Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок развития речи в 5 классе "Подробное изложение с элементами описания. Снегири. "

Урок развития речи в 5 классе "Подробное изложение с элементами описания. Снегири. "

Цели:

v Обучение написанию подробного изложения описательного характера.

v Умелое и сознательное использование речевых средств( сравнение, определение, подбор синонимических рядов)

v Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

v Учить построению связного высказывания с опорой на картинный план и без него.

v Умение видеть красоту в обыденном.

v Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Этапы урока:

v Организационный момент;

v Вступление ( звучат голоса птиц).

v Чтение стихотворения А. Барто « Снегирь»

v Сообщение темы и цели урока.

v Анализ стихотворения А. Барто « Снегирь».

v Слово учителя о Н. Н. Носове.

v Работа по учебнику. Русская речь. Е. И. Никитиной. с. 109.

v Чтение текста « Снегири» ( под музыку)

v Беседа по содержанию текста.

v Работа с иллюстрацией.

v Коллективное составление плана изложения.

v Наблюдение над некоторыми особенностями языка текста.

v Словарно-орфографическая работа.

v Работа с неизученными орфограммами.

v Задания по пунктуации.

v Повторное чтение текста « Снегирь»

v Написание изложения.

v Подведение итогов, вывод.

Оборудование: портрет Н. Н. Носова, выставка книг Н. Н. Носова, музыка П. Чайковского.

« Времена года» (январь), голоса птиц, иллюстрация « Снегири». Презентация.

На доске. Словарь: Пичужка (разг. ) – птичка. Опушенный от слова опушить – покрыть снегом, инеем.

Эпиграф урока. "На черемухе снежной.

Как осколки зари.

Согревают в морозы

Душу нам снегири".

Надежда Коновалова.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. (звучит музыка П. И. Чайковского « Времена года. Январь»)

-Человека окружает природа. Ее звуки и краски – наше богатство. Часто в своей жадности человек посягает на свободу вольных птиц и животных. Желание обладать какой-нибудь зверушкой или птичкой знакомо нам всем. Но всегда ли это желание оправдано? Даже золотая клетка для птицы не лучше свободы.

Но держать птицу в клетке – давняя традиция, к которой можно относиться по-разному. Вот как об этом пишет А. Барто.

(Стихотворение А. Барто» Снегирь» читает подготовленный ученик. ) Приложение.

III. Беседа по стихотворению.

– Понравилось вам стихотворение?

– В стихотворении «Снегирь» говорится о том, что мальчик хотел иметь птичку, а для чего?

– А вы видели эту птичку?

– Что вы знаете о снегире?

– А вы бы хотели иметь такую птицу дома?

– Я думаю, что помечтать о ней можно, но держать в клетке, я бы не советовала. Птицы должны жить на воле. А в зимнее время мы должны помогать птицам, строить кормушки.

Захотелось ли вам выучить это стихотворение?

IV. Сообщение темы и цели урока. Записи в тетради.

V. Слово учителя.

Сегодня, опираясь на текст Н. Н. Носова « Снегири», мы проведем урок развития речи. Подготовимся к написанию подробного изложения с элементами описания.

Давайте вспомним признаки описательного текста. К какому типу речи относится стихотворение А. Барто « Снегирь»? (описание)

– Какие признаки описательного текста вы встретили в стихотворении? (описание снегиря, название текста имя существительное, текст относится к художественному стилю, описание отвечает на вопрос какой?)

– Все вы знаете и любите рассказы и повести Н. Н. Носова. Последним его произведением оказалась автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца», опубликованная в 1978 году.

Текст изложения « Снегири» – отрывок из этой прекрасной повести. Воспоминания, составляющие его основу, относятся к тому времени в жизни будущего писателя, когда ему было 6-7лет. Семья Носовых жила тогда в Киеве, на одной из окраинных улиц.

( Борщаговской) в маленьком деревянном доме.

VI. Работа по учебнику. Стр. 109. Чтение текста изложения. (под музыку П. И. Чайковского. )

– Проследите, как писатель передает то незабываемое восхищение снегирями, которое он испытывал в далеком детстве.

– Какие чувства вызывает у вас это текст? (волнение, трепет, писатель вспоминает незабываемое восхищение снегирями, которое испытал в детстве).

VII. Беседа по содержанию текста. Физкультминутка.

– Почему писатель вспоминает о черемухе? ( потому что зимой на ней бывали снегири)

– Что он говорит о черемухе? (зачитывается текст).

– Для чего он говорит о том, какой была черемуха весной и летом? ( для того, чтобы ярче, сильнее выразить свое восхищение снегирями: хороша была черемуха весной, щедро угощала она всех летом, но самое интересное было зимой, когда на этом голом, корявом дереве появлялись снегири)

– Какую картину писатель называет сказочной? Найдите описание в тексте.

