Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока "Русистика – наука о языке"

Конспект урока "Русистика – наука о языке"

Класс: 8

Предмет: Русский язык

Цели урока:

Познавательные: владение разными видами смыслового чтения, умение классифицировать, умение представлять информацию в разных видах;

Регулятивные: выдвигать версии, выдвигать средства достижения цели, определение цели и умение её формулировать, умение находить и исправлять ошибки, оценивать степень успешности достижения цели по критериям;

Коммуникативные: создание устных и письменных текстов с использованием различных речевых средств.

Личностные: объяснение оценки, поставленной с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей, объяснение своей связи с Россией, признание своих недостатков и умение их осознавать.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Расширение имеющихся знаний об истории развития русского языка, выдающихся русистах.

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Учительское чтение притчи об Эзопе (приложение 1)

3. Подводящий диалог:

– О чем идет речь в притче?

– О каком именно языке идет речь?

– Носителями какого языка являемся мы?

– Кто занимается изучением русского языка?

– Как называют ученых, которые изучают именно русский язык?

– Как называется наука, которая изучает русский язык?

(вариант 2. На доске заранее записаны слова филолог, лингвист, русист, языковед. Выберите специалиста-ученого, который занимается изучением именно русского языка)

4. Определение обучающимися темы урока.

5. Актуализация знаний. Подводящий диалог.

– Фамилии каких ученых, изучающих русский язык, вам известны?

– Чем они прославились?

– Кто из ученых вам знаком?

– Нужно ли современному человеку знать имена этих людей и их вклад в развитие русской науки?

В качестве подтверждения (обобщения) ответов учащихся можно привести слова нашего писателя современника Вилена Сальковского: «Без языка нет нации». И это действительно так, ведь язык – это часть культуры.

(Портреты ученых. Приложение 2)

– Из каких источников вы можете получить информацию об этих ученых?

6. Работа с текстом.

– Учительское чтение текста о русистике (Приложение 3)

Подводящий диалог:

– Как можно озаглавить текст? Что нового вы узнали о лингвистах?

Работа с текстовой информацией. Перевод из одной знаковой системы в другую: составление таблицы. (Предлагается два варианта заданий в зависимости от уровня сформированности УУД).

1 вариант. Даются критерии, по которым необходимо заполнить таблицу информацией из текста.

ФИО учёного

Название работы

Год издания

Направление работы

2 вариант. Предварительное чтение текста детьми и выделение основных критериев заполнения таблицы.

7. Работа в группах. (Предлагается два варианта работы в зависимости от уровня сформированности УУД)

1 вариант. Каждая из групп анализирует текст в целом.

2 вариант. Каждая из групп анализирует свой микротекст.

8. Выступление представителей групп. Обобщение работы, составление и корректировка общей таблицы.

9. Рефлексия. Обучающимся предлагаются фразы клише, помогающие им построить устный ответ на вопрос, что нового вы узнали (получили для себя) на уроке.

10. Домашнее задание (дифференцированное) на основе фрагмента из работы отечественного лингвиста Л. В. Щербы (Приложение 4).

1 уровень. Синтаксический разбор предложения № 2.

2 уровень. Составить высказывание в письменной форме «Какие вопросы возникли по ходу чтения текста. Какие мысли ученого кажутся вам наиболее значительными, актуальными.

Приложение 1

На острове Амосее жил философ Ксанф. Увидел он трех рабов на продаже: двое были красавцы, а третий – Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый сказал: «Всё!» , второй сказал: «Всё!», а Эзоп сказал: «Ничего!» – «Как так?» – «Да вот мои товарищи всё уже умеют, мне ничего не оставили». – «Хочешь, я куплю тебя?» – «А тебе не всё равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». – «Ты всегда такой разговорчивый?» – «За говорящих птиц дороже платят». – «Да ты – то ведь не птица, а урод». – «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа. Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» – «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!» – «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» – «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну – ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог. Созвал Ксанф в гости друзей и учеников, а Эзопа поставил у ворот и велел:

– Смотри, чтобы никто из простых людей не прошел, а только одни ученые!

Подошёл гость, Эзоп его спрашивает:

– Чем собака поводит?

Гость не понял, подумал, что его собакой обзывают, обиделся, пошел прочь. За ним другой, третий, десятый; наконец нашелся один и ответил:

– Хвостом и ушами!

