Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Материал для проведения элективного курса "Юный журнал"

Материал для проведения элективного курса "Юный журнал"

Пояснительная записка.

Программа элективного курса, рассчитанного на обучающихся 9 классов, отвечает широким образовательно-воспитательным задачам и соответствует Положению концепции профильного обучения и предпрофильной подготовки. Материал данного курса основан на уже имеющихся знаниях обучающихся, но рассматривает аспекты, имеющие выход на профессии, востребованные на рынке труда.

Элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы, особенно важны данные уроки для формирования коммуникативных умений учащихся.

Материал курса основывается на знаниях учащихся о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений.

Элективный курс “Юный журналист ” предлагается для обучающихся 9 класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.

Программа элективного курса соответствует принципу научности, т. к. материал основан на работах признанных учёных-филологов. Программа позволяет осуществить эвристические пробы в изучаемой области знаний, формирует эмпирическое мышление обучающихся. Специальное внимание в программе уделено формированию различных речевых умений и навыков: умению правильно и красиво выражать свой мысли и чувства в устной и письменной речи; формирует у учащихся готовность к творческой деятельности, приобщает школьников к работе над книгой, помогает выработать самостоятельность мышления; способствует развитию интереса к литературному творчеству, гуманитарному образованию в целом. В преподавании программы используются активные методы обучения. Контроль за знаниями будет осуществляться дифференцировано. Программа реалистична с точки зрения времени, отведённого на изучение материала.

Цель курса – формирование интереса к профессиям филолога, журналиста, корреспондента, диктора, ведущего и др.

Задачи курса:

– расширить знания обучающихся об особенностях публицистического стиля, его жанрах;

– воспитать умение самостоятельно отбирать актуальный материал;

– создать условия успешной коммуникации, используя лингвистические, культурологические и социальные знания;

– выработать способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Объём часов курса – 8 часов.

Учебно-тематический план.

№п/п

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Форма контроля

1

Эстетические особенности публицистического стиля. Средства выразительности.

1

Беседа.

Устное сочинение.

2

Записные книжки журналистов.

1

Лабораторная работа.

Сбор

информации.

3

Репортаж.

1

Практическая работа.

Словарная работа.

4

Интервью.

1

Экскурсия.

Составление интервью.

5

Информация.

1

Круглый стол.

Составление

информационных

сообщений.

6

Статья.

1

Практическая работа.

Написание статьи.

7

Путевые заметки.

1

Заочная экскурсия.

Сочинение.

8

Итоговое занятие.

1

Конференция.

Защита проектов.

Содержание тем.

Тема № 1. Эстетические особенности публицистического стиля. Средства выразительности.

Понятие публицистического стиля. Наиболее распространенные жанры. Признаки и языковые приметы стиля. Самостоятельный анализ текста с последующим обсуждением. Требования к выступлению общественных деятелей.

Тема №2. Записные книжки журналистов. Что такое записная книжка журналистов, её значение. Как составляются такие книжки. Практикум по составлению записных книжек. Методика использования записей.

Тема № 3. Репортаж. Понятие репортажа. Разнообразие тематики. Особенности лексики репортажа. Основные формы репортажа. Принципы составления таких текстов. Практическая работа по обработке предварительных записей.

Тема № 4. Интервью. Понятие интервью. Виды и формы. Составление системы вопросов. Инструктирование детей перед проведением экскурсии. Подведение итогов экскурсии.

Тема № 5. Информация. Понятие об информационном сообщении. Требования к составлению информационных текстов, общие правила их подготовки. Виды информационных текстов. Практикум по составлению текстов разных видов.

Тема №6. Статья.

Что такое статья. Основные требования, предъявляемые к этому виду творчества. Задачи и характер статьи. Особенности композиции и лексики. Значение и обязательность заголовка.

Тема №7. Путевые заметки. Понятие о путевых заметках, их основных формах. Композиционные особенности путевых заметок. Субъективный взгляд автора. Привлечение наглядного материала. Место путевых заметок в устной и письменной речи.

Тема №8. Итоговое занятие. Систематизация накопленного материала. Демонстрация его практического применения.

Методические рекомендации к темам.

Тема №1. Эстетические особенности публицистического стиля. Средства выразительности.

Оборудование: текст на доске, карточки с текстами для анализа, газеты, журналы, стенд «Требования к выступлению общественных деятелей». Цель – познакомить обучающихся с эстетическими особенностями публицистического стиля, сформировать умение выполнять работы в жанре публицистики.

Задачи: развивать коммуникативные навыки письма и слушания, научить составлять партитуру текста, анализировать публицистический текст, находить средства выразительности.

