Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок словесности в 8 классе

Урок словесности в 8 классе Цели урока: 1) показать, как используются экспрессивные возможности конструкций

однородными членами предложения в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»;

2) показать, как работают конструкции с однородными членами предложения в языке художественного произведения для выражения авторской идеи;

3) развивать творческие способности учащихся .

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Чтение стихотворения А. Фета «Это утро, это радость…»

– Сегодняшний урок мы начали с чтения стихотворения замечательного русского поэта А. Фета. Как вы думаете, почему? («Это урок словесности, где мы обращаемся к прекрасным образцам слова». В этом стихотворении поэт использовал однородные члены предложения и обобщающее слово все. )

– А что автор сумел выразить с помощью конструкции с однородными членами предложения?

– Фет рисует полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движения оживающей души).

Сообщение целей урока.

– О выразительных, экспрессивных возможностях конструкций с однородными членами

пойдет речь на сегодняшнем уроке. Мы посмотрим, как используются возможности этих конструкций в языке Л. Н. Толстого; понаблюдаем, как работают предложения с однородными членами для выражения авторской идеи.

Работа с текстом художественного произведения.

1. Лингвистический эксперимент.

– На уроках литературы мы знакомились с рассказом Л. Н. Толстого «После бала», вы хорошо знаете его содержание. И я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент.

– Допишите предложение, взятое мою из текста: Она была прелестна…(сравниваем с текстом, Делаем вывод. ).

– Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложение с однородными членами, что дает ему возможность лаконично и точно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние её черты, и качества характера.

– Что значит величественная? ( Исполненная достоинства).

– Итак, с первой страницы рассказа мы можем увидеть, как бережно и умело обращается Толстой со словом, как точно выбирает нужную конструкцию.

2. Где чаще всего встречаются предложения с однородными членами? (…в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах.

3. Коллективная исследовательская работа.

– Проследим роль и возможность предложений с однородными членами в этих эпизодах.

_ Какой вам представляется Варенька? Её отец? Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слов и словосочетаний.

( Варенька – нежная, милая, распустившаяся роза, звезда. Отец – античная статуя, белое и черное).

4. Восстановление авторского текста.

– А теперь, посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя.

Текст записан на доске с пропусками прилагательных.

Она была в (белом платье с розовым поясом и в (лиловых лаковых перчатках, немного не доходивших до ( худых, острых) локтей, и в ( белых атласных ) башмачках ).

– Сопоставим ваши варианты с текстом автора.

Исследование. Какие определения преобладают в предложении? ( Определения передающие

цвет ).

– Как называется такой приём? (« Цветопись»)

– Является ли повтор слова БЕЛЫЙ речевой ошибкой? ( -НЕТ).

– С какой целью использует его Толстой? ( Белый цвет – олицетворение чистоты, света, радости). Автор подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. .

– Как еще Толстой передает душевное состояние Ивана Васильевича? (Через музыку: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка –создают радостное настроение.

– Найдите в тексте это предложение. В чем его особенность? ( Я …танцевал и кадрили , и вальсы, и польки… – это предложение с однородными членами, с соединительным повторяющимся союзом И).

– Как вы думаете, почему союз и при однородных членах повторяется? (Мысль выражвется более эмоционально).

5. Лингвистический эксперимент.

– Перестройте предложение по схеме O,O,O.

– Что меняется? ( Изменяется эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению ).

– Итак, рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами ( определениями ) помогающими точно и ярко передавать детали внешности характера, создавать определенное настроение.

– А теперь прочитаем описание танца.

– Какие конструкции здесь преобладают? ( Предложения с однородными сказуемыми и обстоятельствами? )

– Случайно ли это? (Нет, мазурка – быстрый танец, с помощью таких предложений передаются движения танца и их характер).

– В каких еще эпизодах преобладают именно такие конструкции? ( « В сцене наказания татарина, так как в её основе лежат действия. »)

– Выпишите из текста однородные сказуемые и обстоятельства

( Iвариант из первого эпизода; IIвариант – из второго эпизода ).

– По какому принципу построены эти два эпизода?

( Контраст, антитеза).

– Что чувствует Иван Васильевич на балу? ( Чтение эпизода – « Любовь, блаженство, счастье» ).

– Как Толстой подчеркивает это с помощью одной синтаксической конструкции?

( Я любил и хозяйку, …и её мужа, и её гостей, и её лакеев, даже … инженера Анисимова.

– Это предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом И ).

