Тире между подлежащим и сказуемым
Тире между подлежащим и сказуемым
Цель урока
:
расширить и закрепить знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым;
отработка навыков развития речи учащихся.
Задачи урока:
формирование навыков практической грамотности учащихся;
закрепление навыков работы с текстом;
формирование речевого этикета учащихся;
формирование нравственных ценностей учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: репродуктивный, проблемный, частично поисковый.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Возрастная категория: 8 класс.
УМК: Русский язык. 8 класс. С. Г. Бархударов, С. Е. Крюков, Л. А. Чешко. М. , « Просвещение»
2003 год;
раздаточный материал с текстом о русском языке.
Ход урока
1. Организационный момент:
– включение в деловой ритм;
– проверка готовности к работе
2. Приветствие:
– создание комфортного рабочего климата;
– формулирование темы, цели, задач учебного занятия.
3. Мотивация учащихся:
– целенаправленное создание заинтересованности;
– обращение к жизненному опыту учащихся.
4. Проверка домашнего задания:
– индивидуальная и коллективная работа, направленная на закрепление знаний об употреблении знаков препинания в русском языке;
– повторение основных случаев использования тире ( Работа по схемам предложений. Приложение №1. )
5. Работа учащихся у доски с предложениями на осмысление нового материала (нахождение и графическое выделение грамматической основы предложений. См. Приложение № 2. )
– работа с учебником ( стр. 70, примечание).
– закрепление изученного ( упр. №155, первая часть).
6. Проверка навыков развития речи ( раздаточный материал):
– чтение и понимание текста: тема и идея текста;
– лексическая работа;
-определить стиль и тип речи;
– закрепить композиционные особенности сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ. (См. Приложение № 3. )
7. Комментарий домашнего задания:
– выучить теоретические сведения параграфа 15;
– в предложениях с тире по раздаточному материалу произвести пунктуационный разбор;
– написать сочинение – рассуждение по образцу.
8. Рефлексия:
– вопросы, позволяющие и ученикам, и учителю осмыслить этапы работы на уроке.
9. Итоги урока:
– соотнесение поставленных в начале урока задач и сформулированной цели с содержанием урока;
– прогнозирование формата следующих занятий;
– благодарность за урок.
Приложение № 1.
Повторение изученного.
– Какие знаки препинания мы изучаем по курсу русского языка?
– В каких случаях мы используем тире?
– Каким пунктуационным ПРАВИЛАМ соответствуют данные схемы:
1. [ О, О, О – ].
2. «П »,-а.
3. [ ] – [ ].
4. [ – – = ].
Приложение № 2.
Работа с предложениями по осмыслению нового материала.
- Слово – полководец человеческой мысли.
- Хороший почерк – это признак вежливости.
- Трижды три – девять.
- Курить – здоровью вредить.
- Долг наш – защищать крепость до последнего дыхания.
Вывод: тире между подлежащим и сказуемым ставится, если они выражены именами существительными в именительном падеже, числительными, инфинитивом, существительным и инфинитивом.
Примечание к параграфу: тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым есть отрицательная частица – не -, сравнительные союзы, вводные слова, наречия, частицы, если подлежащее выражено личным местоимением.
Примеры предложений:
1. Расстояние не помеха для друзей.
2. Людская молва словно морская волна.
3. Иванов, по – моему, хороший врач.
4. Костя теперь студент.
5. Я человек зависимый, семейный. ( Я – гражданин России. Здесь тире указывает на логическое ударение, паузу).
Приложение № 3.
Проверка навыков развития речи.
Прочитайте текст и выполните следующие задания:
1. К сожалению, мы не знаем русский язык, а только им пользуемся.
2. Знать язык – значит проникнуть в его изначальную суть, понять, что именно язык – начало всех начал.
3. Всё чаще мы говорим об экологии среды и природы. 4. Среда, созданная самим человеком, – это его культура. 5. Язык – важнейший компонент культуры, который нуждается в охране и защите.
4. «Это нужная, необходимая работа. Нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утратит и свою собственную психологию, порвёт со своими великими произведениями искусства», – сказал писатель Сергей Залыгин.
5. Отречься от предков – забыть себя.
(В. В. Колесов. Гордый наш язык…)
1. В каком предложении говорится о том, почему каждой нации важно сохранять родной язык?
2. К какому стилю речи относится данный фрагмент текста?
3. К какому типу речи относится этот фрагмент текста?
4. Какова тема текста? (О чём он?)
5. Какую проблему затрагивает Владимир Викторович Колесов?
6. К какому выводу приходит автор текста?
7. Согласны ли вы с позицией автора? Свой ответ объяснить (аргументировать).
8. Обобщив ответы на задания №4 – 7, написать небольшое сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.
9. Образец работы над сочинением.
В. В. Колесов, рассуждая о … , затрагивает проблему …
Автор глубоко убеждён, что русский язык – это … , поэтому очень важно …
Я согласен ( не согласен ) с позицией В. В. Колесова, что …
Доказательством этого является …
Таким образом, …
Метки: Русский язык