Ход занятия. Беседа с обучающимися: понятие публицистики, публицистического стиля, его целей; наиболее распространенные жанры; признаки стиля; языковые приметы стиля. Работа с газетами и журналами: поиск признаков жанра, выразительных средств. Анализ текстов (работа с карточками): определить типа речи, композиции; назвать приметы стиля; составить партитуру чтения; выразительно прочитать текст. Знакомство со стендом. Подведение итогов.

Д/з. устное сочинение «Чем меня привлекает профессия журналиста (корреспондента, ведущего, диктора)» – на выбор.

Тема №2. Записные книжки журналистов. Оборудование: высказывания писателей о значимости записных книжек. Цель – убедить обучающихся в полезности ведения записных книжек, дневников

Задачи: научить создавать предварительные «заготовки» для будущих творческих работ, закрепить умение собирать материал для различных высказывании.

Ход занятия. На этом занятии необходимо познакомить обучающихся с записными книжками как формой литературных заготовок, их значении. Занятие проходит в форме «круглого стола», за которым расположились И. Ильф и Е. Петров, В. Маяковский, М. Зощенко, К. Паустовский и обучающиеся. «Писатели делятся своими мыслями о значении записных книжек, говорят о том, что это «кладовая» мыслей, творческая лаборатория писателя. Записные книжки писателей – это интересное явление литературы. Дети убеждаются, что успех в работе во многом будет зависеть от того, насколько богаты они будут заготовленным материалом: интересными выражениями и словами, коротенькими зарисовками, портретами.

Д/з. Сбор информации на интересующие детей темы (музыка, спорт, выбор профессии и т. д. )

Тема №3 . Репортаж.

Оборудование: заранее составленные записные книжки, газеты, карточки с образцами репортажей.

Цель – познакомить с особенностями репортажа как публицистического жанра, подготовить к самостоятельной работе над репортажем. Задачи: формировать умение составлять репортаж на заданную тему, учитывая требования к их составлению; учить использовать разнообразные приёмы художественного изображения; развитие творческих способностей.

Ход занятия. Вступительное слово учителя: понятие репортаж; разнообразие тематики; различные формы репортажей; особенности лексики, принципы составления. Чтение и анализ образцов репортажа. Сопоставительный анализ заметки и репортажа. Работа над репортажем (обучающиеся пишут репортажи на основе собранных ими материалов). Обсуждение работ. Итоги.

Д/з. Словарная работа над словами для интервью, составление вопросов.

Тема №4. Интервью.

Оборудование: заранее заготовленные обучающимися вопросы для интервьюирования.

Цель – познакомить с особенностями интервью как жанра, учить интервьюированию собеседника.

Задачи: научить излагать полученный в ходе интервью материал, развивать коммуникативные способности.

Ход занятия. Корректировка и систематизация составленных детьми заранее вопросов для интервью. Инструктирование детей перед экскурсией. Экскурсия (составление записных книжек журналиста в ходе интервью). Подведение итогов экскурсии. Требования к оформлению материалов.

Д/з. Составить интервью на основе собранного материала.

Тема №5. Информация.

Оборудование: карточки с информационными текстами различных видов (образцовые и тексты, требующие доработки), аудио– или видеозапись выпуска радио– или теленовостей.

Цель – познакомить с понятием информации и научить составлению информационных текстов различных видов.

Задачи: развивать творческие способности обучающихся; формировать умение составлять информационные тексты на заданную тему, учитывая требования к их составлению; учить умению выделять основные мысли и лаконично выражать их.

Ход занятия. Дети – за круглым столом. Раздаются образцы основных видов информации (инструкция, объявление, аннотация, автобиография и др. ). Объяснение теории и поиск особенностей каждого вида, соблюдения требований. Предложение текстов, подлежащих правке (совместное обсуждение, исправление и обновление текстов). Прослушивание (просмотр) выпуска новостей, обсуждение особенностей построения. Работа в парах: составление текста вечерних новостей своего населённого пункта. Обсуждение работ. Итоги.

Д/з. Работа в парах или индивидуально: составить текст рекламы и аннотацию к фильму (популярному среди молодежи в данный период). Тема №6. Статья.

Оборудование: карточки с заданиями, газетные статьи.

Цель – расширить представления обучающихся о творческой деятельности

корреспондента, вызвать интерес к написанию статьи.

Задачи: научить различать направленность, злободневность и характер

статьи; познакомить с технологией сбора материала и составления

содержания; применять полученные на данном занятии знания на

практике.

