Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Путешествие в страну Лексику

Путешествие в страну Лексику

Цель

Закрепление и систематизация знаний и умений учащихся по разделу «Лексика»

Задачи:

– отработка навыков работы учащихся со словарем;

– развитие речи учащихся;

– развитие творческих способностей учащихся.

(слайд 2)

Оборудование к уроку : видеопрезентация, видеоролик

Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой.
  2. Мотивация на урок.

Ребята! Совсем недавно я побывала в удивительном городе Неслове. Посещение уроков в несловенской школе меня расстроило. Знания учащихся плохие, ребята то и дело складывают буквы в неслова. И я задумалась: а нельзя ли как-нибудь помочь ребятам из этого города? Ну хотя бы объяснить им, что буквы можно складывать в слова. Ведь они просто не знают этого. Думала я, думала и решила предложить вам устроить в этом городе благотворительный концерт. А программу мы составим так, что несловяне обязательно заинтересуются Страной слов. Это будет первый шаг к нашему сближению.

В концертной программе примут участие все ребята нашего класса. Зрителей прошу поддерживать всех участников нашего концерта. А я, как конферансье, свое одобрение выражу хорошими оценками, которые вы получите в финальной части нашего концерта.

В первой части нашего концерта выступят слова и их лексические значения. Но прежде, чем я объявлю первый номер, вы должны ответить на вопросы:

– Что такое лексика?

– Что такое лексическое значение слова?

– Как называется словарь, из которого мы можем узнать лексическое значение слов?

3. Основная часть

1 задание (слайд 3)

Итак, первый номер нашей концертной программы– хор: вы все должны угадать слово по его лексическому значению, записать данное слово в тетрадь, составить с ним словосочетание.

1. Порядок слов, принятый в азбуке. (алфавит)

2. Лечебное средство (лекарство)

3. Углубление в земле (яма)

4. Плоские деревянные полозья для хождения по снегу (лыжи)

5. Атмосферные осадки в виде водяных капель (дождь)

6. Большая водоплавающая птица с длинной изогнутой шеей (лебедь)

2 задание (слайд 4)

А теперь вы должны исправить ошибки в «Толковом словаре» Пети Ошибкина (устно)

  1. Западня – квартира с окнами на запад.
  2. Гривенник – юноша с модной гривой.
  3. Маховик – регулировщик на перекрестке.
  4. Застрельщик – браконьер.

Задание 3. (слайд 5)

Как мы убедились, Петя Ошибкин совершенно не знает, что обозначают те или иные слова. А ведь без знания лексического значения слова невозможно составить предложение. Давайте убедимся в этом, прочитав предложения Пети. Вы должны исправить ошибки и записать предложения правильно.

  1. Петя ушиб колено ноги.
  2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
  3. Многие города были превращены в руины и развалины.
  4. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
  5. Он написал свою автобиографию.

Задание 4. (слайд 6)

Я думаю, что пока выступал хор, подготовились к выступлению наши фокусники. Они превратят загадочные знаки ребусов в слова.

(2 ученика разгадывают ребусы, находят значение слова в словаре. Одно из слов – многозначное)

– Ну а теперь скажите: чем отличаются многозначные слова от однозначных?

Следующий номер нашей концертной программы – стихотворение Заболоцкого. (читает ученица) (слайд 7)

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

Задание 5 (слайд 8– пейзажи Шишкина, Левитана)

В этом стихотворении прозвучало красивое слово «пейзаж». А что обозначает это слово? Ответить на этот вопрос нам поможет «Толковый словарь» Ожегова. Что вы обнаружили? В каком значении употреблено данное слово у Заболоцкого? Давайте составим предложения с другими значениями данного слова.

Ребята, а какое значение может иметь слово помимо прямого? (ответ детей) Правильно, переносное. И наш следующий концертный номер рассказ-шутка «Зачем спешить?» (дети разыгрывают)

Зачем спешить? (слайд 9)

Идет сильный дождь. По улице медленно идет человек. Прохожий спрашивает его:

– Почему вы идете так медленно под дождем7

– А зачем спешить, – отвечает он, – впереди идет такой же сильный дождь.

– Какое слово употреблено в тексте и в прямом, и в переносном значении?

Задание 6 (слайд 10)

А теперь поиграем в перевертыши. Нужно заменит в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении. (ребята работают по цепочке)

Железный гвоздь, румяная девочка. Золотые часы, Глухая бабушка, кудрявый мальчик, бархатная штора, стальная балка.

Второе отделение нашей концертной программы открываем выступлением омонимов. А кто мне скажет, что же это за слова такие – омонимы? Как мы можем распознать омонимы в словаре?

Сейчас вы услышите стихотворение-шутку А. Шибаева «Норка». (слайд 11)

Норка

Норка

Вылезла из норки,

В норку норкину

Вошла,

Норку в норке

Не нашла.

Если в норке

Нету норки,

Может, норка-

Возле норки?

Нет нигде,

Пропал и след.

Норка – здесь,

А норки – нет!

А. Шибаев

Задание 8.

Найдите в тексте слова-близнецы. Докажите, что это – омонимы.

Задание 9. (слайд 12)

А теперь объявляем конкурс на разгадывание загадок. Могу по секрету сказать, что каждая из них связана со словами-близнецами, поэтому ваши отгадки будут интересными.

