Разработка урока русского языка "Местоимение как часть речи"
Разработка урока русского языка "Местоимение как часть речи"
Цель урока
1) показать роль местоимений в речи отличие ее от именных частей речи и наречий;
2) научиться определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений
с именами существительными, числительными и наречиями;
3) познакомить с основными разрядами местоимений по значению, используя способ
моделирования.
Оборудование: мультфильм «Винни -Пух и все -все -все » ; иллюстрации к м мультфильму;
модель – опора « Робот – местоимение ».
1. Вступительная часть.
– Сегодня мы начнем изучать интересную тему по морфологии, а помогать в ее усвоении
нам будут герои любимых мультфильмов. Согласны ?
Далее идет просмотр нескольких кадров из мультфильма «Винни-Пухи все-все-все»
Цель просмотра: создать эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.
Если возможности показать фильм у учителя нет, он может обратиться к иллюстративно
му материалу ,изображающему персонажей мультфильма. Одновременно используется
фонограмма песенки Винни– Пуха « Кое– что о том о сем »(Кролик велел Винни
заговорить зубы маме Кенте, чтобы утащить ее сынишку, крошку Ру. ) Текст песенки
должен быть красочно оформлен на доске.
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сем
Я рассказал им, что, когда, И почему, и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему?
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то ах, то эх,
И так сказать, и будь здоров,
И ну и ну, и просто смех
Когда ж закончил я рассказ, То Кое-Кто спросил : « И все? Ты говорил тут целый час, А рассказал
ни то ни се!
Учитель обращается к детям:
– А вы поняли что-нибудь?
– В чем же ошибка Вини – Пуха, который, несмотря на эмоциональность;
Так и остался непонятным?
Ответы учеников были примерно такими:
– Содержание непонятно потому, что неизвестно, с кем разговаривал Вини -
Пух, о чем, что происходило до этого, что будет потом.
– Он употреблял слова кое-кто слова кое-кто, что, им, кого, о том о сем.
– Являются ли эти слова названиями предметов,– спрашивает учитель,– или
только указывает на предметы, признаки?
– Какая это часть речи?
"Открытие" темы.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Затем они выдвигают свои
версии происхождения термина местоимение.
Учитель обобщит сказанное; местоимение
– " вместо имени'', а именные части речи у нас в грамматике – это
существительное, прилагательное, числительное.
– Зачем же нужно использовать другие слова (местоимения) вместо имен?
Класс постепенно приходит к нужному выводу: местоимение -
самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак,
количество, но не называет их (или «спрашивает» об этих предметах,
признаках, количествах).
– Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими
пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место
(после существительных и глаголов ). Так говорят ученые-лингвисты. Попробуем сами доказать это
проведя небольшой лингвистический эксперимент.
У каждого ученика карточка с текстом из 80 слов. Подсчитаем общее количество существительных, глаголов,
местоимений:
Дорогие друзья! Может быть, вы уже знакомы с Винни-Пухом? Книжка о его приключениях называется
«Винни-Пух и все-все-все». Ее написал английский писатель Алан Милн, и я научил Винни-Пуха
и его друзей разговаривать по-русски.
Ну, а для тех, кто не знаком, я объясняю: Винни-Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет
песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень
полюбил, и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни-Пуха, прочли
несколько песенок. (Б. Заходер. )
Местоимение в тексте нужно подчеркнуть, так как многих разрядов местоимений дети еще
не знают.
В результате «эксперемента» выяснится, что существительных здесь 20, глаголов -11, а
местоимений -18(9, если не считать повторяющихся).
– А ученые брали 9000 самых употребляемых слов; среди них существительных было
4000, глаголов 2500, а местоимений всего 69!( но во внимание не принимались повторяющиеся).
Отсюда ясно, что при малом их количественном составе, но высокой частоте употребления
местоимения должны постоянно повторятся в вашей речи. Возникает законный вопрос: «А зачем
нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей
Если местоимения – слова – «дублеры», заменяющие имена существительные, прилагательные, числительные,
а иногда указывающие на место, время, причину, то естественно предположить, что они обладают
теми же морфологическими признаками, что и знаменательные слова
Совместно с учащимися составляем таблицу (за основу берем классификацию В. В. Бабайцевой;
возможен и другой вариант – выбор за учителем).
На какой вопрос отвечают |
М-С кто? что? | М – П какой? чей? | М-П сколько? который? | М– Н где? куда? откуда?, др. |
примеры | Я, мы, ты, вы, он, они | МОЙ, ТВОЙ, наш, ваш | сколько, который | Где – нибудь, как – то, там, туда, сюда. |
Как изменяются? | по числам, падежам | по родам, числам. падежам |
по падежам | не изменяются. |
Синт. роль в предл. | ~~~~~~~~~~~ | – – – – – – – – – – - | -. -. -. -. -. -. -. -. -. -. -. | |
(Музыкальная пауза: звучит еще одна песенка Винни – Пуха. )
Разряды местоимений.
Практическая работа: моделирование робота.
– При своем абсолютном малом количестве местоимения имеют множество значений,
по которым местоимения объединяются в группы – в науке их называют разрядами, их девять.
Запомнить их и научиться различить совсем не просто. Может быть, нам поможет робот.
Давайте сконструируем его из отдельных деталей, на деталях напишем названия разрядов и
примеры местоимений нужного разряда.
По завершении работы на доске должен появиться большой Робот -местоимение; ребята сверяют
с ним свои макеты, объясняя название разрядов. Здесь важно « подключить» ассоциативную
память (личные -лицо, указательные – указательный палец и т. п. ), и названия легко запомнятся.
Домашнее задание:
1. Приготовить рассказ о местоимении в любой форме. 2. Найти и записать в тетрадь на выбор Шумелку
или Ворчалку Винни-Пуха, подчеркнув местоимения. Вам «поможет» их найти Робот.
Метки: Русский язык