Ход занятия. Слово учителя: художественные особенности статьи, тематика, актуальность, экспрессивная лексика, направленность на привлечение внимания, на вызов дискуссии вокруг поднятой проблемы. Анализ ситуаций: работа в группах (дети ищут, какую проблему высвечивает ситуация – в каждой группе своя). Составление коллективной статьи по выдвинутой в ситуации проблеме (краткая, 50-60слов). Чтение и обсуждение. Итоги.

Д/з. Написать статью в школьную газету, которая бы затрагивала злободневные вопросы жизни школы.

Тема №7. Путевые заметки.

Оборудование: отрывки текста А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум», видеозапись одного из выпусков телепередачи «Непутевые заметки». Цель – дать понятие о путевых заметках, познакомить обучающихся с их особенностями, показать практическую значимость. Задачи: развивать умение наблюдать, записывать увиденное; учить выражать своё видение мира, своё отношение к общественным проблемам; развивать способность к творчеству.

Ход занятия. Слово учителя: свои впечатления и взгляд на мир можно оформить в виде дневниковых записей. Работа с текстом Пушкина (особенности языка, композиции). Возможно представление записей в форме видеоматериала с сопутствующим комментарием. Просмотр телепередачи. Обсуждение. Заочная экскурсия по родному городу (селу, району)– дети делают записи. Результат – путевые заметки (чтение, обсуждение).

Д/з. Оформить «Непутевые заметки» о какой-либо стране (ряде стран), используя иллюстративный материал .

Тема №8. Итоговое занятие.

Оборудование: проекты, представленные на защиту (стенгазеты, журналы).

Цель – показать практическую значимость накопленного обучающимися

материала.

Задачи:

– формирование умения показать положительные стороны своей работы;

– развитие навыков публичного выступления, ведения диалога.

– выработка умения работать в группе. Ход занятия.

Вступительное слово учителя. Защита проектов: один участник от каждой предварительно сформированной группы (несколько групп по 3-4 человека) представляет работу. Критерии отбора материала, его композиционное расположение, актуальность, значимость, привлекательность, подача. Совместное обсуждение проекта, его оценка. Подведение итогов: оценка учителем работы обучающихся, доли участия каждого; высказывание мнений обучающимися о значимости курса для каждого из них.

Темы для самостоятельной творческой работы.

Рефераты: «Путевые заметки в произведениях русских классиков», «Проблематика статей современной публицистики», «Особенности речи общественных деятелей».

Сочинения: «Люди, которым хочется подражать», «Каким должен быть человек нового века?», «Человек в мире современных профессий».

Проекты: выпуск школьной газеты, рукописного журнала, фоторепортаж «Путешествие по городам Золотого кольца России»

Список использованной литературы.

1. Васильева Л. А. Делаем новости! Уч. пособие. -М. : Аспект Пресс, 2003.

2. Воротников Ю. Л. О некоторых особенностях языка средств массовой информации // Студенческий меридиан. 1999. Декабрь.

3. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. – М. :РИП-холдинг, 2002.

4. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. -М. : Аспект Пресс, 2001.

5. Лазарева Э. А. Заголовок в газете. Санкт-Петербург, 1989.

6. Ладыженская Т. А. , Т. С. Зепалова. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика разных жанров (8-9). М: «Просвещение», 1990.

6. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. М. ,1998.

7. Табашников И. А. Газета и дизайн. Т. , 1994.

8. Толстой И. В. Язык и культура. Журналистика и культура русской речи. Вып. 1. М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996.

9. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М. ,1997.

10. Уралова Л. С. Твоя стенгазета. – М. : Молодая гвардия, 1986.

11. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. – М. : РИП-холдинг, 2001.

Список рекомендуемой литературы.

1 . Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики. – М. , Высшая школа, 2001.

2. Ворошилов В. В. Журналистика. – Учебник. 5-е издание. СПб. ; Изд-во Михайлова В. А. , 2006.

3. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики в 2х томах. Из-ние Союза журналистов России. 1998.

4. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. – М. ; Изд. РИП-холдинг, 2002.

5. Горюнова Л. Ю. Вам о культуре русской речи. – Уч. пособие. Пенза, 1998.

6. Гонне Жак. Школьные и лицейские газеты. Пер. с франц. – М. ; ЮНПРЕСС. 2000.

7. Легкое перо. Пособие для начинающих журналистов. Из-во «Арабеск», Нижний Новгород, 2000.

8. Маккеу Дженни. Все о журналах. – М. , Издательский дом «Университетская книга», 2008.

9. Рисс О. В. У слова стоя на часах. Изд. 2-е, доп. – М. , 1989.

10. Солнцева Т. В. Вторая древнейшая, или Как стать акулой пера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Метки: Русский язык