Использование раскадровки в работе над изложением
Использование раскадровки в работе над изложением
Направленность | Русский язык. Развитие речи | Количество | неограниченно | Возраст детей | 9-10 лет | |
Тип | Урок развития речи | Место проведения | Класс | |||
Задачи | 1. Привить интерес к созданию собственных текстов на основе авторского. 2. Развитие речи на основе механизма её порождения. 3. Развитие наглядно-словесного мышления. |
|||||
Результат | Если в подготовительной работе над изложением центр тяжести перенести с анализа текстовых структур (абзацы, фразы, слова) на анализ смысла (ситуации, событий, участников и отношений между ними) при помощи приёма раскадровки, то механическое запоминание текста сменится пониманием, что должно выразиться в умении описывать ситуацию своими словами (перифразировать). | |||||
Ресурсы | Чистые листы, простые и цветные карандаши, ручки, черновики | |||||
«Опять изложение!» – с досадой и разочарованием говорят дети, когда учитель в очередной раз сообщает им о предстоящем уроке развития речи. Изложение один из видов письменных творческих работ, призванных развивать связную речь учащихся. В основе изложения лежит воспроизведение содержания высказывания, создание собственного текста на основе данного. При этом для письменного пересказа учащимся предлагается один текст, а итогом урока должны стать собственные тексты детей. Почему дети не любят писать изложения? Как привить интерес к письменным творческим работам? Для достижения этой цели необходимо уменьшить работу над словами и оборотами, которые использует автор. Речь порождается не из слов, а из картинки. При этом происходит перекодирование изобразительного ряда в словесный. «Ребёнок – ранее живописец, чем писатель» (Бархин К. Б. ) Собственный рисунок ребёнка является одним из эффективных средств обучения школьников написанию изложения. «Пока ребёнок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нём рассказывал», писал Л. С. Выготский Рисунок облегчает развитие сложного механизма порождения речи, стимулирует поиск наиболее подходящих для описания каждой конкретной ситуации языковых средств, следовательно развивает «наглядно-словесное» мышление (по Н. И. Жинкину). Методика работы над составлением раскадровки по тексту заключается в следующем. На уроке ученики читают или прослушивают текст. Затем идёт обсуждение, сколько картинок можно нарисовать и какие именно. На отдельных листах бумаги выполняется «сетка», в каждой ячейке которой последовательно помещается соответствующий рисунок – кадр. http://www. proshkolu. ru/user/sapelkina/file/927858/ Проделав такую работу, ученики пересказывают устно исходный текст, пользуясь своей раскадровкой. Работа над текстом как таковая не проводится, поэтому варианты изложений будут заведомо разные. Зато очень тщательно обсуждается, что и как можно нарисовать, благодаря чему содержание запоминается очень хорошо. Письменное изложение выполняется с использованием раскадровки. Для анализа изложений использовались следующие критерии:
Кроме того, работая таким образом над изложением ребёнок получает только положительные эмоции! http://www. proshkolu. ru/user/sapelkina/file/940579/ http://www. proshkolu. ru/user/sapelkina/file/940644/
Использованная литература
|
||||||
Метки: Русский язык