"Путешествие в страну Фразеологию"
"Путешествие в страну Фразеологию"
Направленность | Русский язык | Количество | 25 | Возраст детей | 11-12 лет | |
Тип | Проектная деятельность | Место проведения | Класс, библиотека | |||
Задачи | Решаются многие педагогические задачи: активизируется познавательная, исследовательская деятельность уч-ся, реализуются современные педагогические технологии – развивающая, личностно-ориентированная, компьютерная; осуществляется коллективная мыследеятельность | |||||
Результат | В ходе работы над проектом учащиеся получают навык работы в группах, приобретают опыт поисковой деятельности; конечным результатом становится мультимедийная презентация «Путешествие в страну Фразеологию» (можно посмотреть и скачать на сайте http://kea. ucoz. com ) | |||||
Ресурсы | Для реализации идеи необходимы словари, справочная литература, материалы для иллюстрирования фразеологизмов, компьютер с программой Microsoft Office PowerPoint , мультимедийный проектор для просмотра и коллективного обсуждения презентации. | |||||
Классы, в которых я преподаю русский язык и литературу, многонациональные: в 5Б учатся армяне, русские, украинцы, немцы, татары. Русский язык далеко не у всех родной, поэтому часто требуются особые формы урока, чтобы детям была интересна и понятна та или иная тема. Знакомство ребят с фразеологией как лингвистической наукой показалось целесообразным осуществить в виде проектной работы, результатом которой должна стать мультимедийная презентация. Учитель в данном случае выступает как организатор и куратор деятельности учащихся. 1этап – учитель предлагает ребятам познакомиться с новой наукой о языке в процессе работы над проектом; объясняет суть предстоящей деятельности, вместе с уч-ся определяет цели и задачи проекта. 2 этап – классный коллектив с учётом интересов и психологических особенностей школьников делится на группы: а) первая группа работает в тесном контакте со школьной или городской библиотекой. Ребята, советуясь с учителем и библиотекарем, используя фразеологические словари и справочную литературу, подбирают интересные фразеологизмы, выясняют историю их происхождения, передают материал второй группе; б) вторая группа знакомится с полученным материалом, выбирает понравившиеся фразеологизмы, иллюстрирует их, передаёт материал вместе с иллюстрациями третьей группе; в) третья группа изучает полученные материалы и создаёт мультимедийную презентацию. 3 этап – коллективный просмотр результата проекта в виде презентации, обсуждение, выступления представителей от каждой группы с рассказом о своей части работы в ходе проекта, с интересными моментами, неожиданными находками. Заключительное слово учителя, который подводит итог проведённой работе, вместе с ребятами анализирует проект, выражает одобрение, подчёркивая самостоятельность, исследовательскую направленность деятельности уч-ся. Считаю такую форму учебной деятельности успешной и приемлемой не только для уч-ся 5-ых классов, но и для разновозрастной аудитории. В ходе работы над проектом задействованы все уч-ся, каждая группа занимается не только своей работой: чтобы хорошо выполнить задание, все участники должны внимательно изучить материал. Таким образом, не остаётся пассивных наблюдателей. Ребята учатся работать в группах, в коллективной работе есть место для развития творческой индивидуальности. Готовя выступление, ребята вновь переживают моменты единства в трудовом процессе, составляют коллективное сочинение, выступая теперь в роли журналистов. Каждая группа, выбирая выступающего, обращается к риторике, подготавливает настоящего оратора. Эта идея даёт возможность не только формировать учебные навыки у школьников, но и развивать их творческие способности, активизировать исследовательский потенциал, воспитывать личность. Дополнительная литература указана в презентации к проекту, работа самостоятельная, Интернет не использовался. |
||||||
Метки: Русский язык