Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы

Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо применение педагогом на уроках русского языка и литературы разнообразных форм и методов обучения. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», – говорил Буслаев.

Цель данной статьи – показать, как выбор образовательных технологий учителем решает цели современного урока.

Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность. Такая игровая форма организации урока, как путешествие, представляет собой множество препятствий, преодолев которые, обучающиеся раскрепощаются и получают знания. Игра не уводит детей от усвоения трудных вопросов грамматики, а делает это усвоение прочным. Использую форму игры – путешествия (Урок прилагается) при объяснении новой темы урока и при обобщении материала, и во внеклассной работе. Нельзя забывать и то, что игра – естественная потребность и для детей среднего школьного возраста.

Дифференцированное обучение – вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки. Применяю его не только по отношению к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки, но и к детям, опережающим класс. Увеличиваю объём работы учащихся не за счёт количество записанных слов, словосочетаний или предложений, которые выполняются на том же самом дидактическом материале. Например, при изучении темы «Обособленные определения» учащимся предлагается списать упражнение и расставить знаки препинания. Дополнительные задания сильным учащимся: указать, чем выражено определяемое слово и обособленное определение; начертить графическую схему; с помощью схемы показать, как можно превратить обособленное определение в необособленное.

Есть и другие формы и приёмы работы, которые двигают дифференцированное обучение вперёд.

1. Детям предлагайте вставить в данных словах пропущенные орфограммы. Учащиеся с более высоким уровнем подготовки должны самостоятельно подобрать слово с аналогичными орфограммами и обозначить их.

2. Учащиеся должны поставить существительные в форму творительного падежа и подчеркнуть орфограммы. Задача более сильных учеников состоит в следующем: указать, какие ранее полученные знания необходимы для выполнения этого задания.

3. Самостоятельный подбор сильными учащимися дополнительных заданий к упражнению и выполнение их.

4. Предлагается ситуативная задача. Для слабых учеников:

Представьте, что вы готовитесь к докладу, у вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал. Поставьте ударение в словах, используя словарь.

Для сильных учеников:

Представьте, что вы корректор журнала «Костёр». Вам нужно подготовить для набора научную статью «Какую роль играют в тексте фразеологизмы». Проверьте текст, исправьте орфографические и фактические ошибки. Используйте для проверки словарь.

Творческие задания формируют не только навыки связной речи, но и развивают творческие способности. Слабо подготовленные дети создают текст на основе иллюстративного материала. Сильным учащимся предлагается текст:

Лето. Ярко светит солнце. Иду по лесу. Шумят сосны. Лепечут берёзы. Запах дыма. Выхожу на поляну. Кто-то оставил горящий костёр. Начался лесной пожар.

Опишите ваши чувства и ваши действия, используя вводные слова.

На уроках развития речи сильным ученикам можно дать задание, ориентирующее на самостоятельное высказывание. Вот несколько примеров таких тем:

Есть вещи, которые лучше бы не делать (Эйнштейн)

В жизни нельзя прожить без… ( концовку учащиеся формулируют сами).

Реализация дифференцированного подхода к учащимся требует тщательного подбора дидактического материала. Это трудоёмкая работа.

Модульная технология – это самостоятельное овладение учащихся необходимой информацией. Учебный материал разбивается на несколько блоков, где дети получают руководство по освоению учебной темы урока. В технологической карте фиксируется тема, ставится задача по её освоению, конкретизируется перечень знаний, которые должен приобрести ученик.

Пример технологической карты урока в 8 классе по теме: Однородные члены предложения прилагается.

Здоровьесберегающие технологии– идут рука об руку с дифференцированным обучением. Разно уровневое обучение бережёт психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по своим силам, обучающийся чувствует себя защищённым. А начинается всё с улыбки, с которой учитель заходит в класс. Его спокойная, но не монотонная речь снимает эмоциональное напряжение школьников, вносит нотку доверительных отношений. Обязательными атрибутами урока считаю физкультминутку, смену видов деятельности и минутку смеха, что способствует периодической смене позы ученика. Употребление пословиц напоминает учащимся о соблюдении режима дня. В канву урока непременно ввожу тексты, пропагандирующие спорт. Можно предложить составить предложение, отражающие последние спортивные новости. Немаловажным считаю момент прощания с детьми. Их обязательно надо похвалить. Допустим, вот таким образом: я сегодня вами довольна… И всё это – здоровьесберегающие технологии.

Поднимая вопрос перегрузок наших детей на уроках, остановлюсь на информационно-коммуникационной технологии. Она экономит время на уроке, позволяет сделать его интересным. Просмотр презентаций представляет личность писателя. Просмотр видеофильмов будит интерес к изучаемому произведению. Люблю слушать актёрское чтение стихов и прозы, к чему привлекаю и своих воспитанников, что способствует стремлению детей правильно читать стихи. Контрольные работы по проверке знаний кажутся детям не такими сложными. За счёт новизны снижается утомляемость. Трёхуровневые (выбор уровня работы остаётся за учеником) тесты, выполненные на компьютере, позволяют быстро оценить работу ученика.

Таким образом, поиск новых форм и методов обучения является обновлением содержания образования.

Метки: Русский язык