Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Работа с текстами краеведческой направленности Идея №29

Работа с текстами краеведческой направленности Идея №29

Текст 1.

Григорий Строганов… Фигура эта чрезвычайно интересная, сочетавшая в себе черты крупнейшего поместника-крепостника и предпринимателя нового типа. В конце 80-х годов XVII века он сосредоточил в своих руках все владения фамилии Строгановых: великопермские, сольвычегодские, устюжские, нижегородские и зауральские. Он превратился в крупнейшего солевара России. Только на Верхней Каме ему принадлежали 162 варницы, которые ежегодно выдавали миллионы пудов соли. Смелый, решительный и целеустремленный Григорий Строганов усиленно развивал торговлю своего дома с Западной Европой, энергично поддерживал преобразования Петра I. Существуют предания, что Петру не удалось бы успешно завершить Северную войну, если бы не денежная поддержка «именитого человека»…

Впрочем, сам «именитый человек» большую часть своей жизни проводил не в столицах, а в своем родовом имении Гордеевка близ Нижнего Новгорода, где, подобно предкам, собирал старинные рукописные книги, коллекционировал иконы и занимался благотворительностью. Лишь в 1703 году Григорий Строганов окончательно перебрался в Москву и значительно чаще, чем прежде, стал бывать в своих многочисленных вотчинах. (М. И. Калинин)

1. Предложите два варианта названия данного текста.

2. Запишите словами числительные, определите их разряд.

3. Выполните морфологический разбор одного из числительных.

4. Выпишите собственные имена существительные.

5. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

Текст 2.

В годы губернаторства К. Ф. Модераха дороги в Пермской губернии сделались одними из лучших в России. «Что за дороги в Пермской губернии! Прелесть! Я не сравню их с самим шоссе: ровны, сухи, гладки, нигде не найти ни одной рытвины… Чуть появилась какая-нибудь неровность, тот час засыпают её гальками, которые в большом количестве насыпаны по обеим сторонам дороги. Я всегда вспоминал пермские дороги, когда мне случалось проезжать по другим местам, где они дурны», – писал в 30-х годах прошлого столетия П. И. Мельников-Печерский. Так что если бы побывал в своё время в наших краях Н. В. Гоголь, то, может быть, и не вырвалось бы у него известное высказывание, что «в России две беды: дураки и дороги». (М. И. Калинин)

1. Назовите способы цитирования, использованные в тексте.

2. Выпишите имя прилагательное в превосходной степени.

3. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд.

4. Выпишите слово с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».

Текст 3.

… Именно из таких карстующихся пород состоят знаменитые Лунежские горы.

Может быть, человеку бывалому их высота кажется просто смешной, подумаешь, какие-то 40 метров над уровнем реки, но тем не менее для нашего края они – явление уникальное. Недаром ведь, начиная с XIX века, эти береговые утесы привлекают взоры ботаников и геологов. Для них Лунежские горы – это настоящая сокровищница. Это своего рода машина времени, на которой можно унестись не то что на тысячелетия, а на десятки миллионов лет назад. Где-то здесь, на этих обрывистых, белокаменных склонах, нашла себе последнее на Земле убежище Кастиллея бледная – растение, сохранившееся с доледниковой поры. Удивительным явлением здесь, среди берёз и елей средней полосы, считается присутствие типично тундрового растения – куропаточной травы, или дриады. Она лишний раз напоминает, что несколько десятков тысяч лет назад тундровые ландшафты были для Прикамья обычными.

Лунежские горы – это «мекка» не только для ботаников, но и для геологов, облазивших их вдоль и поперёк. Они отыскали здесь пещеру протяжённостью 55 метров и так называемый трамплин, геологическое обнажение, типичный слой Пермского периода палеозойской эры. (М. И. Калинин)

1. Определите тему и основную мысль текста.

2. Укажите предложение с вводным словом.

3. Укажите предложение с уточняющим обстоятельством места.

4. Укажите предложение(-ия) с составным именным сказуемым.

