переходить с одного уровня на другой, более высокий.

Методика уровневого обучения может использоваться учителем на разных этапах урока (освоение нового учебного материала, закрепление знаний, творческое их применение), на уроках разного типа, для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Чаще всего педагоги используют разноуровневые задания на этапе закрепления знаний, тогда как такие задания, на мой взгляд, наиболее эффективны именно на уроках первого типа при изучении нового материала. В процессе самостоятельного изучения нового материала ученик, работая на выбранном уровне, выполняет ряд заданий, которые формируют у него один важный, я бы даже сказала, главный компонент учебной компетенции: ученик усваивает алгоритм деятельности, направленной на то, чтобы сделать собственное маленькое научное открытие в виде правила, закономерности и т. д. И пусть это правило уже давно сформулировано и напечатано в учебнике. Пусть! Главное – это неповторимое чувство открытия, собственной успешности, возникшее в этот момент в душе ученика. Сегодня он понял, как делаются открытия, а значит завтра, возможно, сделает своё уникальное открытие.

Конечно, такие уроки требуют огромного труда учителя по подготовке к уроку. Это, во-первых.

Во-вторых, к самостоятельному изучению нового материала на разных уровнях сложности детей надо готовить постепенно. Я обычно подготовку учеников к такой работе начинаю с уроков, где мы с ребятами вместе выполняем ряд заданий, направленных на выведение какого – либо правила. Обычно это несложные правила правописания, когда выявить определённую закономерность путём наблюдения за языковым материалом вовсе не сложно. Но даже на таком, совместном, уроке каждый ученик имеет перед собой листы с заданиями и упражнениями (на весь урок или какой-то его этап), в которых поставлены конкретные вопросы, дано руководство по усвоению, указаны формы работы, способы добывания знаний. В результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы. Как пример, урок по теме «Правописание безударных окончаний прилагательных» для учащихся 3 класса. (файлы № 1 и № 2 в приложении). Надо видеть глаза учеников, когда они, открыв «шторку» на табличке с окончаниями, видят, что верно «их» правило совпадает с правилом в таблице и в учебнике. Ещё одним примером такой совместной подготовки к последующей самостоятельной работе с языковым материалом может служить урок «Как подружиться с безударными гласными?» (файл № 3 в приложении). Обычно я провожу такой урок в начале 5 класса, т. к. дети из начальной школы приходят с целым рядом заблуждений, одним из которых является твёрдое убеждение, что любой безударный гласный надо проверять ударением, подбирая проверочное слово: например, слово разыскать пишут через о в приставке «розыскать», объясняя это тем, что проверочное слово «розыск» На уроке «Как подружиться с безударными гласными?» пятиклассники в результате наблюдений, анализа и использования уже имеющихся знаний составляют табличку, в которой чётко расписано, какое правило надо применить, чтобы написать правильно безударный гласный в конкретной морфеме. Эту таблицу они вклеивают в тетрадь с опорными конспектами, которую ведут с 5 по 11 класс.

После нескольких таких совместных исследований можно переходить к урокам, на которых ребята уже работают самостоятельно, причём как на этапе изучения нового материала, так и на этапе первичного закрепления и проверки первичного закрепления знаний. В этом случае в листах, с которыми ученики работают на урок, есть не только задания разных уровней сложности, учтены самоконтроль, самопроверка, самооценка. (образец заданий для учеников файлы № 4, 5, 6, 7 приложения).

Такие уроки учитель строит исходя из особенностей класса, уровня подготовленности учеников и многого другого. От фрагментов урока с использование разноуровневых заданий можно переходить к использованию таких заданий на разных этапах урока или в течение всего урока, подготавливая таким образом и себя, и учеников к работе на модульном уроке.

Безусловно, такая организация самостоятельной работы учащихся на уроке не является универсальным средством обучения и решением всех проблем образования. Только я уже убедилась, что знания, добытые учащимися самостоятельно, усваиваются очень прочно и надолго. А значит такие приёмы работы, как и любые нестандартные, должны использоваться на уроках.

Метки: Русский язык