Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: Непроизносимые согласные, 5 класс

Тема: Непроизносимые согласные, 5 класс

Цели: Формирование знания о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

Задачи:

Образовательн. Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных слов.

Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к русскому языку.

Оборудование урока:

1. проектор, компьютер, интерактивная доска;

2. презентация;

3. карточки;

4. тренажёр;

5. тест.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков с элементами исследования.

Ход урока

I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Пусть ваша улыбка поднимет настроение у других.

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Проверка домашнего задания. Упражнения 356.

а) Индивидуальное задание. Фонетический разбор слова люди

(Регина работает, а с остальными)

3. Ответы на вопросы.

1. Мы с вами изучаем какой раздел языка? Что изучает морфемика?

2. К морфемам относятся . ?

3. Какая морфема образует только форму слова, а какая – однокоренные слова?

4. Что изучает фонетика? Какие звуки есть в русском языке?

5. На какие разряды делятся гласные звуки? Согласные?

6. В корне после шипящего что надо писать ? (Исключения: крыжовник, шорох, капюшон).

7. Когда после ц пишется и? (в корнях слов и в словах на -ция) Когда ы? (в окончаниях и суффиксах; в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках)

8. Шестая буква русского алфавита? (Е)

II. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

а) -Запишите слова рядом столбиком, транскрипцию которых вы видите на доске (слайд)

[сонцэ], [сэрцэ], [извэсный], [здраствуй].

– А теперь запишите их столбиком с помощью букв так, как вы считаете нужным. У доски эту работу выполняет Ралия. (Солнце, сердце, известный, здравствуй).

– Сравниваем .

– Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах количество букв и звуков различное? (В наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся. Не слышатся, не произносятся звуки л, д, т, в)

– Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые )

– Молодцы! Интересные названия придумали. Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать? (Чтобы правильно писать слова).

– Именно этому мы и должны научиться.

б) Минута чистописания. лд, тв, лд, тв

в) Повторение ранее изученного материала

– Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы? (Они согласные).

– Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (В, Л, Д)

– Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук. (Т)

– Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки. (Д-Т)

– Где находятся непроизносимые согласные? В какой морфеме? (В корне слова. )

– А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет? (Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук произносился четко и ясно).

– Попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова к нашим словам (солнечный, сердечко, известие, здравие)

– Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

На этом же слайде по щелчку появляются сочетания букв

СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ

Запомните их .

– Всегда ли можно объяснить правописание непроизносимых согласных? Не всегда, в словах лестница, чувство, праздник правописание согласных надо запомнить. Это словарные слова.

Ш. Закрепление знаний и навыков.

1. Работа с учебником. Упражнение 337. От каких слов образовались данные слова? Запишите их.

2. Всегда ли при наличии нескольких согласных есть непроизносимые согласные?

Тренажер «Непроизносимые согласные» Слайд

Выполните следующее задание. Перед вами слова с пропущенными буквами. Сначала определите, в каких словах пропущена непроизносимая согласная.

Чтобы проверить себя, перенести его на зеленую доску и закрепить у звёздочки.

Звез ный

Сол це

Ужас ный

Сер це

Чудес но

Чес ный

Ус но

Праз ник

Поз но

Мес ность

Парус ный

Ненас ный

(Найдите среди этих слов слова с непроизносимой согласной, проверяйте подобрав однокоренные слова, где это возможно. Делают вывод: значит, хотя и в некоторых словах есть стечение согласных, но нет непроизносимых. Проверяют).

2. Самостоятельная работа. Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно)

1. НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ

а) ТРОСТНИК, МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ

б) ДОРОЖКА, ПОДРУЖКА , ЗЕЛЁНЫЙ

в) ЗЕЛЁНЫЙ, ГОЛОСИСТЫЙ, ШАПКА

2. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ

а) ПОЗДНЯЯ

б) ПОЕЗДА

в) ОПОЗДАЛ

3. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА?

а) ЧУДЕСНЫЙ – ЧУДО, МЕСТНЫЙ – МЕСТО

б) ОКРЕСТНОСТЬ – ОКРЕСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТНО

в) ПРЕЛЕСТНЫЙ – ПРЕЛЕСТИ, ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО

4. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ?

а) ЗДРАВСТВУЙТЕ, МЕСТНЫЙ, ЯСНЫЙ

б) МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ, ЧУСТВА

в) КАПУСНЫЙ, СОНЦЕ, ПРАЗНИК, ЧУСТВО

5. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА?

а) КАПУСТНЫЙ

б) ПРАЗДНИЧНЫЙ

в) ЧУСТВЕННЫЙ

6. В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ НЕПРОИЗНОСИМОГО Т?

а) УЧАС*НИК

б) РЕС*НИЦЫ

в) ПАС*БИЩЕ

ПРОВЕРКА

1. а

2. в

3. в

4. в

5. в

6. б

IV. Физкультминутка.

Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет – приседаем.

Поездка, чудесный, несчастный, лесной, поздний, прелестный, прекрасный, лестница, тесный, вкусный, неизвестный, согласный, красный.

V. Словарная работа. Дифференцированные индивидуальные карточки. (1 группа– сильные, 2 группа– слабые)

1 группа

Отгадывайте слова по лексическому значению. Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.

-Как называется ряд ступенек, идущих вверх?