– А каково состояние героя после бала, когда он стал свидетелем наказания? ( чтение эпизода – «Он чувствует стыд и тоску. »

– Как здесь автору удается с помощью однородных членов выразить переживание героя7 ( Он использует однородные определения в переносном значении: слово ТОШНОТА-ОТВРАЩЕНИЕ, ОМЕРЗЕНИЕ, поэтому доходящая до тошноты тоска – это чувство, вызывающее омерзение. В предложении появляются нераспространенные однородные члены предложения опустил, поторопился уйти, услыхал, увидал, выскочил, которые выражают «духовный разлад, беспокойство. Автор использует образное выражение – метафору «вырвет ужасом», чем подчеркивает несовместимость того, что герой увидел, с его нравственным принципом.

– Что стало итогом душевного потрясения Ивана Васильевича? Прочитайте.

( Его любовь к Вареньке умерла» ).

– Почему Толстой соединяет в одном ряду однородных членов слова неловко и неприятно?

– Когда мы испытываем такие чувства? (« Когда оказываемся невероятными свидетелями чего – то безнравственного в нашем понимании»).

« Вся жизнь переменилась от одной ночи или скорее утра…». А что было причиной? Что несовместимо с безнравственность? ( «Жестокость»).

– Как вы понимаете это слово? ( «Это проявление безжалостности, беспощадности»).

Жестокость может проявляться по – разному, и порождать её могут разные причины. Включите это слово в словосочетание, чтобы показать это. Жестокость людей, времени,

судьбы мира, друга ).

Подведение итогов.

Итак, погрузившись в язык Толстого, Мы наблюдаем сегодня, как работают предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании языкового портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя.

Отбор нужных слов и конструкций, бережное отношение Толстого к слову, которое по определению Аристотеля, является «знаком состояния души» помогли понять нам его мысли и его авторскую позицию.

Жестокость, которая приводит к гибели людей, является, по мнению Толстого, одним из самых тяжких человеческих пороков.

Сочинение по ассоциациям. Напишите сочинение, отталкиваясь от понятия «жестокость», выскажите свою позицию. Она может быть сходна с толстовским пониманием, а может быть вам захочется поспорить.

Чтение и обсуждение работ.

Домашнее задание. Доработать сочинение

УРОК – практикум в форме деловой игры «Корректор»

Цель: систематизация знаний о причастии ; его грамматические признаки, формирование умения находить причастие и определять; находить и правильно писать орфограммы в причастии; уметь выделять причастный оборот.

1. Слово учителя.

Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли , расчеты. наблюдения. Ученый закончивший важное открытие, ( исследование), инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берется за ручку, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.

– « До чего же хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле письма или печатные знаки. Казалось бы простое дело, а требует постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность»,– так пишет Олег Фисс – корректор по профессии.

Проверка опережающего задания.

1. Значение слова корректор.

Корректор, – а, мы, -а, ов, м.

Работник издательства, газеты или типографии, читающий корректуру.

2. Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора, а также сам

оттиск.

3. Корректировать – поправлять, вносить корректив во что – нибудь.

– В течение урока каждый из нас будет выполнять роль корректора.

– Выясним, какими качествами должен обладать корректор.

– Кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать: орографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.

2. Орфографическая работа с причастиями по формированию навыков правильного произношения.

Обличить, облеченный, отведенный, отведена, отданный, отживший,

оцененный, переведенный, переведена, пересоленный, повторишь,

понял, поняла, понятый, запущенный, переданный. ( 16 слов ).

Задание. Известного французского писателя Марсея Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая свою визитную карточку, он сказал Прусту:

– Представляю вам право выбора оружия.

– Превосходно,– ответил Пруст,– предпочитаю орфографию.

Вы убиты.

3. Проведем и мы орфографическую дуэль. Словарный диктант с взаимопроверкой. ( Работа в парах ).

Помните ли вы написание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Президиум, президент, реформатор, рекомендация, информация, галерея, аллея, симпатичный, портфель, квартал, делегат, восстановление, прогресс, постановление. (14слов)

4. ТЕСТ «Правописание суффиксов причастий» – карточка №1. (ПРИЛОЖЕНИЕ ).

5. ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «Работаем волшебниками» – редактирование.

Работа по карточке №2.

( Работа в парах). 1. Предложение с причастным оборотом. 2. Объяснить знаки препинания.

3. Разобрать предложения по вариантам ( двое у доски). Не с причастиями (2-е пред –е). Морфологический разбор.

Индивидуальная работа по карточке №2 (Образование причастий).

Графическое объяснение

написания не с причастиями.

6. Использование причастий в речи: 1). в художественной литературе 2). описание природы ; переживаний героя; 3). портреты героев – отрывок из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» -с какой целью использованы : записать по памяти , выделить суффиксы, указать страдательные или действительные.

6. СОЧИНЕНИЕ – МИНИАТЮРА . ОСЕНЬ.

ИТОГ УРОКА. Проверить письменную работу, дома переписать

в рабочую тетрадь.

Метки: Русский язык