«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»; открытый урок в 3-м классе
«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»; открытый урок в 3-м классе
Дидактические цели урока:
Познавательный аспект цели:
Развитие знаний и умений, которые были сформированы ранее:
1) Развивать каллиграфический навык, скоропись, орфографическую зоркость
2) Закрепить умения: находить безударные гласные в корне, приставке, суффиксе слов;
применять правила правописания слов с безударными гласными;
устанавливать смысловую и грамматическую связь между сущ. и прил.
3) Развивать навык беглого, осознанного чтения.
4) Закрепить знания о русских народных промыслах.
Формирование новых знаний и умений:
1) Путём наблюдения за языковым материалом составить алгоритм – инструкцию правописания безударных окончаний имен прилагательных.
2) Сформировать умение по вопросу определять и правильно писать безударные окончания имен прилагательных.
Формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе:
1) Умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий;
2) Умение работать с текстом;
3) Умение работать во времени на всех этапах урока.
Развивающий аспект цели:
Развитие речи:
Продолжать развивать устную и письменную речь учащихся, добиваясь полных развёрнутых ответов.
Развитие мышления:
Развивать внимание к слову как лексической и грамматической единице при выполнении упражнений.
Развивать умение наблюдать , сравнивать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на этапе изучения нового материала.
Развитие сенсорной сферы:
Развивать глазомер и мелкую моторику кисти руки при выполнении письменных заданий.
Воспитательный аспект цели:
Воспитывать любовь к Родине, её мастерам, способным хранить и преумножать народные традиции.
Воспитывать любовь к родному языку.
Воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к учёбе, уважительное отношение к товарищам.
Оборудование:
тетради, листы с материалом для наблюдения и заданиями для индивидуальной работы учащихся, карточка – информатор с окончаниями прилагательных.
Структура урока:
1. Организация начала урока.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
4. Изучение нового материала путём самостоятельных наблюдений над языковым материалом.
5. Проверка первичного усвоения знаний.
6. Первичное закрепление знаний.
7. Контроль и самопроверка.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
Этап урока. (время) |
Содержание урока. Планируемая деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
1. Организация начала урока. 2 мин. |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради, запишите число. |
Оформляют запись в тетради. |
2Актуализация опорных знаний. 5 мин.
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
8 мин.
3 мин.
4. Изучение нового материала. 5. Проверка первичного усвоения знаний.
10 мин.
.
6. Первичное закрепление знаний.
12 мин. |
Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка? Прочитаем синквэйн о прилагательном, который вы написали. Какие свойства прилагательного вам известны? С кем оно дружит? Как всегда в начале урока упражнения в чистописании. (ая, яя, ое, ее, ой ый, ий – по рядам ). Знакомы ли вам такие сочетания букв? Какой частью слова в прилагательном они являются? Очень хорошо. Сегодня мы продолжим говорить о прилагательном, и вы узнаете ещё что – то новое об окончаниях прилагательного. Но прежде поиграем в «Словечки – калечки». висна, маладые, лесточки, зилёный; праехал, патёк, асветил, дашёл; приветлевый, берёзавый, задумчевый, Лизанька. Какие орфограммы вспомнили при выполнении этого задания? В какой части слова встречаются безударные гласные? Конечно, вы правы. Безударные гласные очень хитры и требуют особого внимания, прятаться они могут в любой части слова. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании безударных гласных в окончаниях прилагательных. Учитель сообщает тему и цель урока. Тема урока : Правописание безударных окончаний прилагательных. Сегодня на уроке мы должны будем провести научное, лингвистическое исследование , сформулировать способ написания безударных окончаний прилагательных и научиться применять этот способ на практике. А работать мы будем с текстами, рассказывающими о русских народных промыслах. На уроках труда вы уже многое узнали о них. Какие же изделия русских умельцев славятся во всём мире? Да, русская земля славится яркой матрёшкой, тульским самоваром, дымковской игрушкой, яркой хохломой, синей гжелью. Что вы знаете о гжели? Текст о гжели понадобится нам для наблюдения за безударными окончаниями прилагательных . Задание №1. Прочитайте текст. Гжель – это изделия из белого фарфора с синей росписью. Небесную синеву принесли русские умельцы на свои чудесные изделия. С Древней Руси дошли до нас предметы, расписанные яркой синей краской. Найдите сущ. и зависящие от них прил. ( белого фарфора, небесную синеву, русские умельцы, яркой краской) Задайте вопрос от сущ к прил и запишите его сверху. Поставьте ударение в вопросе. Сравните ударное окончание вопроса и безударное окончание прилагательного. Сделайте вывод. Составьте инструкцию из 5 пунктов о том, как надо проверять безударные окончания прилагательных. Вот и получилось правило, которое вы составили сами на основе наблюдений над прилагательными. Но дело всё в том, что такое правило уже давно составили учёные лингвисты. экспериментом! Откройте, пожалуйста, шторку над карточкой – информатором и сравните ваше правило и правило, составленное учёными. Они совпадают! Давайте поаплодируем себе и поздравим друг друга с успешно проведённым Задание №2. Ну что ж, теперь, когда мы так вооружены знаниями. Попробуем применить их на практике. Задание №3. Прочитайте стихотворение, написанное на доске, и ответьте на вопрос: откуда же мастера брали узоры для росписи? Где он краски брал, искусный мастер? В нивах шумных, в сказочн…. лесу? Создал образ милый и прекрасный, Истин… русск…. красу. Выпишите из стихотворения 2 словосочетания сущ + прил, в которых пропущены окончания. И ,применив нашу инструкцию, напишите правильно окончания прилагательных .