– Самая распространенная форма приветствия?

– Замени одним словом: принимать активное участие в чём-то.

– Закончи предложение: Новый год – весёлый __________

– Любящий повелевать – __________

– Центральный орган кровообращения-_____

К словам первого столбика найдите ответы из второго столбика и соедините их стрелками.

2 группа

а) Приветствие при встрече

б) Окружающее пространство, имеющее отношение к звездам

в) Печальный рассказ

г) Шумное торжество

д) Яркое светило

ж) Центральный орган кровообращения

з) Приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз.

Праз. . ник

Сер. . це

Звёз. . . ный

Лес. . ница

Грус. . ный

Со. . нце

Здра. . ствуй

VI. Подготовка к ГИА.

В ГИА по русскому языку есть задание, которое нельзя выполнить без фонетических знаний. Давайте посмотрим задание А4. Формулировка задания такова.

1. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ВТРОЕ первый звук – [ф].

2) В слове ВЕСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.

3) В слове ЮШКА все согласные звуки глухие.

4) В слове ПОЁШЬ есть мягкий звонкий звук [й]

2. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ОБЪЯСНИ звуков больше, чем букв.

2) В слове ПРАЗДНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.

3) В слове СДАЧА первый звук – [з].

4) В слове ПЛЯСАТЬ мягкость согласного [л] на письме обозначена буквой Я.

3. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ТРОСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.

2) В слове ЕЖИХА все согласные звуки твёрдые.

3) В слове ЛЕНЬ мягкость согласного [н] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове ГРАД последний звук [т].

VII. Домашнее задание.

1) Подготовить сообщение о правописании непроизносимых согласных в корне, т. е. П. 70;

2) из любого художественного текста, взятого из нашего учебника "Русская литература " выписать 5 предложений на изученную на уроке орфограмму.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Какая тема у нас была сегодня?

– Какие звуки и буквы не произносятся?

– Как проверить написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?

-Выполнение какого задания вызвало затруднение?

9. Выборочный диктант. Запишите слова с непроизносимым согласным в корне, которые я нашла в стихотворениях известных поэтов. (слайды)

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный? (А. С. Пушкин)

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А. С. Пушкин)

И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. (Н. А. Некрасов)

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она. (Н. А. Некрасов)

Карточка 1.

Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ

Лес. . . ной, безжалос. . . ный, чудес. . . но, прекрас. . . но, ужас. . . но, тес. . . ный, серьёз. . . но, безглас. . . ный, припоз. . . ниться, ус. . . но, праз. . . новать, любез. . . ничать, крас. . . ный, наез. . . ник, безобраз. . . ничать.

Карточка 2.

Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ

Мес. . . ный, пас. . . бище, чу. . . ствительный, трос. . . ник, радос. . . ный, час. . . ное, гиган. . . ский, желез. . . ный, колхоз. . . ный, облас. . . ной, влас. . . ный, крепос. . . ной, безобраз. . . но, чу. . . ство, здра. . . ствуй, любез. . . но.

Карточка 3.

Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ

Звез. . . ный, здра. . . ствуйте, со. . . нце, поз. . . ний, праз. . . ничный, прекрас. . . ный, доблес. . . но, сер. . . це, ужас. . . ный, грус. . . но, серьёз. . . ный, чудес. . . ный, опас. . . ный, мес. . . ный, напрасн. . . ый, ненас. . . но.

Карточка 4.

Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ

Вкус. . . ный, счас. . . ливый, радос. . . но, интерес. . . ный, ярос. . . но, счас. . . ливо, трос. . . никовый, чудес. . . но, капус. . . ный, ненас. . . ный, доблес. . . ный, прес. . . но, парус. . . ный, тес. . . но.

Карточка 5.

Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ

Крепос. . ной, соглас. . . ный, грус. . . ный, кос. . . ный, со. . . нце, бессловес. ный, мес. . . ность, напрас. . . но, влас. . . но, окрес. ность, лес. . . ница, свис. . . нул, извес. . ный, ус. . ный, вкус. . . но, прелес. . . ный.

Карточка 6.

Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ

Ярос. . . ный, счас. . . ливый, прес. . . ный, небес. . . ный, чес. . . ный, алмаз. . . ный, поз. . . но, безобраз. . . ный, любез. . . ный, праз. . . ник, вес. . . ник, опас. . . но, интерес. . . но, бессловес. . . но.

Карточка 7.

Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ

Грус. . . ный взгляд, голлан. . . ские тюльпаны, опас. . . ный поворот, поз. . . ние цветы, прекрас. . . ная статуя, вкус. . . ный салат, извес. . . ный актёр, уча. . . ствовать в конкурсе, телеграфное аген. . . ство, чу. . . ствовать голод.

Карточка 8.

Запиши в первый столбик слова с непроизносимыми согласными в слабой позиции, во второй столбик – проверочные слова (с этой же согласной в сильной позиции). Аргументируй, используя подчеркивания (одна черта – "на одной ножке" шатко – слабо", две черты – устойчиво-сильная позиция)

Счастливый, участие, прелестный, весть, доблестный, областной, счастье, шотландец, прелесть, вестник, шотландский, доблесть, область, участник.

Л. И. Замалетдинова, МБОУ "Просто-Челнинская СОШ", с. Простые Челны Новошешминского района, Республика Татарстан

Метки: Русский язык