Текст 4.

Предание, повествующее о происхождении топонима Добрянка, записанное управляющим Добрянского завода П. И. Сюзёвым от мастерового Ивана Егоровича Шляпкина, было напечатано в «Трудах Пермской ученой архивной комиссии в 1893 г. В нём говорится об атамане разбойников, велевшем на приглянувшемся ему месте на берегу Камы построить дом, а в доме жить посадить девку Марянку (уменьшенное от Маремьяна), чтобы ей тут жить, пиво варить, хлеб и варева всякие стряпать, а их, разбойников, принимать и угощать. Вот дом этот стали называть дом Марянки, после этого и речку стали называть Домрянкою.

В своей статье П. И. Сюзёв приводит ещё две версии происхождения названия поселения. Так как все окрестные речки носят коми-пермяцкие названия (Ошва – медвежья вода, Вильва – новая вода и др. ), Сюзёв выдвигает версию коми-пермяцкого происхождения топонима Домрянка. По его мнению, вполне могло существовать в качестве названия сочетание «дом-рам-ва», что означает «тихая причальная вода» т. е. пристань. Вторая версия связывает название Домрянка с музыкальным инструментом – домрой, известным в этих краях уже в XVII веке. (О. В. Катаева)

1. Определите тему и основную мысль текста.

2. Определите стиль текста.

3. Укажите предложение с вводным словом.

4. Определите, из скольких частей состоит второе предложение.

5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным причины.

Текст 5.

Ходили два пастуха коров пасти, Ванька да Петька. А на горе Чёрт идёт, а навстречу ему Бог.

– Здравствуй, Бог.

– Здорово, Чёрт.

Чёрт-то и говорит:

– Как я устал.

А Бог:

– Я тоже устал.

Сели оба отдохнуть. Тут одна корова у пастухов в яму упала. Пастух-то и говорит:

– Чёрт корову бросил.

Чёрт услышал это и говорит Богу:

– Вот, видишь, вместе сидели, а на меня говорят.

Тут народ прибежал, корову-то и подняли. А пастух и говорит:

– Слава богу. Бог помог корову достать.

– Видишь, – говорит Чёрт, – вместе сидели, а тебя хвалят.

(Сказка, записанная в д. Ефтята Добрянского р-на, от Паршаковой А. А. в 1973 г. )

1. Укажите черты разговорного стиля.

2. Выпишите местоимения, укажите их разряд.

3. Произведите морфологический разбор одного глагола из последнего предложения.

4. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Текст 6.

Город Добрянка является центром Добрянского муниципального района, который расположен в самом центре Пермского края Российской Федерации. Площадь района превышает 5 тыс. кв. км. С юга район примыкает к Перми, с юго-запада и запада граничит с Краснокамским и Ильинским районами, с севера – с Усольским районом, с востока – с Александровским районом, городом Губахой и Чусовским районом.

Город Добрянка окружён лиственными лесами и расположен на берегу Камского водохранилища в 61 км к северу от г. Перми. Транспортное сообщение с краевым центром осуществляется главным образом автомобильным транспортом. Для транспортировки грузов имеются также пристань Добрянка и одноименная железнодорожная станция. (М. И. Калинин)

1. Укажите стиль и тип речи.

2. Постройте схемы предложений с однородными членами предложения.

3. Из последнего предложения выпишите словосочетания, укажите способ связи главного и зависимого слов.

4. Выпишите слова, образованные способом сложения.

Текст 7.

Пика мастерства Добрянские мастеровые-металлурги достигли к концу XIX века, когда продукция одного из крупнейших заводов Урала расходилась по всей России и далеко за её пределами. Именно тогда здесь, помимо выпуска разных сортов железа и стали, начался выпуск изделий для машиностроения и было налажено производство предметов из чугуна, изготовленных методом художественного литья. Возможно, его наивысшим образцом можно считать красу дореволюционной Добрянки металлическую часовню-памятник во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, изготовленную по рисункам управляющего заводом, изобретателя, общественного деятеля и краеведа П. И. Сюзёва и установленную в центре заводского поселения в 1892 году. Она была уничтожена в 30-х, в годы борьбы с религией, и вновь возродилась лишь в 1997-м на городском гербе, а в 2000 году была полностью восстановлена. (М. И Калинин)

1. Укажите стиль и тип речи.