1. Какими ключами нельзя отвернуть гайку?

2. Какую соль не кладут в суп?

3. Какой лук не едят?

4. Из какого крана не льется вода?

5. На каком листе и строчки не напишешь?

Ребята! А как вы думаете, использование каких слов делает нашу речь точной, выразительной и яркой? Да, конечно, это синонимы. А что за слова – синонимы?

Задание 10 (слайд 13)

Спишите пословицы, укажите в них синонимы.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.

2. Приятелей много, а друга нет.

3. Переливает из пустого в порожнее.

4. Попал из огня да в полымя.

Задание 11. (слайд 14)

А сейчас перед вами рассказ Сухомлинского «Семь дочерей». (текст на слайде и у каждого учащегося в распечатанном виде) Ваша задача – сделать текст более выразительным, заменив, по возможности, слово «сказала» подходящим синонимом. (текст не списывать, исправление делаем в печатном тексте)

Семь дочерей.

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучику, – сказала первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – сказала вторая.

– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – сказала третья.

– Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая.

– Ты снилась мне, как розе капля росы, – сказала пятая.

– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,– сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

– А чему учит этот рассказ?

Задание 12 (слайд 15)

Наш следующий номер называется «Найди друзей». Перед вами лежат карточки. Задание: к словам левой колонки подобрать синонимы из правой , соединив их стрелками. (работа выполняется на карточках)

алфавит аккуратный

огонь алый

чистый скакать

прыгать азбука

бросать пламя

красный кидать

Задание 13 (слайд 16)

А теперь попробуем выступить в роли переводчиков. Вам необходимо заменить все слова в предложении синонимами.

1. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

2. Доктор прописал пациенту инъекции.

3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

Задание 14. (слайд 17)

А теперь поиграем в сыщиков. Попробуйте найти слово по его приметам.

Это глагол, его синоним – торопятся.

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу спешат.

М. Исаковский

Ребята! Кто из вас поможет мне разгадать тайну слова «антоним»?

(анти – против, противоположный; онима – имя, слово – с греческого), т. е. слово с противоположным значением.

Задание 15 (слайд 18)

Подобрать к данным словам антонимы, чтобы по вертикали из начальных букв получилось слово.

1– вариант

короткий – длинный

крохотный – огромный

черный – белый

густой – редкий

тупой – острый

светлый – темный

неряшливый – аккуратный

2 – вариант

старость – молодость

вечер – утро

ночь – день

закат – рассвет

весна – осень

трусость – смелость

шум – тишина

+ ь

Подберите к полученным словам однокоренные имена прилагательные, составьте с ними предложения.

Задание 16. (Видеоролик о небе . На его фоне звучит стихотворение)

Следующий номер нашей концертной программы – стихотворение Баруздина «Какое над нами небо?». Постарайтесь запомнить и записать антонимы, которые использовал автор в стихотворении.

Какое над нами небо ?

Какое над нами небо –

Высокое или низкое?

Какое над нами небо –

Далекое или близкое?

Когда дорога туристская

Приходит к вершинной цели,

То небо бывает близкое

И низкое в самом деле.

Когда самолет взмывает

В небо с аэродрома,

То близким небо бывает,

Как стены родного дома.

Когда со скоростью света

Ракета уходит в воздух,

Мы знаем – эта ракета

К нам приближает звезды.

Но ежели ты без срока

В безделье живешь и покое,

То видишь небо далекое

И бесконечно чужое.

Ты зря упускаешь время.

Займись-ка лучше делами.

Чтоб видеть вместе со всеми.

Какое небо над нами!

С. Баруздин

Задание 17. (слайд 19)

А сейчас вы увидите поистине акробатические этюды. Заполните таблицу родо-видовых связей слова друг.

Родо-видовые связи слова друг

родственные антонимические

связи ----------– друг ----------– связи

!

!

!

синонимические связи

Задание 18. (слайд 20)

«Лексический тренажер» завершает нашу концертную программу.

Толкование лексического значения

слово

синоним

антоним

Недавно приготовленный или добытый, еще не испортившийся

4. Рефлексия

Как это ни печально, но концерт подошел к концу. Наши артисты выступили просто замечательно и получили за свое выступление обещанное вознаграждение (объявляются оценки). А жители города Неслово, я думаю, с удовольствием переберутся в нашу страну Слов – Лексику и подружатся со словами, научатся определять их лексическое значение, отличать синонимы от антонимов. Омонимы от многозначных слов. А дома вы выполните интересное задание: составите сказки.

1 ряд – про синонимы

2 ряд – про антонимы

3 ряд – про омонимы.

Наш концерт окончен. Благодарим за внимание!!!

Литература:

  1. Даутова А. К. Я – Человек (пособие для занятий по духовно-нравственному развитию личности) Алматы «Дәуір». 2000 г.
  2. Евсеева И. Г. Дидактические игры на уроках русского языка.

http://teacher-evseeva. narod. ru/p5aa1. html

  1. Рябкова Т. С. . Конспект логопедического досуга по развитию звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада.

http://happy-school. ru/publ/baruzdin_s_kakoe_nad_nami_nebo/11-1-0-2354

Метки: Русский язык