Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Сочинение по картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»

Сочинение по картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»

Цели:– подготовить учащихся к сочинению по картине, соединяющему динамическое описание с элементами повествования и рассуждения;

– обогатить учащихся необходимыми для работы с исторической картиной фоновыми знаниями;

-активизировать устаревшие слова (боярыня, юродивый, раскольники), которые необходимы для адекватного понимания и описания исторической картины;

– способствовать формированию языкового и художественного вкуса учащихся.

1. Рассказ о художнике.

Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению по картине Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Некоторые картины этого автора вам, возможно, знакомы: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».

Все эти картины можно отнести к историческим, потому что кА каждой из них отображено то или иное историческое событие.

Каждая из этих картин относится к историческому жанру живописи, предполагает обращение к событиям истории. Непревзойденным мастером этого жанра являлся Суриков.

Как писал художник и историк искусства А. Н. Бенуа, «значение Сурикова для русского общества огромно Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой мистической способностью, могут перенестись в прошлое разглядеть в его тусклых сумерках минувшую жизнь »

Вот и мы с вами попробуем на уроке мысленно перенестись в далекое прошлое, совершим путешествие во времени, попробуем понять и почувствовать то, чем жили наши далекие предки.

Представьте себе: беспощадный XVII век. Правление царя Алексея Михайловича. Религиозный раскол, породивший раскольников и сторонников изменений.

«В богослужебных книгах, существовавших прежде в одних рукописях, было много ошибок от необразованности и небрежности переписчиков. Эти ошибки сделались предметом спора для людей. Люди невежественные не признавали эти ошибки ошибками и твердо защищали их против тех, кто желал исправить их. В 1654г. царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону В то время произошли первые беспорядки по случаю новых богослужебных книг, напечатанных по исправлениям Никона. Многие из духовенства считали эти книги богопротивными, не принимали их и употребляли старые, отчего и получили название староверов, старообрядцев, раскольников».

Одной из самых известных раскольниц, не желающей смириться с исправлениями, внесенными Никоном, была боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» писал о ее жизни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8 000 ездила она в дорогой карете, устроенною мозаикой и серебром, в 6 или 12 лошадей; на нею шло слуг, рабов и рабынь человек 100, оберегая ее честь и здоровье».

Вот как пишет Наталья Кончаловская в книге «Дар бесценный» о судьбе непокорной боярыни: «Какой же она была, эта боярыня, открыто объявившая бунт царю, патриарху Никону, увлекшая и сестру свою – княгиню Урусову – в раскол?

Иной раз возьмет мешок денег боярыня и раздает деньги неимущим во имя старообрядческой веры.

Иной раз нашьет рубах для нищих и раздает их тем, кто крестится двуперстным знамением.

Царь приходил в ярость, когда слышал о «подвиге» Морозовой. Он потребовал от сестер отречения от старой веры. Сестры не отреклись. И тогда царь приказал заковать Морозову в цепи. Схватили и сестру ее, Евдокию, посадили обеих в тюрьму. Приходили попы увещевать боярыню, но никто не мог сломить ее фанатический преданности убеждениям.

Приказано было пытать боярыню и пригрозить ей сожжением. Но сжечь ее царь побоялся. Свезли сестер в Боровск и посадили их в земляную тюрьму, в яму».

Так богатая и знатная боярыня стала бесстрашной и искренней раскольницей. Царь предлагал ей свободу и возвращение богатства, если она отречется от своих взглядов, но Морозова была непреклонна.

Морозову вместе с сестрой страшно пытали, а затем сослали в Сибирь и посадили в холодную земляную тюрьму, где она не вынесла тяжкого заключения и вскоре умерла.

Что значит «подвиг»? Это героический, самоотверженный поступок, который совершает какой-либо человек.
Можно ли назвать подвигом борьбу боярыни Морозовой за старую веру?

– В ней нет ничего героического, т. к. боярыня не хотела смириться с церковными нововведениями.

– Далеко не каждый человек способен отстаивать свои убеждения и идти за ними до конца.

Мы можем по-разному относиться к тому, во что верила Морозова, но человек, способный к борьбе за свои убеждения, достоин уважения.

2. Беседа по картине.

Когда происходили события, изображенные на картине? XVII век, Москва.
Какой эпизод из тех далеких событий изобразил художник?