2. Укажите предложение с вводным словом.

3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

4. Выпишите одиночное приложение вместе с определяемым словом.

Текст 8.

Белые ночи.

Запыхавшийся теплоход

Бороздит терпеливо Каму.

Солнце сутками напролёт

В карауле стоит упрямо.

Знала солнце и горячей,

Но скупая дороже ласка…

Белых обморочных ночей

Одурманивающая сказка!

С берегов Берендеев лес

К нам мохнатые тянет руки.

Даже краны Добрянской ГРЭС

Мне о старой твердят разлуке.

И кричит теплоход в ночи:

«Вам лететь в Москву спозаранку!»

…Словно имя сестры звучит

Слово ласковое – «Добрянка».

Позабуду ли Керчев-град –

Плавность барж, катеров мельканье?

И как в запони брёвна спят,

Крокодильими трясь боками?

И уральских красавиц стать,

И спокойную стать Урала?

Соликамская соль, видать,

Мне сегодня в глаза попала…

(Ю. Друнина)

1. Укажите средства выразительности.

2. Укажите диалектные и просторечные слова.

3. Выпишите односоставные предложения, укажите их тип.

Текст 9.

Слово о Добрянке.

Говорят, что на месте Добрянки

Над рекой,

На полянке лесной,

Проживала селянка – Марянка,

Оделяя людей добротой.

О Добрянке твердит спозаранку

Чуть седая

Крутая волна…

Верю, верю,

Что наша Добрянка

От добра

Для добра

Рождена.

Сквозь ненастную сетку рассвета

Пробивается лучик с небес.

Сколько света,

Нам нужного света,

Даст планет и Пермская ГРЭС.

У домов со столичной осанкой

Получил о грядущем ответ.

Я смотрю и смотрю на Добрянку,

На Добрянку,

Дарящую свет.

(Л. Сорокин)

1. Укажите средства выразительности.

2. Выпишите наречия, укажите способ их образования.

3. Выполните морфологический разбор причастий.

4. Выполните фонетический разбор первого слова стихотворения.

Текст 10.

За деревьями серое небо

Отливает слегка голубым,

Пахнет свежезатеянным хлебом

Ко двору наклонившийся дым.

До чего же пейзажик неброский,

Даже не на чем вынежить взгляд.

Только три розоватых полоски,

Где обычно бывает закат.

Но я знаю, что, где бы я ни был,

Буду жить только этим одним:

За деревьями серое небо

Отливает слегка голубым…

(Ю. Калашников)

1. Укажите средства выразительности.

2. Укажите, из скольких частей состоит последнее предложение.

3. Продемонстрируйте примерами разные способы словообразования.

Текст 11.

Точка R .

Давно забыл я смысл начала,

А смысл конца не приобрёл.

Паром от тёмного причала

В ночную темь уже ушёл.

А с Камы дует вольный ветер,

Он задувает сердце мне.

Спасибо друг, за то, что встретил

Меня в родимой стороне.

А я смотрю, прищурив око,

А я стою как неродной.

Пройдусь сейчас я сладким логом,

Как будто я иду домой.

Там дом стоит моей знакомой,

Там кто-то помнит, но не жэдёт.

Там о любви моей районной

Мне всё известно наперёд.

Я налегке. Несётся ветер,

Он задувает сердце мне.

Слетает с месяца и светит

Солома колкая во мгле.

Паром от тёмного причала

Я с лёгким сердцем проводил.

Я всё, мой друг, начну сначала,

Насколько мне достанет сил.

(В. Якушев)

1. Укажите средства выразительности.

