Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Русский язык
  • Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных"; 10 класс

Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных"; 10 класс

Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных"; 10 класс

Цели:

1) формировать умение грамотно писать гласные в окончаниях существительных;

2)развивать образное и логическое мышление, приемы языкового анализа, сравнения, обобщения;

3)воспитывать уважительное отношение к своей стране и родному языку.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал.

Умения:

– объяснять выбор окончания;

– образовывать нужные формы в соответствии со сферой употребления;

– выбирать нужный вариант окончаний в речи.

План урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Словарный диктант. Определить род существительных. (Работа у доски). Взаимопроверка по ключу.

Дочь (ж. р. ), калека (общ. р. ),сирота (общ. р. ), портье (м. р. ), конферансье (м. р. ), метро (ср. р. ), леди (ж. р. ), кофе (м. р. ), торнадо (м. р. ), цеце (ж. р. ),сулугуни (м. р. ),иваси (ж. р. ), салями (ж. р. ), обжора (общ. р. ), манго (ср. р. ), Миссисипи (ж. р. ), Онтарио (ср. р. ), ВДНХ (ж. р. ), простофиля (общ. р. ), тюль (м. р. ), плащ – палатка (ж. р. ), вуаль (ж. р. ), РАН (ж. р. ), шампунь (м. р. ), врач Петрова (м. р. , ж. р. ), крем – краска (ж. р. ), Сочи (м. р. ).

2) Морфологический разбор имен существительных. (Работа у доски).

(в) трактирах (в) Европе

1)сущ. (в чем? где?) 1)сущ. (в чем? где?)

2)н. ф. (что?) трактир 2)н. ф. (что?) Европа

3) нариц. , неодуш. , кокрет. , м. р. , 2 скл 3) собств. , неодуш. , кокрет. ,

ж. р. , 1скл

4)в форме П. п. , мн. ч. 4)в форме П. п. , ед. ч.

5) обстоят. места 5) обстоят. места

3) Обобщение знаний.

– По каким родам распределяются имена существительные? (Женский, мужской, средний, общий).

– Как синтаксически выражается род несклоняемых имен существительных? (Обозначается синтаксически в формах прилагательных).

– Как определяется род несклоняемых нарицательных имен существительных? (К м. р. относятся названия лиц мужского пола, названия животных и птиц; к ж. р. относятся названия лиц ж. р. ).

– К какому роду грамматики относятся несклоняемые неодушевленные имена существительные? (К среднему).

– Назовите слова – исключения. (Кофе м. р. , цеце ж. р. )

– Как определить род собственных несклоняемых имен существительных? (По родовому слову, Сочи – м. р. (город).

– Как определить род аббревиатур? (По роду ключевого слова, ВДНХ – ж. р. (выставка)).

– Как проверить, верно ли определен род несклоняемого имени существительного? (По словарю).

III. Интеллектуальная разминка.

— Герой стихотворения Георгия Граубина «Ленительный падеж» Лежебокин ненавидел падежи русского языка. Прочитайте диалог Лежебокина с автором. Подчеркните названия падежей, предлагаемых Лежебокиным.

— Да, переделка, кажется,

Серьёзная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

— Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный, Лежательный,

Грубительный, Ленительный

И, наконец, Просительный.

— Объясните знаки препинания при диалоге, однородных членах предложения, вводных словах.

— От каких слов и с помощью чего образованы новые названия падежей?

IV. Целеполагание. Очевидно, тема урока будет связана с падежами имен существительных. Как вы думаете, нужно ли знать и зачем нужно знать падежи?

V. Актуализация знаний.

—Прочитайте обращение поэта Аркадия Хайта к ученикам. В каком жанре оно представлено? Как вы понимаете, о каком «духовном пламени» говорит поэт. Выделите окончания у имен существительных, определите склонение и падеж.

Дорогой друг!

Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени, и в конноспортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что всё дело в каком-то духовном пламени. (А. Хайт)

Проверка задания. Работа с таблицей.

Падеж, тип склонения

1 скл.

2скл.

3скл.

на -ий

на -ие

на -ия

Р. п.

-

-

-

Д. п.

-

-

-

П. п.

– Эти существительные разносклоняемые: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.

– Выделите суффикс -ен– у разносклоняемых имен существительных на -мя.

– Какое еще существительное является разносклоняемым? (Путь – м. р. )

VI. Пошаговое усвоение материала.

5. 1. Умение правильно определять тип склонения. Упр. 170 (задание 1).

5. 2. Алгоритм действий для правильного написания окончаний имен существительных.

5. 3. Закрепление. Упр. 170 (задание 2).

5. 3. Обращение к материалу учебника § 33. Заполнение таблицы. (Работа в парах).

5. 5. Составьте предложение, используя самое важное слово для нашей страны из словарного диктанта. Лучшее предложение записываем в тетрадь.

( А. Доброскок – серебряный призер Олимпийских игр в Сиднее. )

VII. Подведение итогов.

Упр. 172.

VIII. Рефлексия

– Какие трудности могут возникать при написании окончаний имен существительных?

– От чего зависит выбор падежных окончаний –е-/-и– в Д. п. и П. п. у существительных 1 и 2 склонения?

– Какие стилистические правила написания окончаний имен существительных вы знаете?

– Какие правила абсолютно новы для вас?

– Какие случаи показались особенно сложными?

– Какие различия имеют варианты падежных окончаний?

IX. Дифференцированное домашнее задание.

§ 33, А – упр. 180, Б – упр. 181, В – упр. 176.

Метки: Русский язык