Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»; открытый урок в 3-м классе

«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»; открытый урок в 3-м классе

Дидактические цели урока:

Познавательный аспект цели:

Развитие знаний и умений, которые были сформированы ранее:

1) Развивать каллиграфический навык, скоропись, орфографическую зоркость

2) Закрепить умения: находить безударные гласные в корне, приставке, суффиксе слов;

применять правила правописания слов с безударными гласными;

устанавливать смысловую и грамматическую связь между сущ. и прил.

3) Развивать навык беглого, осознанного чтения.

4) Закрепить знания о русских народных промыслах.

Формирование новых знаний и умений:

1) Путём наблюдения за языковым материалом составить алгоритм – инструкцию правописания безударных окончаний имен прилагательных.

2) Сформировать умение по вопросу определять и правильно писать безударные окончания имен прилагательных.

Формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе:

1) Умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий;

2) Умение работать с текстом;

3) Умение работать во времени на всех этапах урока.

Развивающий аспект цели:

Развитие речи:

Продолжать развивать устную и письменную речь учащихся, добиваясь полных развёрнутых ответов.

Развитие мышления:

Развивать внимание к слову как лексической и грамматической единице при выполнении упражнений.

Развивать умение наблюдать , сравнивать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на этапе изучения нового материала.

Развитие сенсорной сферы:

Развивать глазомер и мелкую моторику кисти руки при выполнении письменных заданий.

Воспитательный аспект цели:

Воспитывать любовь к Родине, её мастерам, способным хранить и преумножать народные традиции.

Воспитывать любовь к родному языку.

Воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к учёбе, уважительное отношение к товарищам.

Оборудование:

тетради, листы с материалом для наблюдения и заданиями для индивидуальной работы учащихся, карточка – информатор с окончаниями прилагательных.

Структура урока:

1. Организация начала урока.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

4. Изучение нового материала путём самостоятельных наблюдений над языковым материалом.

5. Проверка первичного усвоения знаний.

6. Первичное закрепление знаний.

7. Контроль и самопроверка.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

Этап урока.

(время)

Содержание урока.

Планируемая деятельность учителя.

Деятельность

учащихся.

1. Организация начала урока.

2 мин.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Откройте тетради, запишите число.

Оформляют запись в тетради.

2Актуализация опорных знаний.

5 мин.

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

8 мин.

3 мин.

4. Изучение нового материала. 5. Проверка первичного усвоения знаний.

10 мин.

.

6. Первичное закрепление знаний.

12 мин.

Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?

Прочитаем синквэйн о прилагательном, который вы написали.

Какие свойства прилагательного вам известны? С кем оно дружит?

Как всегда в начале урока упражнения в чистописании. (ая, яя, ое, ее, ой ый, ий – по рядам ).

Знакомы ли вам такие сочетания букв? Какой частью слова в прилагательном они являются?

Очень хорошо. Сегодня мы продолжим говорить о прилагательном, и вы узнаете ещё что – то новое об окончаниях прилагательного. Но прежде поиграем в «Словечки – калечки».

висна, маладые, лесточки, зилёный;

праехал, патёк, асветил, дашёл;

приветлевый, берёзавый, задумчевый, Лизанька.

Какие орфограммы вспомнили при выполнении этого задания?

В какой части слова встречаются безударные гласные? Конечно, вы правы. Безударные гласные очень хитры и требуют особого внимания, прятаться они могут в любой части слова. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании безударных гласных в окончаниях прилагательных. Учитель сообщает тему и цель урока.

Тема урока : Правописание безударных окончаний прилагательных.

Сегодня на уроке мы должны будем провести научное, лингвистическое исследование , сформулировать способ написания безударных окончаний прилагательных и научиться применять этот способ на практике.

А работать мы будем с текстами, рассказывающими о русских народных промыслах. На уроках труда вы уже многое узнали о них. Какие же изделия русских умельцев славятся во всём мире?

Да, русская земля славится яркой матрёшкой, тульским самоваром, дымковской игрушкой, яркой хохломой, синей гжелью. Что вы знаете о гжели? Текст о гжели понадобится нам для наблюдения за безударными окончаниями прилагательных .

Задание №1.

Прочитайте текст.

Гжель – это изделия из белого фарфора с синей росписью. Небесную синеву принесли русские умельцы на свои чудесные изделия. С Древней Руси дошли до нас предметы, расписанные яркой синей краской.

Найдите сущ. и зависящие от них прил. ( белого фарфора, небесную синеву, русские умельцы, яркой краской) Задайте вопрос от сущ к прил и запишите его сверху. Поставьте ударение в вопросе. Сравните ударное окончание вопроса и безударное окончание прилагательного. Сделайте вывод. Составьте инструкцию из 5 пунктов о том, как надо проверять безударные окончания прилагательных.

Вот и получилось правило, которое вы составили сами на основе наблюдений над прилагательными. Но дело всё в том, что такое правило уже давно составили учёные лингвисты. экспериментом! Откройте, пожалуйста, шторку над карточкой – информатором и сравните ваше правило и правило, составленное учёными. Они совпадают! Давайте поаплодируем себе и поздравим друг друга с успешно проведённым

Задание №2.

Ну что ж, теперь, когда мы так вооружены знаниями. Попробуем применить их на практике.

Задание №3.

Прочитайте стихотворение, написанное на доске, и ответьте на вопрос: откуда же мастера брали узоры для росписи?