2. Определите тип сложных предложений.

3. Выпишите местоимения, укажите их разряд.

Текст 12.

Посёлок Добрянского завода строился и перестраивался по линейному плану с ровными, одинаковых размеров кварталами. В центре посёлка размещались завод и заводской пруд. Рядом с заводами находилось заводоуправление и Рождественско-Богородицкая церковь. В первой половине XIX века дома по одному стояли по углам кварталов. Площадь каждого квартала, разделённая крест-накрест на четыре усадьбы, была занята в своей внутренней части под огородами. Когда с увеличением населения стали строить дома по сторонам улиц между углами кварталов, то про них стали говорить, что они стоят «на огороде». Наиболее ранний тип дома в Добрянке – бревенчатый без обшивки и с высоко поднятым над землёй полом, под которым находился голбец (помещение для продуктов). Иногда дом был «сшитым», т. е. между двумя срубами устраивались сени со входом с улицы. Более поздние постройки снаружи горизонтально обшивались тёсом, пол не был высоко поднят, дома редко были сшитыми и вместо этого строились двухэтажными. (Т. С. Матяшина)

1. Укажите стиль и тип речи.

2. Постройте схемы предложений с однородными членами предложения.

3. Из предпоследнего предложения выпишите словосочетания, укажите способ связи главного и зависимого слов.

4. Выпишите слова, приставочным способом.

Текст 13.

«В апреле 1943 года меня назначили редактором районной газеты. К тому времени мне едва исполнилось двадцать пять, но, хотя в газетном деле не была новичком, хорошо понимала, какой груз ответственности взваливаю на плечи.

Работать приходилось чуть ли не круглые сутки. Глубокой ночью я принимала сводки Информбюро, а затем до утра печатали газету. Хорошо помню, с каким нетерпением ждали каждого её выпуска, чтобы поскорее узнать о событиях на фронтах, прочитать письма от земляков, освобождающих нашу землю от врага. Печатали их регулярно, потому что сама понимала, как это мучительно – ждать. От ушедшего на фронт мужа не было вестей больше года. Как позже выяснилось, Михаил без вести пропал, и мы остались вдвоём с годовалым сыном». (По воспоминаниям Н. И. Марфиной)

1. Определите тему и основную мысль высказывания.

2. Укажите, из скольких частей состоит второе предложение.

3. Укажите тип сложных предложений.

4. Укажите тип односоставных предложений.

Текст 14.

Морозным вечером 17 января 1956 года Добрянка вздрогнула от надрывного прощального гудка демонтированного Добрянского металлургического завода, над территорией которого позднее сомкнутся камские волны. Так, в связи со строительством Камской ГЭС и созданием Камского водохранилища, завершится двухсотлетняя эра добрянских металлургов. И люди, которые ещё не так давно работали с горячим металлом, подадутся к нефтяникам, строителям, на заготовку леса. Именно лес, занимающий добрую половину Добрянского района, даст городу вторую жизнь. В те годы в леспромхозах и лесхозах района работало около двух тысяч человек. А центром обработки древесины было решено сделать Добрянку. (В. Майоров)

1. Определите стиль текста.

2. Укажите тип односоставных предложений.

3. Произведите синтаксический разбор четвёртого предложения.

4. Укажите разряд имён числительных.

Текст 15.

В минувшие выходные на Открытом чемпионате города по футболу отношения между собой выясняли команды из квартета лидеров. В борьбу вступили и юные футболисты, для них организаторы из МУ «Стадион «Добрянка» организовали городское первенство среди школьных команд.

В разборках лидеров, несомненно, самыми веселыми стали матчи с участием «Воскресенья». Отпуская поначалу соперников в счете, футболисты этой команды потом начинали этакий футбольный пасьют – гонку преследования, в которой вплоть до финального свистка было неясно, кто станет победителем. (С. Патраков)

1. Определите стиль текста.

2. Укажите характерные черты данного стиля речи, приведите примеры из текста.

Метки: Русский язык