Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи
Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи
Цель урока:
Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.
Ход урока
- Проверочная работа
Упр. 236 (А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. 10-11 кл. )
Списать текст, вставляя недостающие знаки препинания.
Дополнительные задания. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения, выписать все словосочетания, указать способ связи. Выписать слова, грамматически не связанные с членами предложения.
(Работа выполняется на листочках и оценивается учителем. )
- Повторение теоретического материала по теме «Обращение».
– Что называется обращением?
– Что такое риторическое обращение? (Риторические обращения передают экспрессивно-эмоциональные отношения: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А. Пушкин. ))
– Какие стилистические разновидности обращений вы ещё знаете?
Обращения-метафоры:
Послушайте, кладбище законов, как вас ещё называет генерал
Обращения-метонимии:
Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? (А. Твардовский)
Обращения-иронии:
Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов)
Обращения-повторения:
Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! (Л. Леонов)
Обращения фольклорные:
Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А. Кольцов)
Обращения-присловья:
Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники! (Н. Гоголь)
– Какие обращения характерны для разговорной речи и чем они выражены?
Для разговорной речи, для просторечия характерны обращения, выраженные местоимениями 2-го лица:
Ну, ты, шевелись, иначе опоздаешь!
Обращения в усечённой форме без окончания:
Тань, идём в библиотеку?
Обращения, представляющие собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение 2-го лица:
Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Ф. Достоевский)
– Какими знаками препинания отделяются обращения? (Обращения принято выделять запятыми. )
Если обращение произносится с особой силой (интонацией), то после него может ставиться восклицательный знак. После него предложение продолжается с большой буквы:
Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твоё существование. (А. Чехов)
- Закрепление
Упр. 402 (Д. Э. Розенталь. Русский язык. 10-11 кл. )
Учитель диктует предложения (1, 3, 5, 9, 10, 13, 15), затем учащиеся объясняют поставленные знаки препинания и стилистические функции обращений с последующей самопроверкой по учебнику.
- Знакомство с теоретическим материалом по теме «Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях»
- Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации:
Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И. Гончаров) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А. Чехов)
- Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине – то со строчной:
«У! Баловень!» – тихо ворчит нянька. (И. Гончаров. ) Марья, знаешь, щедровита да работать, ух! сердита! (Н. Некрасов)
- Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: поле междометий запятая ставится, после частиц– нет:
Ну, давай плясать! (Н. Островский. ) Ну как не порадеть родному человечку! (А. Грибоедов)
- Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и т. п. , в которые входят междометия и местоимения или частицы:
Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А. Толстой)
- Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», замечательный», «изумительный», «ужасный»):
Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М. С. -Щедрин. )
- Слова-предложения да и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл запятой или восклицательным знаком:
Нет, не покину я тебя никогда! Нет! Ты уж выслушай. (Л. Толстой. )
Частица о , стоящая при словах-предложениях да и нет, запятой от них не отделяется:
О нет, то белеет туман над водой. (В. Жуковский. )
- Закрепление изученного
Упр. 391. Комментированное письмо
Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. (Работу учащиеся выполняют в тетради, один из учащихся по выбору учителя комментирует постанову знаков препинания. )
- Подведение итогов урока
– Расскажите о написании междометий.
– Назовите особенности пунктуации слов-предложений да и нет.
Домашнее задание
- Выполните упр. 392, 393 (В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. )
- Повторить правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных.
Т. С. Ерицова, МБВ(С)ОУ "ЦО №2" г. Чебоксары
Метки: Русский язык