Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Работа учителя русского языка и учителя-логопеда по профилактике дизорфографии в 5–9 классах

Работа учителя русского языка и учителя-логопеда по профилактике дизорфографии в 5–9 классах В школе существует группа сопровождения учебного процесса, в которую входят психолог и учитель-логопед. Очень важно преподавателю русского языка и литературы использовать возможности и потенциал этих специалистов.

Учитель-логопед по штатному расписанию активно работает с учащимися 1–4 классов. Работа на этом этапе направлена на профилактику дисграфии у детей, это огромная помощь учителю начальной школы. Но вот дети заканчивают начальный этап в обучении, переходят в среднюю школу и перестают посещать занятия учителя-логопеда, хотя из числа детей, обучающихся в логопункте, в дальнейшем сопровождении логопеда нуждается большая часть учащихся. Это ученики с задержкой психического развития, с фонетико-фонематическими нарушениями речи, билингвы (двуязычные), с церебрально-органическим генезом (общее недоразвитие речи 3 степени), дети с нейросенсорной тугоухостью 3 степени. Все они обучаются в массовой школе, и лишь дети с 1 и 2 степенями недоразвития речи обучаются в специализированных школах 7–8 видов.

Таким образом, преемственность в обучении русскому языку и развитию речи между начальной и средней школами пропадает, что ведет к распаду устной и письменной речи детей-логопатов. Это выражается в деформации почерка, когда у слова при написании исчезает окончание, суффиксы, в лучшем случае остается основа. Учитель русского языка, проверяя такие работы, становится в тупик: как объективно поставить отметку за письменную работу, как помочь таким детям, какой индивидуальный подход подобрать для таких учеников.

Кроме того, дети с общим недоразвитием речи 3 степени отличаются бедностью речи (в речи присутствуют существительные, прилагательные, глаголы, других частей речи, как правило, нет), у них нарушен грамматический строй речи. А это значит, что виды творческих работ по русскому языку и литературе будут не по силам таким детям. Дети-логопаты характеризуются бедностью словаря. Для обычного ученика норма словарного запаса составляет примерно

5 тысяч слов, а у детей-логопатов – только 2 тысячи слов. Такие ученики испытывают трудности при прочтении текста, не понимают смысла прочитанного (семантическая дислексия).

На основании изложенного выше следует еще раз сказать о том, что учитель-филолог должен использовать потенциал учителя-логопеда: приглашать его на уроки русского языка и литературы с целью дальнейшего обследования устной и письменной речи учащихся, предложить родителям образовательные услуги учителя-логопеда.

Логопед имеет в своем расписании дни консультаций для родителей и детей, может рекомендовать коррекционные упражнения для учащихся, составить план индивидуальных занятий с учеником, направить родителей с ребенком в районный центр психолого-медико-социального сопровождения для консультации и оказания нужной помощи. Также учитель-логопед дает рекомендации преподавателям русского языка. Детям с общим недоразвитием речи 3 степени нужно давать дополнительное время на уроке для проверки письменных работ, регулярно использовать в работе предупредительные диктанты, оказать психологическую помощь в преодолении страха у учащихся при написании диктантов и проверочных работ.

К сожалению, в сетку занятий учителя-логопеда не входят учащиеся средней и старшей школ, поэтому родителям логопед может предложить индивидуальные платные образовательные услуги. Но преподаватель русского языка может обратиться к директору образовательного учреждения с просьбой о выделении дополнительных часов для работы с детьми-логопатами в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Если такие коррекционные занятия проводит учитель-логопед с учащимися среднего звена, то преподавателю русского языка нужно прослеживать динамику этих занятий. При наличии положительной динамики занятия с логопедом могут быть приостановлены, хотя практика показывает, что дети-логопаты нуждаются в логопедическом сопровождении во время всего учебного процесса.

Чтобы защитить интересы ребенка в части оценивания его знаний по русскому языку, учителю-филологу необходимо опираться на документ, определяющий состояние устной и письменной речи детей-логопатов специалистом-логопедом. Учитель-логопед анализирует письменные работы учащихся в рабочих тетрадях, в тетрадях для творческих работ, а также контрольные диктанты, он же составляет справку по результатам обследования. Этот документ учитель русского языка предоставляет родителям в ходе индивидуальной встречи, завучу школы и директору, один экземпляр оставляет у себя.

Таким образом, преподаватель-филолог может выбрать правильные критерии оценки знаний учащихся-логопатов и выставить баллы в пользу ученика.

Работа учителя-логопеда в 5–9 классах будет направлена на профилактику дизорфографии у детей в целях успешного усвоения школьной программы по русскому языку. Совместная же деятельность учителя-филолога и учителя-логопеда позволит учащимся успешно сдать государственную итоговую аттестацию и Единый государственный экзамен по русскому языку и литературе.

Е. В. Шишмарева,

учитель русского языка и литературы,

ГОУ «СОШ № 35»,

г. Санкт-Петербург

Метки: Русский язык