Словарная работа на уроках русского языка
Словарная работа на уроках русского языка
Цели: 1. Показать различные формы работы со словарными словами на уроках русского языка.
2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, расширять словарный запас.
3. Воспитывать интерес к образности русского слова.
Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Сформировать грамотное письмо учащихся – задача, как известно, не из легких. Орфографическая грамотность формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их.
– -– Одним из таких приемов является метод «проговаривания». Учащиеся проговаривают слово, затем определяя "трудное" место, произносят правило и записывают его в тетрадь.
Такой подход к словарной работе позволяет учащимся закреплять изученные ранее правила. (Приложение1).
– -– Даёт неплохой результат и традиционный прием обучения. Еще один вид словарной работы – выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов). (Приложение 2).
– – Игровые моменты в словарной работе незаменимы. Вставляя пропущенные буквы, учащиеся поневоле обращают внимание на собственные ошибки. Выписав все слова с пропущенными буквами подряд, определяют вновь образованное слово. (Приложение 3).
Данная работа способствует активному усвоению и непроверяемых и труднопроверяемых слов, а также закреплению определенных правил.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на развитие связной речи. Это следующие задания:
1. Различные виды работы с орфографическим словарем.
2. Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
3. Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы учащиеся осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.
4. Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво. «Проникновение в тайну» слова, различные виды работы с фразеологическими выражениями. (Приложение 4)
5. Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказов (сочинение-миниатюра). (Приложение 5).
6. Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова).
Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё.
Также большое значение имеет представление нового словарного слова. Часто этот процесс на уроке происходит формально, не затрагивая интереса и эмоций учащихся, что не может не сказаться на эффективности всей словарно-орфографической работы. Представление нового словарного слова может происходить при помощи специальных упражнений. Их выполнение одновременно развивает интеллектуальные качества школьника, увеличивает роль школьника в организации учебного процесса. Примеры таких упражнений:
1. Учитель предлагает: «Определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом. Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (бал – кон)
2. Гораздо большего интеллектуального напряжения от учащихся требуют упражнения, в которых новое словарное слово определяется ими без конкретных указаний учителя. Здесь нужны смекалка и сообразительность. Например, учитель предлагает:
«Определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду, и составьте таким же образом третье слово во втором ряду:
Москит кортик мостик
Тревога пионер ?
Назовите словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. ( тренер) (приложение 6)
3. Ещё одна группа упражнений, в которой искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Кроме развития внимания, памяти, речи, сообразительности, они способствуют формированию логического мышления учащихся. Работа с упражнениями осуществляется следующим образом. Учитель оформляет запись:
Волейбол – мяч
Бадминтон – волан
? – шайба (приложение 7)
Далее предлагаем учащимся: «Прочитайте запись на доске. Установите, в какой закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этой закономерностью определите слово третьей пары. Дайте при этом чёткий, доказательный ответ.
Примерный ответ: «В левом столбике находятся слова, обозначающие названия спортивных игр. В правом – названия предметов, без которых не могут состояться названные спортивные игры. Мяч– в волейболе, волан – в бадминтоне, шайба-в хоккее. Значит, сегодня мы познакомимся со словом хоккей.
Закономерности подбора могут быть самыми разными. Например:
Вверх – вниз тренировка – сумка стадион -поле
Вперёд-назад поездка – чемодан театр – сцена
Влево – ? (вправо) поход – ? (рюкзак) цирк – ? (арена) (приложение 8)
4. Большой интерес учащихся вызывают упражнения, в которых искомое слово определяется при помощи шифра. Шифры могут быть самыми разными. Обычно учитель только указывает на наличие шифра, но не даёт чётких указаний, в чём он состоит и каким образом надо определить новое слово. Например:
На доске запись:
Шифр: а б е и к н о п т л р ч
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Зашифрованные слова:
1) 1-5; 2-1; 3-2; 4-4; 5-6; 6-3; 7-9;
2) 1-8; 2-4; 3-1; 4-6; 5-4; 6-6; 7-7;
3) 1-12; 2-3; 3-11; 4-6; 5-4; 6-10; 7-1. (приложение 9)
Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть шифр, расшифровать новые словарные слова и рассказать, как они были определены.
Примерный ответ: «В шифре конкретной букве соответствует определённая цифра. Каждая буква искомого слова зашифрована с помощью двух цифр. Первая цифра обозначает порядок этой буквы в слове. Вторая – её номер в написанном ряду букв. Здесь зашифрованы три слова: кабинет, пианино, чернила».
5. Соедините последовательно начальные буквы имён существительных 3-го склонения:
тополь, кефаль, рубль, известь, табель, лохань, снегирь, озимь, мигрень, ель, заверитель, окунь, темень, рябь, аптекарь, штемпель. Какое слово у вас получилось? (километр) (приложение 10)
Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, "представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи".
Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.
Метки: Русский язык