Урок развития речи в 5 классе "Подробное изложение с элементами описания. Снегири. "
Урок развития речи в 5 классе "Подробное изложение с элементами описания. Снегири. "
Цели:
v Обучение написанию подробного изложения описательного характера.
v Умелое и сознательное использование речевых средств( сравнение, определение, подбор синонимических рядов)
v Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
v Учить построению связного высказывания с опорой на картинный план и без него.
v Умение видеть красоту в обыденном.
v Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Этапы урока:
v Организационный момент;
v Вступление ( звучат голоса птиц).
v Чтение стихотворения А. Барто « Снегирь»
v Сообщение темы и цели урока.
v Анализ стихотворения А. Барто « Снегирь».
v Слово учителя о Н. Н. Носове.
v Работа по учебнику. Русская речь. Е. И. Никитиной. с. 109.
v Чтение текста « Снегири» ( под музыку)
v Беседа по содержанию текста.
v Работа с иллюстрацией.
v Коллективное составление плана изложения.
v Наблюдение над некоторыми особенностями языка текста.
v Словарно-орфографическая работа.
v Работа с неизученными орфограммами.
v Задания по пунктуации.
v Повторное чтение текста « Снегирь»
v Написание изложения.
v Подведение итогов, вывод.
Оборудование: портрет Н. Н. Носова, выставка книг Н. Н. Носова, музыка П. Чайковского.
« Времена года» (январь), голоса птиц, иллюстрация « Снегири». Презентация.
На доске. Словарь: Пичужка (разг. ) – птичка. Опушенный от слова опушить – покрыть снегом, инеем.
Эпиграф урока. "На черемухе снежной.
Как осколки зари.
Согревают в морозы
Душу нам снегири".
Надежда Коновалова.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. (звучит музыка П. И. Чайковского « Времена года. Январь»)
-Человека окружает природа. Ее звуки и краски – наше богатство. Часто в своей жадности человек посягает на свободу вольных птиц и животных. Желание обладать какой-нибудь зверушкой или птичкой знакомо нам всем. Но всегда ли это желание оправдано? Даже золотая клетка для птицы не лучше свободы.
Но держать птицу в клетке – давняя традиция, к которой можно относиться по-разному. Вот как об этом пишет А. Барто.
(Стихотворение А. Барто» Снегирь» читает подготовленный ученик. ) Приложение.
III. Беседа по стихотворению.
– Понравилось вам стихотворение?
– В стихотворении «Снегирь» говорится о том, что мальчик хотел иметь птичку, а для чего?
– А вы видели эту птичку?
– Что вы знаете о снегире?
– А вы бы хотели иметь такую птицу дома?
– Я думаю, что помечтать о ней можно, но держать в клетке, я бы не советовала. Птицы должны жить на воле. А в зимнее время мы должны помогать птицам, строить кормушки.
Захотелось ли вам выучить это стихотворение?
IV. Сообщение темы и цели урока. Записи в тетради.
V. Слово учителя.
Сегодня, опираясь на текст Н. Н. Носова « Снегири», мы проведем урок развития речи. Подготовимся к написанию подробного изложения с элементами описания.
Давайте вспомним признаки описательного текста. К какому типу речи относится стихотворение А. Барто « Снегирь»? (описание)
– Какие признаки описательного текста вы встретили в стихотворении? (описание снегиря, название текста имя существительное, текст относится к художественному стилю, описание отвечает на вопрос какой?)
– Все вы знаете и любите рассказы и повести Н. Н. Носова. Последним его произведением оказалась автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца», опубликованная в 1978 году.
Текст изложения « Снегири» – отрывок из этой прекрасной повести. Воспоминания, составляющие его основу, относятся к тому времени в жизни будущего писателя, когда ему было 6-7лет. Семья Носовых жила тогда в Киеве, на одной из окраинных улиц.
( Борщаговской) в маленьком деревянном доме.
VI. Работа по учебнику. Стр. 109. Чтение текста изложения. (под музыку П. И. Чайковского. )
– Проследите, как писатель передает то незабываемое восхищение снегирями, которое он испытывал в далеком детстве.
– Какие чувства вызывает у вас это текст? (волнение, трепет, писатель вспоминает незабываемое восхищение снегирями, которое испытал в детстве).
VII. Беседа по содержанию текста. Физкультминутка.
– Почему писатель вспоминает о черемухе? ( потому что зимой на ней бывали снегири)
– Что он говорит о черемухе? (зачитывается текст).
– Для чего он говорит о том, какой была черемуха весной и летом? ( для того, чтобы ярче, сильнее выразить свое восхищение снегирями: хороша была черемуха весной, щедро угощала она всех летом, но самое интересное было зимой, когда на этом голом, корявом дереве появлялись снегири)
– Какую картину писатель называет сказочной? Найдите описание в тексте.
– Сказочная!!!! Посмотрите на картину – голые, корявые ветки, а писатель называет ее сказочной. Почему? ( Как в сказке, оживляют ветки снегири).