Где он краски брал, искусный мастер?

В нивах шумных, в сказочн…. лесу?

Создал образ милый и прекрасный,

Истин… русск…. красу.

Выпишите из стихотворения 2 словосочетания сущ + прил, в которых пропущены окончания. И ,применив нашу инструкцию, напишите правильно окончания прилагательных .

Одним из символов России во всём мире считается матрёшка. Что вы знаете о ней? Посмотрите на образцы матрёшек, выставленные в классе. Они помогут вам при выполнении творческой работы. Сейчас вы будете дополнять предложения прилагательными, описывающими матрёшку. Задание выполняем на листе индивидуальной работы.

Задание № 4.

Прочитайте текст в задании.

Красиво ли он звучит?

Слов какой части речи в нём не хватает?

Вставьте в предложения слова для справок, напечатанные после текста. Применяя инструкцию, напишите окончания прилагательных, выделите их.

Матрёшка –. . . . . . . . . . . . . . . . , ……………. . кукла. Мастера наделяли матрёшку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . красотой. В . . . . . . . . . . . . . . . . . сарафане, в ………………. . платке красуется она перед всем миром.

Слова для справок: расписной, деревянный, удивительный, яркий, нарядный.

Проверь себя по листку с ответами. Если всё выполнено правильно, поздравь себя и поставь оценку «5»! Если окончания неверные, посмотри в карточку – информатор и внеси необходимые изменения.

Мы хорошо поработали. Подведём итог урока.

Чему вы научились сегодня на уроке?

О каких народных русских промыслах узнали?

Домашнее задание вы найдёте в листке индивидуальной работы.

В тетради по развитию речи напишите текст – описание из 5-6 предложений. На тему «Хохломская роспись». В прилагательных выдели окончание.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Игра: на доске в три ряда записаны словечки – «калечки» (слова с ошибками, допущенными в предыдущих работах). Один ученик «лечит» слова, объясняет, в чём ошибка, формулирует правило, выделяет орфограмму; все остальные выполняют эту работу в тетрадях.

Отвечают на вопросы.

Ученики рассказывают о нар. промыслах.

Дети кладут перед собой листок для индивидуальной работы и выполняют задание №1.

Составляют инструкцию вместе с учителем

Изучают информацию в карточке.

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос, выписывают словосочетания (на доске и в тетрадях) Ученик у доски объясняет правописание окончаний.

Задания для работы на уроке русского языка

Ученика 3 – А класса школы № 2014

…………………………………………………………

Задание №1.

Прочитай текст.

Гжель – это изделия из белого фарфора с синей росписью. Небесную синеву принесли русские умельцы на свои чудесные изделия. С Древней Руси дошли до нас предметы, расписанные яркой синей краской.

Как проверить безударные окончания прилагательных ?

Окончания прилагательных в единственном числе.

  • Найти имя существительное к которому относится прилагательное.
  • От существительного задать вопрос к прилагательному.
  • По ударному окончанию вопроса определяю окончание прилагательного.
  • Помню, что после мягкого согласного пишу «мягкое» окончание прилагательного.
Мужской род.

Женский род.

-ой -ый – ий

– ого -его

– ому -ему

– ым -им

– ом -ем

– ая -яя

– ой -ей

– ую – юю

Задание №2.

Открой карточку – информатор.

Сравни свои выводы с выводами в карточке.

Обрати внимание на табличку окончаний.

Задание № 3.

Прочитай текст. Красиво ли он звучит? Слов какой части речи в нём не хватает?

Вставь в предложения прилагательные, напечатанные после текста, изменяя их окончания.

Применяя инструкцию, напиши правильно и выдели окончания прилагательных.

Матрёшка –. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . , ……… ……………. . кукла. Мастера наделяли матрёшку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . красотой. В . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . сарафане, в ………………. . платке красуется она перед всем миром.

Слова для справок: расписной, деревянный, удивительный, нарядный, яркий.

Проверь себя по тексту на обратной стороне листа. Если всё выполнено правильно, поздравь себя и поставь оценку «5»! Если окончания неверные, посмотри в карточку – информатор и внеси необходимые изменения.

Домашнее задание:

В тетради по развитию речи напишите текст – описание из 6 – 7 предложений. На тему «Хохломская роспись». В прилагательных выделите окончание, сверху надпишите вопрос прилагательного.

Спасибо за работу!

Проверь себя!

Матрёшка – расписная, деревянная кукла. Мастера наделяли матрёшку удивительной красотой. В нарядном сарафане, в ярком платке красуется она перед всем миром.

Проверь себя!

Матрёшка – расписная, деревянная кукла. Мастера наделяли матрёшку удивительной красотой. В нарядном сарафане, в ярком платке красуется она перед всем миром.

Проверь себя!

Матрёшка – расписная, деревянная кукла. Мастера наделяли матрёшку удивительной красотой. В нарядном сарафане, в ярком платке красуется она перед всем миром.

Проверь себя!

Матрёшка – расписная, деревянная кукла. Мастера наделяли матрёшку удивительной красотой. В нарядном сарафане, в ярком платке красуется она перед всем миром.

Проверь себя!

Матрёшка – расписная, деревянная кукла. Мастера наделяли матрёшку удивительной красотой. В нарядном сарафане, в ярком платке красуется она перед всем миром.

Метки: Русский язык