Урок русского языка с элементами краеведения. (5класс ОВЗ)
Урок русского языка с элементами краеведения. (5класс ОВЗ)
Тема урока: Образование новых слов с помощью суффикса.
Цели урока: Формирование навыков грамотной речи учащихся.
Задачи:
1. Учить при помощи суффикса образовывать новые слова.
2. Развивать устную и письменную речь через анализ текста и пословиц.
3. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к родной природе.
1. Орг. момент. Нацеливание детей на работу. (Активизация на работу, – потирание рук)
2. Повторение о суффиксе. – Давайте вспомним, что такое суффикс? (часть слова)
– Для чего служит? (для образования новых слов). Подберите родственные слова к слову – дерево – (деревья, деревянный, деревце, древесный, дровосек. )
3. Работа со словом – Берёза - Отгадайте загадку: О каком дереве идет речь?
– Русская красавица, Стоит на поляне. В зеленой кофточке. В белом сарафане. ( Береза)
– На полянке девчонки, в белых рубашонках. В зеленых полушалках ( Березы) Слова вывешиваем на доску.
Беседа о березе. Известно, что березы растут во многих странах мира, но, ни в одной из них к этим стройным, белоствольным деревьям не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Повелось это еще со времен глухой старины. Березка мила душе русского человека. О ней слагают песни ( во поле береза стояла ), пишут стихи ( Люблю березку русскую), сказки, загадки. С ней связаны обряды ( В праздник «Троица» наряжают русскую березку – украшают ленточками. ) Береза является символом России, символом расцветающей природы, её красоты. О ней говорят еще так: Она может сделать 4 дела.
1. Мир освещать 2. Крик утешать. 3. Боль исцелять. 4. Чистоту соблюдать.
– А вы обращали внимание, как звучит слово « береза»?
Произнесите его и скажите, сколько в нем букв? Звуков? Слогов?
Игра « Чудо – дерево»
Образуйте новые слова используя суффиксы –к-, -ов-, – оньк -, ( березка, березовый, березонька, подберезовик). Разберем по составу и запишем в тетрадь.
4. Анализ текста и письмо предложений в тетрадь.
Наряд её летний чудесен,
нет деревца сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней. ( В. Рождественский)
Задание: -выразительно прочитайте,– назовите орфограммы (безударную гласную, проверяемые согласные, непроизносимые согласные)
5. Физкультпауза. Изобразить дерево (как растет береза)
6. Связь с природоведением.
– Какую пользу приносит человеку береза? ( Из древесины делают фанеру различных сортов, лыжи, санки, – из бересты – поделки, украшения. )
Туесок, бусы, кузовок, игрушки. (кузовок – корзинка из бересты)
- выделите суффиксы , – какое слово лишнее? ( бусы – нет суффикса)
-Береза живет 80 – 100 лет, иногда дольше. В лесу ее высота достигает 25 метров. А, знаете ли вы, когда плачут березы? Почему? (Одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200литров сока. ) Березку необходимо беречь, не ломать ее веток. Как помочь им? (Раненое дерево надо замазать глиной или пластилином) Из Карельской березы делают мебель, шахматы, бусы, брошки. В Карелии березовые рощи объявлены заказниками.
7. Упражнение по развитию письменной речи. ( карточки)
Я люблю …березу. Это дерево радует человека своей …красотой. Люблю прислушаться к шелесту …листьев красавицы.
Слова для справок: Русскую, восхитительной, кружевных, бархатистых.
– В выделенном предложении показать связь слов между собой (Стрелками).
– Из бересты плели лапти, горшки обвивали берестой, Почки березы использовали в лечебных целях.
8. Работа над пословицами.
1). Человек без друзей, что дерево без корней.
2). Родина – это наш дом, где мы вместе живем.
3). Беречь природу – значит беречь Родину.
4). Чужбина – калина, Родина – малина.
– Как понимаете пословицы? Запишите 2 понравившиеся вам пословицы.
9. Итог урока. – Что новое узнали о березе?– Какие новые суффиксы сегодня услышали?
10. Домашняя работа: Написать несколько предложений на тему «Моя знакомая березка»
Метки: Русский язык