Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи

Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи

Цель урока:

Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.

Ход урока

  1. Проверочная работа

Упр. 236 (А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. 10-11 кл. )

Списать текст, вставляя недостающие знаки препинания.

Дополнительные задания. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения, выписать все словосочетания, указать способ связи. Выписать слова, грамматически не связанные с членами предложения.

(Работа выполняется на листочках и оценивается учителем. )

  1. Повторение теоретического материала по теме «Обращение».

– Что называется обращением?

– Что такое риторическое обращение? (Риторические обращения передают экспрессивно-эмоциональные отношения: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А. Пушкин. ))

Какие стилистические разновидности обращений вы ещё знаете?

Обращения-метафоры:

Послушайте, кладбище законов, как вас ещё называет генерал

Обращения-метонимии:

Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? (А. Твардовский)

Обращения-иронии:

Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов)

Обращения-повторения:

Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! (Л. Леонов)

Обращения фольклорные:

Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А. Кольцов)

Обращения-присловья:

Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники! (Н. Гоголь)

– Какие обращения характерны для разговорной речи и чем они выражены?

Для разговорной речи, для просторечия характерны обращения, выраженные местоимениями 2-го лица:

Ну, ты, шевелись, иначе опоздаешь!

Обращения в усечённой форме без окончания:

Тань, идём в библиотеку?

Обращения, представляющие собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение 2-го лица:

Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Ф. Достоевский)

– Какими знаками препинания отделяются обращения? (Обращения принято выделять запятыми. )

Если обращение произносится с особой силой (интонацией), то после него может ставиться восклицательный знак. После него предложение продолжается с большой буквы:

Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твоё существование. (А. Чехов)

  1. Закрепление

Упр. 402 (Д. Э. Розенталь. Русский язык. 10-11 кл. )

Учитель диктует предложения (1, 3, 5, 9, 10, 13, 15), затем учащиеся объясняют поставленные знаки препинания и стилистические функции обращений с последующей самопроверкой по учебнику.

  1. Знакомство с теоретическим материалом по теме «Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях»
    1. Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации:

Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И. Гончаров) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А. Чехов)

  1. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине – то со строчной:

«У! Баловень!» – тихо ворчит нянька. (И. Гончаров. ) Марья, знаешь, щедровита да работать, ух! сердита! (Н. Некрасов)

  1. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: поле междометий запятая ставится, после частиц– нет:

Ну, давай плясать! (Н. Островский. ) Ну как не порадеть родному человечку! (А. Грибоедов)

  1. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и т. п. , в которые входят междометия и местоимения или частицы:

Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А. Толстой)

  1. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», замечательный», «изумительный», «ужасный»):

Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М. С. -Щедрин. )

  1. Слова-предложения да и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл запятой или восклицательным знаком:

Нет, не покину я тебя никогда! Нет! Ты уж выслушай. (Л. Толстой. )

Частица о , стоящая при словах-предложениях да и нет, запятой от них не отделяется:

О нет, то белеет туман над водой. (В. Жуковский. )

  1. Закрепление изученного

Упр. 391. Комментированное письмо

Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. (Работу учащиеся выполняют в тетради, один из учащихся по выбору учителя комментирует постанову знаков препинания. )

  1. Подведение итогов урока

– Расскажите о написании междометий.

– Назовите особенности пунктуации слов-предложений да и нет.

Домашнее задание

  1. Выполните упр. 392, 393 (В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. )
  2. Повторить правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных.

Т. С. Ерицова, МБВ(С)ОУ "ЦО №2" г. Чебоксары

Метки: Русский язык