Эзоп обрадовался:

– Вот тебе, хозяин, учёный гость, а больше не было!

На другой день ученики жалуются Ксанфу на Эзопа, а тот объясняет:

– Какие же они учёные, если на такой простой вопрос ответить не могли?

Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу:

– Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?

Эзоп возвращается и говорит:

– Только один человек.

Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным полно.

– Что же ты мне вздор говорил?

– Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек – один. После обеда стали пить вино. Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек все может сделать!» – «А море выпьешь?» – «Выпью!» Побились об заклад. Утром Ксанф протрезвел, в ужас пришел от такого позора. Эзоп ему: «Хочешь, помогу?» – «Помоги!» – «Как выйдете вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а рек, что в него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости. Послал Ксанф Эзопа за покупками, встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» – «Не знаю!» – «Как так не знаешь? Говори!» – «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.

Приложение 2

Русистика в широком понимании – это область филологии, занимающаяся русским языком, литературой, словесным фольклором. В узком смысле слова русистика – наука о русском языке в истории и современном состоянии.

Основателем современной науки о русском языке можно считать Михаила Васильевича Ломоносова. Его «Российская грамматика», опубликованная в 1757 году, была не только первым научным описанием строя русского языка, но и учебным пособием для многих поколений учащихся.

Среди крупных учёных-языковедов первой половины XIXвека выделяется имя Александра Христофоровича Востокова. В своём труде «Рассуждение о славянском языке» (1820 г. ) он предложил научные основы сравнительно-исторического языкознания, сделал попытку периодизации в развитии славянских языков, в том числе и русского. Именно А. Х. Востоков организовал издание академического «Словаря церковно-славянского и древнерусского языка» (1847 г. ) Его «Сокращённая русская грамматика издавалась 16 раз, «Русская грамматика» – 12 раз.

Преемником Востокова в области изучения истории русского языка стал Измаил Иванович Срезневский. Его программный труд «Мысли об истории русского языка» (1849 г. ) содержал наброски русской исторической грамматики. Главным наследием Срезневского являются «Материалы для словаря древнерусского языка» (тома 1-3, 1893-1903 гг. ) Этот фундаментальный труд до сих пор не утратил своего значения.

Создателем первой русской исторической грамматики стал учёный-русист Фёдор Иванович Буслаев.

Особое место среди русских языковедов занимает Владимир Иванович Даль, создатель четырёхтомного «Толкового словаря живого великого русского языка» (1863-1866 гг. ) Этот словарь охватывает огромный массив лексики – около 200 тысяч слов, в нём объединены и использованы как слова общенародной и областной лексики, так и литературного языка XIX века. Словарные материалы включают фразеологизмы, пословицы, поговорки и отражают не только языковедческую эрудицию Даля, но и глубокое знание различных областей русской народной жизни.

Проблемами упорядочения русского правописания занимался Яков Карлович Грот. В книге «Русское правописание», которая с 1885 по 1916 г. Переиздавалась 22 раза, учёный устранял разнобой и противоречия в русском правописании, в то же время подчёркивая необходимость устойчивости орфографии и пунктуации, сохраняя традиции.

Труды М. В. Ломоносова, А. Х. Востокова, И. И. Срезневского, Ф. И. Буслаева, В. И. Даля, Я. К. Грота и других выдающихся русских языковедов легли в основу многих позднейших исследований.

Приложение 4

Не следует думать, что филология является старой, изживающей себя наукой (или искусством). Она нужна теперь так же, как и на заре человеческой культуры, являясь необходимейшим элементом всякой простой культуры.

Лингвистика является одной из наиболее развитых гуманитарных наук.

Правильно поставленное лингвистическое образование – единственный путь к созданию более высокой культуры. В этом нас убеждает опыт всего человечества на протяжении всей его истории.

(Л. В. Щерба)

Список использованных источников

1. http://www. biografguru. ru/by/lingvist/?q=9&;psn=73 Портреты лингвистов

2. http://personcapital. ru/sila/stat/ezop. html Притча об Эзопе

3. http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%F3%F1%E8%F1%F2%E8%EA%E0 Определение русистики

4. http://www. ruthenia. ru/apr/textes/sherba/list. htm Тексты Л. В. Щербы о русистике

Метки: Русский язык