конспект урока по теме "Отрицательные местоимения"
конспект урока по теме "Отрицательные местоимения"
Интегрирующая цель:
- закрепить навыки правописания неопределённых местоимений.
2. установить значение и способы образования отрицательных местоимений,
сформулировать правило их написания с приставками не и ни.
3. Закрепить на практике теоретические знания, полученные на уроке:
Знать: правила правописания отрицательных местоимений .
Уметь: распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях,
правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без предлогов.
4. Научиться склонять отрицательные местоимения.
Задание № 1.
Цель: закрепить навыки правописания неопределённых местоимений.
Знать: способы образования неопределённых местоимений.
Уметь: правильно писать неопределённые местоимения.
1. Вспомните, с помощью каких морфем образуются неопределённые местоимения.
2. Проверьте себя по тетради с опорными конспектами.
3. Прочитайте местоимения:
Что то, какой либо, сколько нибудь, кое какие, кое о чем, кем либо, кое в ком, чьи то,
кое на кого, не сколько, не кто, не который.
4. Заполните данную таблицу примерами, правильно записывая местоимения.
Через дефис. | Слитно. | В три слова. |
5. Обозначьте графически условия выбора написания местоимений.
6. Проверьте себя по листу с ответами, внося исправления, если есть ошибки.
7. Поставьте себе оценку за работу.
Задание № 2.
Цель: установить значение и способы образования отрицательных местоимений,
сформулировать правило их написания с приставками не и ни.
Знать: значение и способы образования отрицательных местоимений, правило их написания с приставками не и ни.
Уметь: работать с материалом для наблюдений, анализировать, обобщать, делать вывод.
Выбери тот уровень сложности, в котором будешь работать.
Уровень 1.
1. Внимательно прочитайте карточку-информатор на листе с ответами.
2. Перепиши примеры из карточки себе в тетрадь, выделяя орфограмму, как показано.
3. Прочитай информацию ещё раз, постарайся её запомнить.
4. Найди в карточке ответы на следующие вопросы и запиши их в тетрадь:
– Что обозначают отрицательные местоимения ?
– Как они образуются?
– В каком случае в отрицательных местоимениях пишется не, а в каком – ни ?
– В каком случае отрицательные местоимения пишутся в три слова?
Уровень 2.
1. Прочитайте данный материал для наблюдений.
Кто Что Какой Чей Сколько
|
Никто, некого, Ничто, нечего, Никакой Ничей, ничьего, Нисколько.
|
Ни у кого Ни с чем, не с чемНи с чьего Ни у скольких. |
Вопр. Мест. | Отрицательные местоимения | Отрицательные местоимения |
2. Перепиши отрицательные местоимения в тетрадь, расставляя в них ударения и выделяя орфограмму, как показано.
3. Сделай выводы об образовании и правописании отрицательных местоимений.
4. Запиши полученные выводы в тетрадь, дополнив следующие предложения:
– Отрицательные местоимения образуются от ---------------------------------– при помощи ------------------------------.
– Приставка не пишется в отрицательных местоимениях только -----------
– Приставка ни пишется в отрицательные местоимения только-----------
– Отрицательные местоимения пишутся в три слова, если-------------.
5. Проверь себя, прочитав карточку– информатор на листе с ответами.
Уровень 3.
1. Прочитай предложения.
Мне нечего было делать, некого винить. Нет ничего прекраснее русской природы. Никто не забыт и ничто не забыто. Никакие развлечения и никакая страсть не могли меня отвлечь от шахмат. Я ни на что и ни на кого не обижаюсь. Я ни о чём ещё не сожалел. Нам не о чем больше спорить.
2. Найдите в предложениях местоимения со значением отсутствия предмета, признака, количества.
3. Выпишите эти местоимения, распределяя их в два столбика (слитно \ раздельно).
4. Выделите в местоимениях приставки, расставьте ударения.
5. Сделайте вывод о значении, образовании и правописании отрицательных местоимений, письменно ответив на вопросы:
– Что обозначают отрицательные местоимения ?
– Как они образуются?
– В каком случае в отрицательных местоимениях пишется не, а в каком – ни ?
– В каком случае отрицательные местоимения пишутся в три слова?
6. Проверьте себя, прочитав карточку– информатор на листе с ответами.
Задание № 3.
Цель: закрепить на практике теоретические знания, полученные на уроке.
Знать: правила правописания отрицательных местоимений .
Уметь: распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях,
правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без предлогов.
1. Прочитайте словосочетания:
Н. . чего тревожиться, н. . чего не обнаружить, н. . кому предложить, н. . к кому обратиться, н. . кому не сообщить, н. . к кому не обращаться, н. . чем исправить, н. . чем не восполнить, н. . о чем волноваться, нет н. . каких известий, как н… в чём ни бывало, не отвергай н. . чьих советов.
2. Выпишите в тетрадь отрицательные местоимения, раскрывая скобки и расставляя ударения.
3. Графически обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания приставок не и ни.
Образец: некого, ни у кого.
4. Проверьте себя по листу с ответами.
5. Исправьте ошибки, если они есть.
6. Поставьте себе оценку за работу.
Задание № 4.
Цель: научиться склонять отрицательные местоимения.
– Рассмотрите таблицу склонения отрицательные местоимения .
– Перепишите её в тетрадь, дополняя пропущенные строчки.
И. Р. Д. В. Т. П.
|
Никто Никого
Ни о ком |
Ничто Ничего
Ни о чём |
Никакой Никакого
Ни о каком |
Ничей Ничьего
Ни о чьём |
– Проверьте себя по листу с ответами.
– Прочитайте цели урока на первом листе.
– Проверьте себя: все ли задачи выполнены? Если да, поздравьте себя с успешной работой на уроке.
Ответы к заданиям.
Задание № 1.
Через дефис. | Слитно. | В три слова. |
Что-то, какой-либо, сколько-нибудь, кое-какие, кем-либо, чьи-то. | Несколько, некто, некоторый. | Кое о чём, кое в ком, кое на кого. |
Задание № 2.
Карточка – информатор.
1. Отрицательные местоимения обозначают отсутствие предметов, их при знаков и количества: никто, ничей, нисколько.
2. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не и ни:
ни + кто = никто, не + кого = некого, ни + какой = никакой.
3. Приставка не пишется только под ударением, в безударном положении пишется ни!
4. Отрицательные местоимения пишутся в одно слово: некому, нисколько, или в три слова, если между приставкой и местоимением есть предлог: не к кому, ни у кого, ни у скольких.
ДЛЯ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ! Ничего ни на что
никто ни на что
ничто ни о чём
никакие не о чем
нечего
некого.
Задание № 3.
Нечего, ничего, некому, не к кому, никому, ни к кому, нечем, ничем, ни о чём, не о чем, никаких, ни в чём, ничьих.
Задание № 4.
И. Р. Д. В. Т. П.
|
Никто Никого Никому Никого Никем Ни о ком |
Ничто Ничего ничему ничто ничем Ни о чём |
Никакой Никакого никакому никакой(ого) никаким Ни о каком |
Ничей Ничьего ничьему ничей (его) ничьим Ни о чьём |
Метки: Русский язык