Одним из символов России во всём мире считается матрёшка. Что вы знаете о ней? Посмотрите на образцы матрёшек, выставленные в классе. Они помогут вам при выполнении творческой работы. Сейчас вы будете дополнять предложения прилагательными, описывающими матрёшку. Задание выполняем на листе индивидуальной работы. Задание № 4. Прочитайте текст в задании. Красиво ли он звучит? Слов какой части речи в нём не хватает? Вставьте в предложения слова для справок, напечатанные после текста. Применяя инструкцию, напишите окончания прилагательных, выделите их. Матрёшка –. . . . . . . . . . . . . . . . , ……………. . кукла. Мастера наделяли матрёшку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . красотой. В . . . . . . . . . . . . . . . . . сарафане, в ………………. . платке красуется она перед всем миром. Слова для справок: расписной, деревянный, удивительный, яркий, нарядный. Проверь себя по листку с ответами. Если всё выполнено правильно, поздравь себя и поставь оценку «5»! Если окончания неверные, посмотри в карточку – информатор и внеси необходимые изменения.
Мы хорошо поработали. Подведём итог урока. Чему вы научились сегодня на уроке? О каких народных русских промыслах узнали? Домашнее задание вы найдёте в листке индивидуальной работы. В тетради по развитию речи напишите текст – описание из 5-6 предложений. На тему «Хохломская роспись». В прилагательных выдели окончание. |
Отвечают на вопросы, выполняют задания.
Игра: на доске в три ряда записаны словечки – «калечки» (слова с ошибками, допущенными в предыдущих работах). Один ученик «лечит» слова, объясняет, в чём ошибка, формулирует правило, выделяет орфограмму; все остальные выполняют эту работу в тетрадях.
Отвечают на вопросы. Ученики рассказывают о нар. промыслах.
Дети кладут перед собой листок для индивидуальной работы и выполняют задание №1. Составляют инструкцию вместе с учителем
Изучают информацию в карточке.
Слушают стихотворение, отвечают на вопрос, выписывают словосочетания (на доске и в тетрадях) Ученик у доски объясняет правописание окончаний. |
Задания для работы на уроке русского языка
Ученика 3 – А класса школы № 2014
…………………………………………………………
Задание №1.
Прочитай текст.
Гжель – это изделия из белого фарфора с синей росписью. Небесную синеву принесли русские умельцы на свои чудесные изделия. С Древней Руси дошли до нас предметы, расписанные яркой синей краской.
Как проверить безударные окончания прилагательных ? | Окончания прилагательных в единственном числе. | |
|
Мужской род. | Женский род. |
-ой -ый – ий – ого -его – ому -ему – ым -им – ом -ем
|
– ая -яя – ой -ей – ую – юю
|
|
Задание №2. Открой карточку – информатор. Сравни свои выводы с выводами в карточке. Обрати внимание на табличку окончаний.
Задание № 3. Прочитай текст. Красиво ли он звучит? Слов какой части речи в нём не хватает? Вставь в предложения прилагательные, напечатанные после текста, изменяя их окончания. Применяя инструкцию, напиши правильно и выдели окончания прилагательных. Матрёшка –. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . , ……… ……………. . кукла. Мастера наделяли матрёшку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . красотой. В . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . сарафане, в ………………. . платке красуется она перед всем миром. Слова для справок: расписной, деревянный, удивительный, нарядный, яркий. Проверь себя по тексту на обратной стороне листа. Если всё выполнено правильно, поздравь себя и поставь оценку «5»! Если окончания неверные, посмотри в карточку – информатор и внеси необходимые изменения.
Домашнее задание: В тетради по развитию речи напишите текст – описание из 6 – 7 предложений. На тему «Хохломская роспись». В прилагательных выделите окончание, сверху надпишите вопрос прилагательного. Спасибо за работу!
Проверь себя! Матрёшка – расписная, деревянная кукла. Мастера наделяли матрёшку удивительной красотой. В нарядном сарафане, в ярком платке красуется она перед всем миром.
Проверь себя! Матрёшка – расписная, деревянная кукла. Мастера наделяли матрёшку удивительной красотой. В нарядном сарафане, в ярком платке красуется она перед всем миром.
Проверь себя! Матрёшка – расписная, деревянная кукла. Мастера наделяли матрёшку удивительной красотой. В нарядном сарафане, в ярком платке красуется она перед всем миром.
Проверь себя! Матрёшка – расписная, деревянная кукла. Мастера наделяли матрёшку удивительной красотой. В нарядном сарафане, в ярком платке красуется она перед всем миром.
Проверь себя! Матрёшка – расписная, деревянная кукла. Мастера наделяли матрёшку удивительной красотой. В нарядном сарафане, в ярком платке красуется она перед всем миром.
|
Метки: Русский язык