Путешествие в страну Лексику
Путешествие в страну Лексику
Цель
Закрепление и систематизация знаний и умений учащихся по разделу «Лексика»
Задачи:
– отработка навыков работы учащихся со словарем;
– развитие речи учащихся;
– развитие творческих способностей учащихся.
(слайд 2)
Оборудование к уроку : видеопрезентация, видеоролик
Ход урока.
- Эмоциональный настрой.
- Мотивация на урок.
Ребята! Совсем недавно я побывала в удивительном городе Неслове. Посещение уроков в несловенской школе меня расстроило. Знания учащихся плохие, ребята то и дело складывают буквы в неслова. И я задумалась: а нельзя ли как-нибудь помочь ребятам из этого города? Ну хотя бы объяснить им, что буквы можно складывать в слова. Ведь они просто не знают этого. Думала я, думала и решила предложить вам устроить в этом городе благотворительный концерт. А программу мы составим так, что несловяне обязательно заинтересуются Страной слов. Это будет первый шаг к нашему сближению.
В концертной программе примут участие все ребята нашего класса. Зрителей прошу поддерживать всех участников нашего концерта. А я, как конферансье, свое одобрение выражу хорошими оценками, которые вы получите в финальной части нашего концерта.
В первой части нашего концерта выступят слова и их лексические значения. Но прежде, чем я объявлю первый номер, вы должны ответить на вопросы:
– Что такое лексика?
– Что такое лексическое значение слова?
– Как называется словарь, из которого мы можем узнать лексическое значение слов?
3. Основная часть
1 задание (слайд 3)
Итак, первый номер нашей концертной программы– хор: вы все должны угадать слово по его лексическому значению, записать данное слово в тетрадь, составить с ним словосочетание.
1. Порядок слов, принятый в азбуке. (алфавит)
2. Лечебное средство (лекарство)
3. Углубление в земле (яма)
4. Плоские деревянные полозья для хождения по снегу (лыжи)
5. Атмосферные осадки в виде водяных капель (дождь)
6. Большая водоплавающая птица с длинной изогнутой шеей (лебедь)
2 задание (слайд 4)
А теперь вы должны исправить ошибки в «Толковом словаре» Пети Ошибкина (устно)
- Западня – квартира с окнами на запад.
- Гривенник – юноша с модной гривой.
- Маховик – регулировщик на перекрестке.
- Застрельщик – браконьер.
Задание 3. (слайд 5)
Как мы убедились, Петя Ошибкин совершенно не знает, что обозначают те или иные слова. А ведь без знания лексического значения слова невозможно составить предложение. Давайте убедимся в этом, прочитав предложения Пети. Вы должны исправить ошибки и записать предложения правильно.
- Петя ушиб колено ноги.
- Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
- Многие города были превращены в руины и развалины.
- Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
- Он написал свою автобиографию.
Задание 4. (слайд 6)
Я думаю, что пока выступал хор, подготовились к выступлению наши фокусники. Они превратят загадочные знаки ребусов в слова.
(2 ученика разгадывают ребусы, находят значение слова в словаре. Одно из слов – многозначное)
– Ну а теперь скажите: чем отличаются многозначные слова от однозначных?
Следующий номер нашей концертной программы – стихотворение Заболоцкого. (читает ученица) (слайд 7)
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
Задание 5 (слайд 8– пейзажи Шишкина, Левитана)
В этом стихотворении прозвучало красивое слово «пейзаж». А что обозначает это слово? Ответить на этот вопрос нам поможет «Толковый словарь» Ожегова. Что вы обнаружили? В каком значении употреблено данное слово у Заболоцкого? Давайте составим предложения с другими значениями данного слова.
Ребята, а какое значение может иметь слово помимо прямого? (ответ детей) Правильно, переносное. И наш следующий концертный номер рассказ-шутка «Зачем спешить?» (дети разыгрывают)
Зачем спешить? (слайд 9)
Идет сильный дождь. По улице медленно идет человек. Прохожий спрашивает его:
– Почему вы идете так медленно под дождем7
– А зачем спешить, – отвечает он, – впереди идет такой же сильный дождь.
– Какое слово употреблено в тексте и в прямом, и в переносном значении?
Задание 6 (слайд 10)
А теперь поиграем в перевертыши. Нужно заменит в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении. (ребята работают по цепочке)
Железный гвоздь, румяная девочка. Золотые часы, Глухая бабушка, кудрявый мальчик, бархатная штора, стальная балка.
Второе отделение нашей концертной программы открываем выступлением омонимов. А кто мне скажет, что же это за слова такие – омонимы? Как мы можем распознать омонимы в словаре?
Сейчас вы услышите стихотворение-шутку А. Шибаева «Норка». (слайд 11)
Норка
Норка
Вылезла из норки,
В норку норкину
Вошла,
Норку в норке
Не нашла.
Если в норке
Нету норки,
Может, норка-
Возле норки?
Нет нигде,
Пропал и след.
Норка – здесь,
А норки – нет!
А. Шибаев
Задание 8.
Найдите в тексте слова-близнецы. Докажите, что это – омонимы.
