Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок формирования орфографического правила Ы-И после приставок

Урок формирования орфографического правила Ы-И после приставок

Цели

1) Обучающая цель – сформировать, изучить и закрепить правило правописания Ы и И после приставок . 2) Развивающая цель – развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3) Воспитывающая цель -вызвать интерес к урокам русского языка.

Ход урока

I Этап Орг. Момент

II Этап Проверка домашнего задания

IIIЭтап

Постановка цели урока

Знаю Хочу узнать

1 Что такое морфема

2 Способы словообразования

3 Префикс

1 После каких приставок вместо И пишется Ы

2 После каких приставок в корне сохраняется буква И

3. Как пишутся сложносокращённые слова

IV Этап

Наблюдение над фактами языка

Учитель: Перед вами карточки с тремя упражнениями, давайте рассмотрим первое.

Упражнение №1

Ну что, доИгрался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь) Однако же во что бы то ни стало он решился доИскаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну. . . ( Н. В. Гоголь). С тобой играть неИнтересно, ты всегда выИгрываешь, а я не умею проИгрывать. Друзья отправились на поИски пропавшего товарища.

Давайте выпишем выделенные курсивом слова и выделим в них корень и приставку.

Ученики: первое слово доигрался, в нём корень игр и приставка до, второе – доискаться – корень иск, приставка до, третье – неинтересно – корень интерес, приставка не, четвёртое выигрываешь – корень игр, приставка вы, пятое – проигрывать – корень игр, приставка про, шестое поиски – корень иск, приставка по.

Учитель: Верно, переходим к следующему упражнению.

Упражнение №2

Я отЫщу секрет и ларчик вам открою. (И. Крылов) 2) К вечеру разЫгралась метель. 3) Я не терял надежды сЫскать дорогу. 4) Мороз сЫграл с нами злую шутку. 5) В предЫдущем номере журнала была интересная статья о дельфинах.

Ученики: Отыщу – корень ыщ, приставка от, разыгралась – корень ыгр, приставка раз, сыскать – корень ыск, приставка с, сыграл – корень ыгр, приставка с, предыдущем – корень ыд, приставка пред.

Учитель: А теперь посмотрите внимательно на выписанные слова и скажите, почему различается написание первой буквы корней.

Ученики: Когда в слове приставка заканчивается на гласный в корне пишется И, а когда на согласный – Ы.

Учитель: Правильно, давайте рассмотрим выполним с вами последнее упражнение на карточке.

Упражнение №3

1)У черных есть определенная контрИгра на ферзевом фланге. 2)Они как-то очень странно видоИзменили раму и украшения (Л. Н. Толстой) 3)Необходимо наладить выпуск межИнтернатской электронной газеты. 4)На самом деле ничего суперИнтересного внутри не обнаружилось. 5)Харьковский завод "СпортИнвентарь" был основан в 1948 году. 6)Сборник материалов Четвертой межИнститутской научно-практической конференции молодых ученых 7)ТрансИорданский эмират был создан Англией весной 1921 8)За годы войны педИнститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место. 9) К нам попала дезИнформация 10) Книга оказалась сверхИнтересной

Разберите выделенные слова.

Ученики: Контригра – приставка контр, корень игр, видоизменили – сложносокращённое слово с двумя корнями и соединительной гласной о, межинтернатской – приставка меж, корень интернат, суперинтересного – корень интерес, приставка супер, спортинвентарь – сложносокращённое слово без соединительной гласной, межинститутский – корень институт, приставка меж, трансиорданский – корень иордан, приставка транс, пединститут – сложносокращённое слово без соединительной гласной, дезинформация – корень информ, приставка дез, сверхинтересной – корень интерес и приставка сверх.

Учитель: Всё верно, какой же вывод мы можем сделать, исходя из этих примеров?

Ученики: После некоторых приставок и в сложносокращённых словах И сохраняется.

Учитель: Совершенно верно. Какие это приставки?

Ученики: Это все иностранные приставки и приставки сверх и меж.

V Этап

Обобщение

Учитель: Мы с вами изучаем правописание Ы/И после приставок, давайте вспомним, что мы делали, чтобы узнать это.

Ученики: Сначала мы выписывали слова с приставками на гласный и согласный и разбирали их, а потом сложносокращённые слова и слова с иноязычными приставками.

Учитель: Теперь вы можете самостоятельно вывести это орфографическое правило. Для ответа пользуйтесь следующим планом:

1)Что пишется после приставки, оканчивающейся на гласный;

2) После каких приставок в слове пишется ы;

3) Что пишется после иноязычных приставок и меж, сверх;

4) Что пишется в сложносокращённых словах.

Не забудьте привести примеры.

Ученики: В словах, начинающихся с гласной И после приставок, оканчивающихся на гласный, пишется И(выиграть); после русских приставок на согласный пишется Ы(обыграть); после иноязычных приставок, таких как дез, контр, транс, супер и т. д. , пишется И, как и в русскоязычных меж и сверх(межинститутский, дезинформация); в сложносокращённых словах И сохраняется.

Учитель: Правильно, ребята. Вы вывели правило, к нему надо только добавить, что слово взИмать – это исключение, его правописание нужно запомнить. А теперь откройте учебник и прочитайте правило, которое записано там.

Учащиеся сверяют своё правило с тем, что в учебнике и убеждаются в правильности выводов, которые они сделали во время работы.

VI Этап

Применение правила

!)1. Возможное ли это дело, чтобы вопрос . . . мог хотя на одну минуту оставаться для человека безынтересным. |С. -Я. | 2. И гуляют, шумят ветры буйные над его безымянной могилкою. |Л. | 3. В городе начались межинститутские спортивные соревнования. 4. Все основные вопросы были раскрыты предыдущим докладчиком. 5. Контригра в шахматах – это встречная активность при атаке противника. 6. Спокойное отчаяние, безысходная тоска звучала в песне моего товарища, |М. Г. |

2) Без. . дейное произведение; без. . мянная речка; без. . нвентарное хозяйство; безынициативный работник; безыскусный рассказ; безысходная нужда; мед. . нститут;

предыдущее изложение; пред. . стория человечества; сверх . . зысканные манеры; под. . нтегральное число; пред. . юньские события; транс. . ранская магистраль;

разыграть дебют; контр. . гра противника; небез. . звестный автор; меж. . нститутские соревнования.

Упражнения выполняются с комментированием.

VII Этап

Подведение итогов

Учитель: Давайте вернёмся к табличке, которую мы составляли в начале урока. Что мы хотели узнать и что узнали?

Ученики: Мы ответили на первый вопрос и узнали, что в словах, начинающихся с гласной И после русских приставок на согласный пишется Ы(обыграть) Исключение – слово ВЗИМАТЬ

Учитель: Как вы ответите на второй вопрос?

Ученики: После приставок на гласный, а также после иноязычных приставок и меж, дез гласная И в слове сохраняется.

Учитель: Как же пишутся сложносокращённые слова?

Ученики: В них также сохраняется И.

Учитель: Молодцы. Теперь мы можем с вами подвести итоги урока, что мы узнали сегодня и чему научились.

VIII Этап

Домашнее задание

Составить словарный диктант из 20 примеров на изученное правило.

Т. М. Миронова, МОУ СОШ № 22 с УИОП, г. Электросталь, Московская область

Метки: Русский язык