Урок русского языка в 5 классе по теме "Различение -тся и ться"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Различение -тся и ться"
Цель: углубить знания о наречии как о самостоятельной части речи.
Задачи: а) формировать умение узнавать наречие, отличать его от других частей речи по совокупности признаков; использовать в речи;
б) развивать организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные навыки, творческое и образное мышление;
в) воспитывать творческую, инициативную, самоценную личность.
План комбинированного занятия.
1 | Психологический настрой на деятельность. | 3 минуты. |
2 | Самостоятельная работа с текстом параграфа. | 12 минут. |
3 | Задания по осмыслению содержания параграфа. | 10 минут. |
4 | Самостоятельная работа учащихся по выполнению фрагментов заданий. | 10 минут. |
5 | Экспресс-контроль выполнения фрагментов заданий в группах. | 5 минут. |
6 | Подведение итогов работы. | 5 минут. |
1. Психологический настрой на деятельность.
Приветствие. Запись числа, темы урока.
– К концу сегодняшнего урока вы должны знать общее грамматическое значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическую роль; уметь узнавать наречие «в лицо», отличать от других частей речи.
Я знаю: каждый в классе – гений, каждый проявит максимум старания, творчества в изучении нового материала.
2,3. Самостоятельная работа с текстом параграфа. Задания по осмыслению содержания параграфа.
1-ая группа.
Прочитайте текст. Что нового узнали? Определите стиль текста, докажите своё мнение. Перескажите текст.
Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово речь когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, мы получим искусственное слово наглаголие.
Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая? Уже древние учёные главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему чёткость и стилистическую выразительность. Ср. : работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т. д.
(В. Иванов, З. Потиха)
2-ая группа.
Упр. 475, стр. 161. Найдите в §116 учебника «Русский язык. Теория» ответ на вопрос: какая часть речи обозначает признаки действий и признаки других признаков? Приведите примеры словосочетаний, в состав которых входит эта часть речи. Что называется наречием? Выпишите из указанного параграфа сначала примеры
словосочетаний, в которых наречия обозначают признаки действий, затем – признаки признаков.
3-я группа.
Прочитайте §116 учебника «Русский язык. Теория», составьте схему, которая поможет узнавать наречия и определять их значения. Подумайте, в виде чего или кого вы изобразите наречие, глагол, без которого наречие не может жить.
4-ая группа.
Используя сведения §116 учебника «Русский язык. Теория», докажите, что
наречие – самостоятельная часть речи.
4. Самостоятельная работа учащихся по выполнению фрагментов заданий.
Свободный выбор заданий:
Задание №1.
Придумать как можно больше наречий к глаголу бежать.
Задание №2.
Упражнение 477.
Задание №3.
Составьте небольшой текст, используя как можно больше наречий, подчеркните их как члены предложения.
Задание №4.
Сочините стихотворение по заданным рифмам: серьёзно
морозно
звонко
тонко.
Какими членами предложения будут эти слова?
5. Экспресс-контроль выполнения заданий в группах.
Уч-ся, выполнявшие 1-ое и 2-ое задания, сверяют свои ответы с образцами, 3-е и 4-е задания оценивает класс.
Или …
Если позволяет время, можно предложить мини-тест:
1. Наречие – это самостоятельная часть речи, которая
а) обозначает предмет,
б) обозначает действие предмета,
в) обозначает признак действия и признак признака.
2. Найдите неверное утверждение:
а) наречие – неизменяемая часть речи, значит, не имеет окончания;
б) наречия изменяются по числам, родам и падежам;
в) наречие зависит от глагола и прилагательного.
3. Укажите правильный морфемный разбор слов:
а) темно, весело, издалека;
б) темно, весело, издалека;
в) темно, весело, издалека.
4. В предложении наречие является:
а) подлежащим;
б) обстоятельством; в) дополнением.
5. Найдите ряд слов, в котором все слова – наречия:
а) по-своему, усвоить, приходить;
б) ещё, мало-помалу, быстро;
в) искренний, похожий, верный.
6. Подведение итогов.
– Назовите общее грамматическое значение наречия.
– …морфологические признаки наречия.
– …синтаксическую роль наречия.
– Дайте полное определение наречия.
– Ребята, понравились ли вы себе?
– Кого бы вы особенно отметили?
– Что было важным, интересным?
– «Скажите» аплодисментами, насколько хорошо вы справились?
Домашнее задание: работа по ИОП (индивидуально-ориентированный план с выбором заданий на «3», «4», «5»), творческое задание: сказку о неизменном бедном наречии.
Метки: Русский язык