Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Русский язык
  • Интегрированный урок в 5 классе по теме «Синонимы и их употребление в речи» (с использованием ИКТ)

Интегрированный урок в 5 классе по теме «Синонимы и их употребление в речи» (с использованием ИКТ)

Интегрированный урок в 5 классе по теме «Синонимы и их употребление в речи» (с использованием ИКТ)

Направленность

Русский язык

Количество

20-25

Возраст детей

10-11

Тип

Интегрированный урок

Место проведения

Класс

Задачи

учить находить синонимы в тексте и определять оттенки их лексического значения; уметь видеть в тексте синонимический ряд и составлять самим ряды синонимов; учить определять виды синонимов (языковые(лексические) и контекстуальные); уметь употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения

Результат

повысить интерес к русскому языку, научиться находить синонимы в тексте

Ресурсы

доска, карточки с текстами, жетоны четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый), компьютер, программа PowerPoint.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы). 3. Введение в тему. 1. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка. Слайд 1 Лесная сказка Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… – Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? – И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 1. Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись. ) 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись. ) Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова? Ответ найдете в ребусе. Слайд 2 (синонимы А если точнее Лексические синонимы – это слова, по-разному звучащие, но имеющие близкие или совпадающие значения – запись на доске ( в течение урока на доске записываются опорные слова) Сообщение темы урока и постановка цели (детьми) Слайд 3 В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: Синонимы – это … (примеры . . ) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединенных синонимическими отношениями. Синонимы бывают … и … (примеры) Роль синонимов в речи… Мы поработали с первым текстом, какие предложения можем восстановить? Ответы: синонимы, синонимический ряд – запись на доске – группа слов 2. Словарно-орфографическая работа. Сегодня у нас на уроке еще один гость. Определите его по фонетическому облику [заi’иц]. Слайд 4 Правильно запишите полученное вами слово. Перед вами слова Заяц – зайчик – зайка. Какое еще явление наблюдаете? (однокоренные, чередование). У вас было домашнее задание получить как можно больше информации о слове заяц у учителей разных предметов. Что получилось? Ответы учащихся: Учитель биологии рассказала, что зайцы – Зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Распространены по всему миру, кроме Австралии и отдаленных островов. А еще у зайцев потовые железы находятся на подошвах лап и поэтому их следы пахнут так, что собака может взять след даже через 5-6 часов. У учителя физкультуры мы узнали, что заяц – это спортивный термин. Так говорят о человеке, поддерживающем высокий темп в массовых стартах, например в лёгкой атлетике. Учитель географии рассказал, что есть За́ячий остров, который находится в самом широком месте устья Невы, его длина – 750 метров, ширина – около 400 метров. В библиотеке мы узнали, что зайцем называют человека, который ездит без билета. В Энциклопедическом словаре: Заяц – созвездие Южного полушария. По словарю Символизма: Образ зайца является весьма неоднозначным. С одной стороны, он связан со смертью: в сказках хранит смерть Кощея, приметы советуют уклоняться от встречи с ним, например, легенда о встрече с зайцем А. С. Пушкина. С другой стороны, заяц встречается в свадебных песнях как метафора плодовитости и супружеской любви. На уроках литературы мы сейчас читаем сказки о животных. В некоторых сказках заяц выступает как образец слабости или трусости. Противником зайца выступает волк. А еще Заяц – герой советского мультфильма В. М. Котёночкина «Ну, погоди!». К вашим ответам мне хотелось бы добавить, что еще зайцу установлены памятники в с. Михайловское и Санкт-Петербурге на Заячьем острове. Памятник доблестному зайцу был открыт в Михайловском 25 декабря 2000 года. Пушкин находился в Михайловском в ссылке, и не имел права выезжать из имения без ведома властей. Однако в конце декабря 1825 года он, подчиняясь "внутреннему голосу", самовольно решил поехать в Петербург. Однако, завидев перебежавшего ему дорогу зайца, суеверный поэт поворотил карету. Памятник Зайчику, спасшемуся от наводнения, воздвигнут в Петербурге на Заячем острове Слайд 5 3. Музыкальная пауза Слайд 6 Это произведение Петра Ильича Чайковского «Сентябрь. Охота» из альбома «Времена года». Каков характер музыки? (быстрый, стремительный, скорый, бойкий, резвый, проворный. Будет ли характер музыки соответствовать движениям зайца? 4. Будут ли слова Заяц – зайчик – зайка синонимами? Попробуем ответить на этот вопрос, прочитав отрывок из произведения Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы» Слайд 7 Ответы учащихся. Слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными синонимами. – запись на доске Запишите синонимы к слову заяц: зайка, косой, кролик, русак, беляк, грызун 5. Редактирование текста. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами. Слайд 8 Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок 6. Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы. Тренировка концентрации внимания. Слайд 9 УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь. (У зайки Бубы заболели зубы) – Какие орфограммы можете назвать в данной скороговорке? – Чем похожа скороговорка со стихотворением Некрасова и текстом Мамина-Сибиряка? (эти тексты объединены одной темой. В них говорится о зайцах) Слайд 10 Еще одно задание нам подготовил сегодняшний гость – подобрать синонимы к словам. Проверка. 7. Домашнее задание – разноуровневое. Работа по карточке № 2 (раздается каждому ученику)

Списать текст, вставить пропущенные буквы, устно объяснить условия выбора орфограммы,

расставить знаки препинания. Найти в тексте синонимы и выписать их в тетрадь. Зима. За (?)кном сне… в. . юга. Или м…тел. . ? А может, пурга? Ну не буран же: буран ск…рее в ст. . пи в поле а не в г. . роде, х…тя это слов. . пр…ходит на ум. А х…р…шо бы и(з,с) зимы да в лето, от х…л…да, стужи – к июн(?)ск…му теплу, июл(?)ской жаре, но, конеч(?)но, не к зною.

«3» – текст списать, предварительно его восстановив. «4» – обозначить в тексте известные вам орфограммы и подчеркнуть синонимы «5» – Нарисовать какой-либо предмет или явление и подобрать к нему синонимический ряд. 8. Итог урока. О каком лексическом явлении говорили на уроке? Обобщите по плану, с которым мы уже работали. Слайд 11 9. Рефлексия. Анализ своей деятельности на уроке проводится учащимися по шкале успеха. Ребёнок выбирает жетон с тем цветом, который, по его мнению, соответствует его работе на уроке.

Метки: Русский язык