Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Разработка урока русского языка "Местоимение как часть речи"

Разработка урока русского языка "Местоимение как часть речи"

Цель урока

1) показать роль местоимений в речи отличие ее от именных частей речи и наречий;

2) научиться определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений

с именами существительными, числительными и наречиями;

3) познакомить с основными разрядами местоимений по значению, используя способ

моделирования.

Оборудование: мультфильм «Винни -Пух и все -все -все » ; иллюстрации к м мультфильму;

модель – опора « Робот – местоимение ».

1. Вступительная часть.

– Сегодня мы начнем изучать интересную тему по морфологии, а помогать в ее усвоении

нам будут герои любимых мультфильмов. Согласны ?

Далее идет просмотр нескольких кадров из мультфильма «Винни-Пухи все-все-все»

Цель просмотра: создать эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.

Если возможности показать фильм у учителя нет, он может обратиться к иллюстративно

му материалу ,изображающему персонажей мультфильма. Одновременно используется

фонограмма песенки Винни– Пуха « Кое– что о том о сем »(Кролик велел Винни

заговорить зубы маме Кенте, чтобы утащить ее сынишку, крошку Ру. ) Текст песенки

должен быть красочно оформлен на доске.

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том о сем

Я рассказал им, что, когда, И почему, и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему?

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то ах, то эх,

И так сказать, и будь здоров,

И ну и ну, и просто смех

Когда ж закончил я рассказ, То Кое-Кто спросил : « И все? Ты говорил тут целый час, А рассказал

ни то ни се!

Учитель обращается к детям:

– А вы поняли что-нибудь?

– В чем же ошибка Вини – Пуха, который, несмотря на эмоциональность;

Так и остался непонятным?

Ответы учеников были примерно такими:

– Содержание непонятно потому, что неизвестно, с кем разговаривал Вини -

Пух, о чем, что происходило до этого, что будет потом.

– Он употреблял слова кое-кто слова кое-кто, что, им, кого, о том о сем.

– Являются ли эти слова названиями предметов,– спрашивает учитель,– или

только указывает на предметы, признаки?

– Какая это часть речи?

"Открытие" темы.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Затем они выдвигают свои

версии происхождения термина местоимение.

Учитель обобщит сказанное; местоимение

– " вместо имени'', а именные части речи у нас в грамматике – это

существительное, прилагательное, числительное.

– Зачем же нужно использовать другие слова (местоимения) вместо имен?

Класс постепенно приходит к нужному выводу: местоимение -

самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак,

количество, но не называет их (или «спрашивает» об этих предметах,

признаках, количествах).

– Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими

пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место

(после существительных и глаголов ). Так говорят ученые-лингвисты. Попробуем сами доказать это

проведя небольшой лингвистический эксперимент.

У каждого ученика карточка с текстом из 80 слов. Подсчитаем общее количество существительных, глаголов,

местоимений:

Дорогие друзья! Может быть, вы уже знакомы с Винни-Пухом? Книжка о его приключениях называется

«Винни-Пух и все-все-все». Ее написал английский писатель Алан Милн, и я научил Винни-Пуха

и его друзей разговаривать по-русски.

Ну, а для тех, кто не знаком, я объясняю: Винни-Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет

песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень

полюбил, и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни-Пуха, прочли

несколько песенок. (Б. Заходер. )

Местоимение в тексте нужно подчеркнуть, так как многих разрядов местоимений дети еще

не знают.

В результате «эксперемента» выяснится, что существительных здесь 20, глаголов -11, а

местоимений -18(9, если не считать повторяющихся).

– А ученые брали 9000 самых употребляемых слов; среди них существительных было

4000, глаголов 2500, а местоимений всего 69!( но во внимание не принимались повторяющиеся).

Отсюда ясно, что при малом их количественном составе, но высокой частоте употребления

местоимения должны постоянно повторятся в вашей речи. Возникает законный вопрос: «А зачем

нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей

Если местоимения – слова – «дублеры», заменяющие имена существительные, прилагательные, числительные,

а иногда указывающие на место, время, причину, то естественно предположить, что они обладают

теми же морфологическими признаками, что и знаменательные слова

Совместно с учащимися составляем таблицу (за основу берем классификацию В. В. Бабайцевой;

возможен и другой вариант – выбор за учителем).

На какой

вопрос

отвечают

М-С кто? что?

М – П какой? чей?

М-П сколько? который?

М– Н где? куда? откуда?, др.

примеры

Я, мы, ты, вы, он, они

МОЙ, ТВОЙ, наш, ваш

сколько, который

Где – нибудь, как – то, там, туда, сюда.

Как изменяются?

по числам, падежам

по родам,

числам.

падежам

по падежам

не изменяются.

Синт. роль в предл.

~~~~~~~~~~~

– – – – – – – – – – -

-. -. -. -. -. -. -. -. -. -. -.

(Музыкальная пауза: звучит еще одна песенка Винни – Пуха. )

Разряды местоимений.

Практическая работа: моделирование робота.

– При своем абсолютном малом количестве местоимения имеют множество значений,

по которым местоимения объединяются в группы – в науке их называют разрядами, их девять.

Запомнить их и научиться различить совсем не просто. Может быть, нам поможет робот.

Давайте сконструируем его из отдельных деталей, на деталях напишем названия разрядов и

примеры местоимений нужного разряда.

По завершении работы на доске должен появиться большой Робот -местоимение; ребята сверяют

с ним свои макеты, объясняя название разрядов. Здесь важно « подключить» ассоциативную

память (личные -лицо, указательные – указательный палец и т. п. ), и названия легко запомнятся.

Домашнее задание:

1. Приготовить рассказ о местоимении в любой форме. 2. Найти и записать в тетрадь на выбор Шумелку

или Ворчалку Винни-Пуха, подчеркнув местоимения. Вам «поможет» их найти Робот.

Метки: Русский язык