_Как везут в ссылку.

– Когда боярыню Морозову схватили по указу царя и везут на допрос.

Художник действительно изобразил на картине тот момент, когда непокорную боярыню, прошедшую через пытки, закованную в кандалы, увозят в ссылку.
Кто главный герой картины? Боярыня Морозова, чьим именем названа картина.
Как изображена боярыню Морозова? Изображена сидящей в санях.
Смирилась ли она со своей участью? Нет. Художник изобразил ее с поднятой вверх правой рукой с двуперстным знамением. Она пытается что-то сказать людям, которые находятся на улице вокруг нее.
Почему так важно для нее это двуперстное знамение? Для нее это символ веры, символ того, во что она так верит, ради чего идет на гибель, лишается всех благ в жизни.
Каков внешний облик боярыни?

Худое, изможденное, мертвенно бледное лицо. Щеки впалые, нос заострившийся, глубоко сидящие глаза. Руки и лицо худые, кажется, что даже ее богатая одежда стала ей велика.

Боярыня одета во все черное – цвет траура, цвет потерь.

Совершенно верно, это уже далеко не та избалованная боярыня, которая когда-то ездила в дорогой карете. Мы видим по ее лицу, что немало испытаний и страданий она уже перенесла.
О чем говорит нам взгляд главной героини?

– Взгляд пронзительный, страшный, кажется, он испепелит каждого, кто окажется перед ним.

– Героиня не сломлена, она убеждена в своей правоте и полна решимости идти до конца за свои убеждения.

– Она не жалуется, не выставляет напоказ свои страдания.

Что на картине подсказывает нам, что героиня в напряжении? Ее поза: судорожно вытянутые ноги, вцепившаяся в край саней рука, напряженно поднятая вверх правая рука в двуперстном знамении.
Итак, мы внимательно рассмотрели боярыню Морозову, ту самую, о которой царь говорил, что она «неукротимо люта». Мы увидели человека, фанатически преданного своей идее, сильного духом, не сломленного страданиями. Мы увидели ее готовность к борьбе за свои убеждения, силу духа, мужество и стойкость.
Но на картине есть еще одно немаловажное действующее лицо. Кто это? Народ.
Автор ставил перед собой две задачи: 1) показать человека идеи, готового пожертвовать собой ради нее; 2) автор стремился показать народ и его отношение к подвигу боярыни Морозовой.
Что является центром картины? Сани, на которых сидит опальная боярыня.
Кого мы видим вокруг саней? Народ.
Обратите внимание, что сани словно разрезают толпу людей по диагонали. Как вы думаете, почему Суриков избрал именно диагональную композицию? Чтобы показать московский народ; можно рассмотреть лица.
Но есть и еще одна причина того, что автор выбрал именно такую композицию: диагональ помогла художнику показать раскол толпы на два разных лагеря.
Как реагируют люди на появление саней с закованной в цепи боярыней? Одним просто любопытно, что происходит, на лицах других написано злорадство, третьи смеются над Морозовой, зло ухмыляются.
Есть ли на картине персонажи, которые просто не понимают, что происходит? Мальчик, бегущий за санями, для него это просто возможность развлечься, побегать, порадоваться хорошему дню и неожиданному развлечению.
Суриков мастерски сумел передать мгновения прошлой жизни. Недаром, говоря о нем, известный критик В. В. Стасов писал: « Суриков – просто гениальный человек. Подобной исторической картины у нас не бывало Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории, какой ни один наш живописец никогда не трогал».
А зачем нам с вами сегодня нужно обращаться к «делам давно минувших дней»? У каждого народа есть история. Эту историю надо знать, картина Сурикова в этом помогает.

Каждый век пытается разобраться в своих, свойственных только ему противоречиях, каждое поколение людей борется за справедливость и правду, доходя иной раз до крайностей. Поэтому нам так важно знать наше прошлое, знать, что никогда правильное решение не давалось просто. Нам надо понимать, что за свои убеждения люди страдали, шли на муки и гибель.

3. Составление плана сочинения.

1. В. И. Суриков – мастер исторического жанра.

2. Динамичность происходящего на картине:

а) непоколебимая раскольница;

б) сочувствующие и колеблющиеся;

в) противники Морозовой.

3. Урок стойкости и верности убеждениям.

4. Работа над текстом сочинения.