Задание 9. (слайд 12)
А теперь объявляем конкурс на разгадывание загадок. Могу по секрету сказать, что каждая из них связана со словами-близнецами, поэтому ваши отгадки будут интересными.
1. Какими ключами нельзя отвернуть гайку?
2. Какую соль не кладут в суп?
3. Какой лук не едят?
4. Из какого крана не льется вода?
5. На каком листе и строчки не напишешь?
Ребята! А как вы думаете, использование каких слов делает нашу речь точной, выразительной и яркой? Да, конечно, это синонимы. А что за слова – синонимы?
Задание 10 (слайд 13)
Спишите пословицы, укажите в них синонимы.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
4. Попал из огня да в полымя.
Задание 11. (слайд 14)
А сейчас перед вами рассказ Сухомлинского «Семь дочерей». (текст на слайде и у каждого учащегося в распечатанном виде) Ваша задача – сделать текст более выразительным, заменив, по возможности, слово «сказала» подходящим синонимом. (текст не списывать, исправление делаем в печатном тексте)
Семь дочерей.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучику, – сказала первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – сказала вторая.
– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – сказала третья.
– Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая.
– Ты снилась мне, как розе капля росы, – сказала пятая.
– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,– сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
– А чему учит этот рассказ?
Задание 12 (слайд 15)
Наш следующий номер называется «Найди друзей». Перед вами лежат карточки. Задание: к словам левой колонки подобрать синонимы из правой , соединив их стрелками. (работа выполняется на карточках)
алфавит аккуратный
огонь алый
чистый скакать
прыгать азбука
бросать пламя
красный кидать
Задание 13 (слайд 16)
А теперь попробуем выступить в роли переводчиков. Вам необходимо заменить все слова в предложении синонимами.
1. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
2. Доктор прописал пациенту инъекции.
3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Задание 14. (слайд 17)
А теперь поиграем в сыщиков. Попробуйте найти слово по его приметам.
Это глагол, его синоним – торопятся.
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу спешат.
М. Исаковский
Ребята! Кто из вас поможет мне разгадать тайну слова «антоним»?
(анти – против, противоположный; онима – имя, слово – с греческого), т. е. слово с противоположным значением.
Задание 15 (слайд 18)
Подобрать к данным словам антонимы, чтобы по вертикали из начальных букв получилось слово.
1– вариант
короткий – длинный
крохотный – огромный
черный – белый
густой – редкий
тупой – острый
светлый – темный
неряшливый – аккуратный
2 – вариант
старость – молодость
вечер – утро
ночь – день
закат – рассвет
весна – осень
трусость – смелость
шум – тишина
+ ь
Подберите к полученным словам однокоренные имена прилагательные, составьте с ними предложения.
Задание 16. (Видеоролик о небе . На его фоне звучит стихотворение)
Следующий номер нашей концертной программы – стихотворение Баруздина «Какое над нами небо?». Постарайтесь запомнить и записать антонимы, которые использовал автор в стихотворении.
Какое над нами небо ?
Какое над нами небо –
Высокое или низкое?
Какое над нами небо –
Далекое или близкое?
Когда дорога туристская
Приходит к вершинной цели,
То небо бывает близкое
И низкое в самом деле.
Когда самолет взмывает
В небо с аэродрома,
То близким небо бывает,
Как стены родного дома.
Когда со скоростью света
Ракета уходит в воздух,
Мы знаем – эта ракета
К нам приближает звезды.
Но ежели ты без срока
В безделье живешь и покое,
То видишь небо далекое
И бесконечно чужое.
Ты зря упускаешь время.
Займись-ка лучше делами.
Чтоб видеть вместе со всеми.
Какое небо над нами!
С. Баруздин
Задание 17. (слайд 19)
А сейчас вы увидите поистине акробатические этюды. Заполните таблицу родо-видовых связей слова друг.
Родо-видовые связи слова друг
родственные антонимические
связи ----------– друг ----------– связи
!
!
!
синонимические связи
Задание 18. (слайд 20)
«Лексический тренажер» завершает нашу концертную программу.
Толкование лексического значения | слово | синоним | антоним |
Недавно приготовленный или добытый, еще не испортившийся |
4. Рефлексия
Как это ни печально, но концерт подошел к концу. Наши артисты выступили просто замечательно и получили за свое выступление обещанное вознаграждение (объявляются оценки). А жители города Неслово, я думаю, с удовольствием переберутся в нашу страну Слов – Лексику и подружатся со словами, научатся определять их лексическое значение, отличать синонимы от антонимов. Омонимы от многозначных слов. А дома вы выполните интересное задание: составите сказки.
1 ряд – про синонимы
2 ряд – про антонимы
3 ряд – про омонимы.
Наш концерт окончен. Благодарим за внимание!!!
Литература:
- Даутова А. К. Я – Человек (пособие для занятий по духовно-нравственному развитию личности) Алматы «Дәуір». 2000 г.
- Евсеева И. Г. Дидактические игры на уроках русского языка.
http://teacher-evseeva. narod. ru/p5aa1. html
- Рябкова Т. С. . Конспект логопедического досуга по развитию звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада.
http://happy-school. ru/publ/baruzdin_s_kakoe_nad_nami_nebo/11-1-0-2354
Метки: Русский язык