Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Разработка урока русского языка "Синонимы"; 5 класс (урок-путешествие)

Разработка урока русского языка "Синонимы"; 5 класс (урок-путешествие)

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать со словарем.

Задачи: научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, пользоваться словарем синонимов.

Оборудование: словари, медиапроектор, криптограмма, карточки

Технологии: игра, использование ИКТ, работа в группах

Тип урока: урок-обобщение изученного материала по данной теме

Форма урока: урок– путешествие

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

Устная речь

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких ,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо-

Не скудела в наши дни.

– Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то назвать. Мы начинаем узнавать мир по его именам.

Устный опрос.

1. – Над каким разделом русского языка мы сейчас работаем? (Мы сейчас работаем над разделом русского языка, который называется «Лексикология»)

2. – Что такое лексика? (Лексика – это все слова языка)

3. – Что изучает Лексикология? (Лексикология изучает лексическое значение слова)

4. – Какое еще значение имеет слово? (Слово еще имеет грамматическое значение)

– Словарное богатство русского языка достигается не только большим количеством слов, но и тем, что в нем много слов, о которых говорят» то же, да не так»

В : Как называются эти слова? (синонимы)

– Вот о них и пойдет на уроке речь.

II. Обобщительно-повторительный этап

– Сегодня к нам на урок пришел литературный герой, считавший себя самым правдивым человеком на земле. Кто он? ( барон Мюнхаузен)

Мюнхаузен – лицо историческое. Находился на службе в России, участвовал в русско-турецкой войне. С юности обожал веселые проказы. По возвращении на родину, в Германию, занялся хозяйством и охотой. Вместе с ним мы совершим путешествие в страну »Синонимия»

III. «Тайное письмо» (криптограмма)

Здесь зашифровано то, что, по мнению барона, необходимо в путешествии.

1

2

3

4

5

6

7

8

4

9

10

11

«находчивость» -

8

12

13

7

14

2

15

«великая»

8

12

16

11

«вещь»

8,9,10,2,10,11 – встать

14. 2. 6,12,13,7 – качели

1,2,3,4,5,14,2 – находка

15,16,7,14 – ящик

В: В путешествии нам потребуется находчивость. А находчивый человек – он какой?

(сообразительный, догадливый, смекалистый, остроумный)

– Я надеюсь, что такими вы и будете на уроке.

Iv. Путешествуя, барон Мюнхаузен рассказывал небылицы о своих приключениях!

Небылица – вымысел

А )» Полконя»

– «Однажды после жаркого сражения я решил напоить коня. Конь пил и никак не мог утолить жажду. Вдруг позади послышался плеск. Оказалось, что задняя часть коня была отрезана».

З: Напишите синонимы из такого же количества букв. Таким образом, мы вернем коню его часть.

Лес (бор)

Горе (беда)

Мороз (стужа)

Смелый (храбрый)

Невиданный (диковинный)

Б)»Восьминогий заяц»-«Два дня я гнался за зайцем, на третий день подстрелил. Оказалось, что у него было четыре ноги на животе и четыре на спине»

З: Распутать следы(соединить стрелками)

1. неразговорчивый 1. легкомысленный

2. невнимательный 2. бесплодный

3. несерьезный 3. простой

4. неплодородный 4. молчаливый

5. несложный 5. рассеянный

6. неправильный 6. беспрерывный

7. непрестанный 7. ошибочный

В)»Вишневое дерево»

– «Иду я как-то по лесу, и вдруг передо мной – олень! Стройный, красивый … А у меня ни одной пули. Я зарядил ружье вишневой косточкой, косточка попала ему в лоб. Год спустя увидел я оленя, у которого между рогами росло вишневое дерево»

ЗАД: подобрать к словам синонимы, вторая буква которых висит на дереве.

1. Мощный – «и» (сильный)

2. прекрасный – «у» (чудесный)

3. занимательный – «Н» (интересный)

4. скорый – «ы» (быстрый)

5. притворный – «ж» (лживый)

Г)» Меткий выстрел»

Зад: Расставить синонимы в порядке возрастания признака

Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг)

Д)» Возвращение Мюнхаузена»

Зад: Отредактировать текст

После русско-турецкой войны пошел( возвращался) Мюнхаузен на родину. Барон шел полями и лугами. Он шел( брел) всю ночь. Он шел( шествовал) и радостно глядел по сторонам. Когда он пришел(возвратился) в родную сторону, то стал там разводить хозяйство.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Какую тему мы сегодня изучали?

2. Что же такое синонимы?

3. Для чего нужны синонимы в речи?( синонимы делают нашу речь более точной, выразительной, разнообразной, позволяют избегать неоправданных повторов одного и того же слова)

Д/з сочинить небылицу на тему» Однажды я купался в море…»

Метки: Русский язык