Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Разработка урока русского языка по теме "Причастие"; 6 класс

Разработка урока русского языка по теме "Причастие"; 6 класс

Цель: закрепить и систематизировать знания о причастиях;

– совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте;

– развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний;

Оборудование урока: портрет В. И. Даля «Причастие – часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного», картина «Зима», магнитофон( Музыка Свиридова «Метель»), текст Аксакова, таблица, учебники, тетради.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Ребята, сегодня у нас с вами будет особенный урок. Вы знаете, что на свете есть очень много разных музеев, и у нас с вами тоже будет свой музей – музей русского языка. В нем много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея, работающими в зоне «Причастие». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании причастий.

III. И начнем мы с того, что вспомним морфологические признаки причастия, а для этого я выберу «экскурсовода», который из карточек с морфологическими признаками разных частей речи (карточки с морф. признаками частей речи: вид, число, время, склонение, спряжение, род и т. д. ) выберет те, которые относятся к причастию. (Ученик работает у доски)

А вам, ребята, я предлагаю выполнить другое задание: из примеров выписать словосочетания прич. + сущ.

Примеры: шумный поток, вспаханное поле, четвертый этаж, поющие птицы, золотое кольцо, другой человек, летящая стая, белый снег, белеющий цветок, купающиеся дети, седой старик, видимый след.

(Взаимопроверка, один ученик читает вслух, остальные проверяют и оценивают)

После взаимопроверки предложить ученику назвать только причастия и выделить суффиксы.

-Предоставить слово «экскурсоводу» у доски.

– Спросить у класса, нет ли вопросов.

(Оценить работу «экскурсовода»)

IV. Обратить внимание учащихся на портрет и высказывание В. И. Даля.

Мы должны быть готовы к разным вопросам со стороны посетителей, поэтому еще раз назовем признаки глагола и прилагательного в причастии и отметим: какие из них постоянные, а какие непостоянные.

V. Что еще мы с вами можем рассказать посетителям о причастии?

На какие 2 группы делятся причастия?

Сейчас мы с вами будем готовиться рассказать посетителям музея о действительных и страдательных причастиях.

Какие причастия называются действительными? Страдательными?

Перед вами лежат листочки с текстом С. Т. Аксакова «Очерк зимнего дня». Внимательно прочитайте его и выполните сл. задание:

– выпишите из текста действительные и страдательные причастия и внесите их в соответствующие графы таблицы.

(Проверить: 2 уч-ся у доски, выделить суффиксы, рассказать об образовании причастий). Оценить работу.

VI. Мы с вами вспомнили морф. признаки причастий, рассказали о действ. и страд. причастиях, а теперь переходим в следующий зал.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу и определите: о чем пойдет речь в следующем зале?(о причастном обороте)

– Что называется причастным оборотом?

Употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели. Они придают речи образность и выразительность. А. С. Пушкин говорил: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».

Вновь обратимся к тексту С. Т. Аксакова и посмотрим, как предложения с причастными оборотами помогают представить картину зимнего дня. Найдите предложения, включающие в себя причастный оборот, вместе с этим понаблюдайте за употреблением знаков препинания при причастном обороте. (дать индивидуальное задание ученику: определить, каким членом предложения является причастный оборот). Выслушать ответы детей, оценить.

VII. Но бездумно употреблять причастия нельзя. В нашем музее есть примеры неправильного употребления причастий. Наверное, скоро они действительно станут только музейными экспонатами. Есть и письма с просьбами помочь исправить ошибки в употреблении причастий. Я предлагаю вам внимательно прочитать предложения (на доске, на листочках) и исправить допущенные ошибки, если они есть.

1). Он не замечал ни лесов, ни озер, заросших кустарником (озер (каких?) заросших кустарником); 2). На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома (пр. оборот относится к слову на деревьях); 3). Появившиеся почки на деревьях говорили о наступавшей весне. (определяемое слово «почки» стоит внутри прич. оборота. ) Оценить работу класса.

VIII. А сейчас мы переходим в последний зал нашего музея, где вы сами будете создавать его экспонаты. Мы с вами представили картину зимнего дня, нарисованную писателем С. Т. Аксаковым. Обратить внимание на картину, (как художник передал очарование зимнего дня красками), предложить послушать вальс Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» (композитор передал свои впечатления звуками) Попробуйте и вы поработать авторами и написать мини-сочинение на одну из тем: «Снегопад», «Зимний рассвет», «Зимние сумерки». (5-6 предложений). Включите в свои работы причастия и причастные обороты и не забывайте об ошибках, которые мы должны избегать. (Послушать несколько сочинений, оценить). Отметить наиболее удачные работы.

IX. Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена.

Понравилось ли вам быть сотрудниками такого необычного музея? Что именно понравилось?

Мы будем продолжать эту работу при изучении других разделов курса русского языка.

«Для всех, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Откроет двери наш музей,

Мы с нетерпеньем ждем гостей».

X. Домашнее задание: или сочинение, или выписать из учебника литературы 5-6 предложений с причастными оборотами.

Метки: Русский язык