– И, действительно, эта сказочная картина навеяла на мальчика мечты, которым не дано было осуществиться. Однако рассказчик не жалеет об этом, а наоборот, радуется: хорошо, что никогда не держал вольную птицу взаперти. Эта радость понятна нам, потому что говорит о ней тот, кто чувствовал себя самым счастливым человеком на свете, именно тогда, когда смотрел на любимых птиц из окна, т. е. когда видел их на свободе.
– Итак, теперь попробуем определить тему текста. Какова же она?
( Воспоминания автора о снегирях).
– Определите основную мысль текста? (Видеть снегирей, как и других птиц на свободе-счастье). Основная мысль внутренне скрепляет все части в единое целое. Ей подчинен и отбор материала, автор говорит о том, что связано с его отношением к снегирям, что помогает читателю прийти к выводу, который мы сформулировали.
– В этом убедимся еще раз, работая над планом текста.
VIII. Составление плана изложения.
Обратимся к тексту. К какому типу речи относится текст?
( художественное описание) автор восхищается снегирями, использует эпитеты, восклицания.
– Можно ли судить о типе речи текста уже по первому предложении?
– Составляем план текста. Читаем текст по частям и озаглавливаем.
План.
1. Под окном росла черемуха.
2. Черемуха весной.
3. Черемуха летом.
4. Зимние гости.
5 Сказочная картина.
6 Мечты.
7. « Я рад, что никогда не сажал вольную птицу в клетку».
8. Видеть снегирей на свободе – счастье.
IX. Наблюдение над особенностями языка текста.
– Как автор называет снегирей в разных частях текста и почему?
– Какие описательные обороты для этого использует?( описывая, сказочную картину автор называет снегирей красногрудыми птичками, милые друзья моего детства, мои милые снегири, любимые пичужки).
– Эти описательные обороты сцепляют смысловые части текста.
– Давайте рассмотрим этимологию слова – пичужка-пичуга-птица, птичка.
– Почему автор называет снегирей, то снегирями, то пичужками, то друзьями? (чтобы избежать неоправданные повторы).
– Посмотрите на картину. На фоне опушенных снегом веток красногрудые снегири– как цветы, как яблоки. Действительно сказочная картина.
– Каким синонимом можно заменить слово « сказочный». Составим синонимичный ряд.
Сказочный – дивный, чудесный, волшебный.
– Найдите в тексте глагол, который характеризует действие автора, тогда еще мальчика. Что он делает, чтобы увидеть снегирей? (забирается на подоконник).
Забраться – влезть, залезть, вскарабкаться.
Воображать-представлять.
– Есть ли в тексте эпитеты? (Сказочная картина)
– Найдите сравнение. ( Дерево с облаком)
– Почему дерево сравнивают с облаком? ( Белое, пушистое)
– Обратите внимание на множество в тексте определений – прилагательных. Зачитайте их вместе с существительными.
( Большая черемуха, черные ягоды, голые, корявые, темно-серые ветки, опушенные. ) Это все признаки описательного текста.
X. Словарно-орфографическая работа. Росла, облако, горошина, потому что, наслаждаться, обладать, предаваться мечтам.
ХI. Запомнить слова на неизученные орфограммы. Читаем по слогам.
Было осыпано, темно-синее, темно-серое, красногрудые, не держал взаперти.
Запишем предложение.
Никто никогда не дарил мне ни снегиря, ни какой-нибудь другой птички в клетке.
ХII. Работа над пунктуацией.
– В каких случаях ставится запятая в предложении? Найдите сложные предложения, предложения с однородными членами. Есть ли в тексте восклицательные предложения? Вспомните, как выделяется обращение на письме.
ХIII . Повторное чтение текста.
ХIV . Работа с черновиком.
ХV. Итоги уроки. Оценки. Д/з. Дописать изложение.
Приложение:
СНЕГИРЬ.
На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.
Я одну такую птицу.
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.
Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла. . .
Я не мог ни на минутку.
Оторваться от стекла.
Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится -
Будет птица у меня.
Но у мамы есть привычка.
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен.
Позабыть о снегире.
Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом.
Говорил о снегирях.
Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим -
Сам себя не узнавал.
Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я "спасибо" говорил,
Всех за все благодарил.
Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти.
Только ради снегиря.
До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.
Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком.
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.
Мама очень удивилась:
– Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной -
Ты не дрался в выходной!
И ответил я с тоской:
– Я теперь всегда такой.
Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
– Чудеса,– сказала мама.
И купила снегиря.
Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
– У меня снегирь живой!
Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре. . .
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?
Список использованной литературы:
1. Учебник. Русская речь. Е. И. Никитиной. с. 109.
2. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. М. , Просвещение, 1984
3. Речь, речь, речь. М. Педагогика, 1990
4. Стихотворение А. Барто « Снегирь».
Метки: Русский язык