– Сказочная!!!! Посмотрите на картину – голые, корявые ветки, а писатель называет ее сказочной. Почему? ( Как в сказке, оживляют ветки снегири).

– И, действительно, эта сказочная картина навеяла на мальчика мечты, которым не дано было осуществиться. Однако рассказчик не жалеет об этом, а наоборот, радуется: хорошо, что никогда не держал вольную птицу взаперти. Эта радость понятна нам, потому что говорит о ней тот, кто чувствовал себя самым счастливым человеком на свете, именно тогда, когда смотрел на любимых птиц из окна, т. е. когда видел их на свободе.

– Итак, теперь попробуем определить тему текста. Какова же она?

( Воспоминания автора о снегирях).

– Определите основную мысль текста? (Видеть снегирей, как и других птиц на свободе-счастье). Основная мысль внутренне скрепляет все части в единое целое. Ей подчинен и отбор материала, автор говорит о том, что связано с его отношением к снегирям, что помогает читателю прийти к выводу, который мы сформулировали.

– В этом убедимся еще раз, работая над планом текста.

VIII. Составление плана изложения.

Обратимся к тексту. К какому типу речи относится текст?

( художественное описание) автор восхищается снегирями, использует эпитеты, восклицания.

– Можно ли судить о типе речи текста уже по первому предложении?

– Составляем план текста. Читаем текст по частям и озаглавливаем.

План.

1. Под окном росла черемуха.

2. Черемуха весной.

3. Черемуха летом.

4. Зимние гости.

5 Сказочная картина.

6 Мечты.

7. « Я рад, что никогда не сажал вольную птицу в клетку».

8. Видеть снегирей на свободе – счастье.

IX. Наблюдение над особенностями языка текста.

– Как автор называет снегирей в разных частях текста и почему?

– Какие описательные обороты для этого использует?( описывая, сказочную картину автор называет снегирей красногрудыми птичками, милые друзья моего детства, мои милые снегири, любимые пичужки).

– Эти описательные обороты сцепляют смысловые части текста.

– Давайте рассмотрим этимологию слова – пичужка-пичуга-птица, птичка.

– Почему автор называет снегирей, то снегирями, то пичужками, то друзьями? (чтобы избежать неоправданные повторы).

– Посмотрите на картину. На фоне опушенных снегом веток красногрудые снегири– как цветы, как яблоки. Действительно сказочная картина.

– Каким синонимом можно заменить слово « сказочный». Составим синонимичный ряд.

Сказочный – дивный, чудесный, волшебный.

– Найдите в тексте глагол, который характеризует действие автора, тогда еще мальчика. Что он делает, чтобы увидеть снегирей? (забирается на подоконник).

Забраться – влезть, залезть, вскарабкаться.

Воображать-представлять.

– Есть ли в тексте эпитеты? (Сказочная картина)

– Найдите сравнение. ( Дерево с облаком)

– Почему дерево сравнивают с облаком? ( Белое, пушистое)

– Обратите внимание на множество в тексте определений – прилагательных. Зачитайте их вместе с существительными.

( Большая черемуха, черные ягоды, голые, корявые, темно-серые ветки, опушенные. ) Это все признаки описательного текста.

X. Словарно-орфографическая работа. Росла, облако, горошина, потому что, наслаждаться, обладать, предаваться мечтам.

ХI. Запомнить слова на неизученные орфограммы. Читаем по слогам.

Было осыпано, темно-синее, темно-серое, красногрудые, не держал взаперти.

Запишем предложение.

Никто никогда не дарил мне ни снегиря, ни какой-нибудь другой птички в клетке.

ХII. Работа над пунктуацией.

– В каких случаях ставится запятая в предложении? Найдите сложные предложения, предложения с однородными членами. Есть ли в тексте восклицательные предложения? Вспомните, как выделяется обращение на письме.

ХIII . Повторное чтение текста.

ХIV . Работа с черновиком.

ХV. Итоги уроки. Оценки. Д/з. Дописать изложение.

Приложение:

СНЕГИРЬ.

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу.

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,

Два блестящие крыла. . .

Я не мог ни на минутку.

Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится -

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка.

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен.

Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,

Поджидал ее в дверях,

Я нарочно за обедом.

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим -

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я "спасибо" говорил,

Всех за все благодарил.

Трудно было жить на свете,

И, по правде говоря,

Я терпел мученья эти.

Только ради снегиря.

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком.

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:

– Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной -

Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:

– Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

– Чудеса,– сказала мама.

И купила снегиря.

Я принес его домой.

Наконец теперь он мой!

Я кричал на всю квартиру:

– У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре. . .

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Список использованной литературы:

1. Учебник. Русская речь. Е. И. Никитиной. с. 109.

2. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. М. , Просвещение, 1984

3. Речь, речь, речь. М. Педагогика, 1990

4. Стихотворение А. Барто « Снегирь».

Метки: Русский язык