Как вы будете строить вступление к сочинению: вы будете описывать картину, рассказывать или рассуждать? Во вступлении можно рассказать о художнике, его картинах, об исторической основе картины «Боярыня Морозова».
Нужно ли подробно рассказывать в этой части о религиозном расколе, его причинах, об истории жизни боярыни Морозовой? Нет, необходимо сказать только о самом главном, чтобы потом было понятно описание картины.
Устно расскажите свой вариант вступления, выдержав его в духе повествования. В. И. Суриков – мастер исторического жанра. На своих полотнах он отразил многие события русской истории. Самые известные картины художника «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком» и другие. Картина «Боярыня Морозова» также связана с трагическими страницами в жизни России. Действие на картине разворачивается в Москве в середине XVII века, когда все общество раскололось на сторонников новой веры и раскольников, или староверов. Художник изобразил на полотне тот момент, когда опальную боярыню Морозову, стоящую за старую веру, увозят в ссылку.
О чем вы будете писать в основной части вашего сочинения? Будем описывать картину.
Опишите картину в соответствии с планом сочинения.

На переднем плане картины – боярыня Морозова, сидящая на простых крестьянских санях. Главная героиня картины – человек, фанатически уверенный в истинности своей веры. И хотя автор изобразил ее сидящей на соломе в санях, но она вся в движении. Глубокое скрытое движение в ее темных запавших глазах, необыкновенно ярко выделяющихся на смертельно бледном лице. Они широко открыты, горят и, кажется, мечут молнии.

Предельное напряжение душевных сил видно во всей фигуре боярыни. Раскольница высоко подняла правую руку, сложила пальцы для двуперстного знамения. Отчетливо поблескивает на тонком запястье синеватая цепь, которой руки раскольницы прикованы к саням. Черная одежда Морозовой волочится по снегу за движущимися санями и напоминает воронье крыло. Судорожно вытянутые ноги, рука, ухватившаяся за край розвальней, – все эти детали помогают почувствовать движение, мастерски переданное автором на картине.

Суриков композиционно разделил картину по диагонали с помощью движущихся саней, что дало ему возможность показать не только раскольницу, но и народ, его отношение к происходящему.

Толпа людей расколота на два лагеря: сочувствующих боярыне и ее противников. Народ изображен Суриковым так, что кажется, что он колышется, дышит, живет. Не переднем плане, рядом с санями, художник поместил юродивого. Он изображен сидящим на снегу в разорванной рубахе, которая совершенно не спасает от холода. Это жалкий и в то же время мужественный человек. Он единственный на картине, кто поднимает в ответ на слова боярыни руку в двуперстном знамении и открыто разделяет ее убеждения. Рядом с юродивым на коленях стоит нищенка. Она протянула одну руку к боярыне. Она жалеет боярыню Морозову и сочувствует ей. Сострадание, сопереживание мы видим на лицах других героев картины. Девушка в нарядной синей шубке застыла в полупоклоне, преклоняясь перед подвигом раскольницы. Чуть не плачет молоденькая боярышня, стоящая рядом с ней.

Слева лица, откровенно насмехающиеся и торжествующие. Мы видим, как явно злорадствует поп, смеется купец. Вездесущие мальчишки рады неожиданному развлечению. Один из них, разгоряченный от мороза, изображен бегущим за санями.

Нам осталось сформулировать заключение к нашему сочинению. Что должно содержаться в заключении? Необходимо сформулировать вывод, подвести итог.
О чем вы будете рассуждать в заключении?

Полотно Сурикова не просто картина, которая открывает перед нами страницу далекого прошлого. Она призывает задуматься над сложными вопросами о жизненном подвиге, о борьбе за свои убеждения, о мужестве и сострадании – тех чертах, которые свойственны русскому национальному характеру. Мне кажется, что нужно писать о том, что трагедия боярыни Морозовой, запечатленная на картине художника, помогает понять, что каждому из нас рано или поздно придется столкнуться с тем, что нужно будет отстаивать свои убеждения.

Картина показала нам противоречия, которые существуют в любом обществе, в любое время. Мне стало понятно, что настоящий подвиг можно совершить, отстаивая до конца свои убеждения.

5. Запись сочинения.

Н. В. Митякина, Московская область, г. Подольск,

Метки: Русский язык