Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование раскадровки в работе над изложением

Использование раскадровки в работе над изложением

Направленность

Русский язык. Развитие речи

Количество

неограниченно

Возраст детей

9-10 лет

Тип

Урок развития речи

Место проведения

Класс

Задачи

1. Привить интерес к созданию собственных текстов на основе авторского.

2. Развитие речи на основе механизма её порождения.

3. Развитие наглядно-словесного мышления.

Результат

Если в подготовительной работе над изложением центр тяжести перенести с анализа текстовых структур (абзацы, фразы, слова) на анализ смысла (ситуации, событий, участников и отношений между ними) при помощи приёма раскадровки, то механическое запоминание текста сменится пониманием, что должно выразиться в умении описывать ситуацию своими словами (перифразировать).

Ресурсы

Чистые листы, простые и цветные карандаши, ручки, черновики

«Опять изложение!» – с досадой и разочарованием говорят дети, когда учитель в очередной раз сообщает им о предстоящем уроке развития речи.

Изложение один из видов письменных творческих работ, призванных развивать связную речь учащихся. В основе изложения лежит воспроизведение содержания высказывания, создание собственного текста на основе данного. При этом для письменного пересказа учащимся предлагается один текст, а итогом урока должны стать собственные тексты детей.

Почему дети не любят писать изложения? Как привить интерес к письменным творческим работам?

Для достижения этой цели необходимо уменьшить работу над словами и оборотами, которые использует автор. Речь порождается не из слов, а из картинки. При этом происходит перекодирование изобразительного ряда в словесный.

«Ребёнок – ранее живописец, чем писатель» (Бархин К. Б. )

Собственный рисунок ребёнка является одним из эффективных средств обучения школьников написанию изложения. «Пока ребёнок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нём рассказывал», писал Л. С. Выготский

Рисунок облегчает развитие сложного механизма порождения речи, стимулирует поиск наиболее подходящих для описания каждой конкретной ситуации языковых средств, следовательно развивает «наглядно-словесное» мышление (по Н. И. Жинкину).

Методика работы над составлением раскадровки по тексту заключается в следующем. На уроке ученики читают или прослушивают текст. Затем идёт обсуждение, сколько картинок можно нарисовать и какие именно. На отдельных листах бумаги выполняется «сетка», в каждой ячейке которой последовательно помещается соответствующий рисунок – кадр. http://www. proshkolu. ru/user/sapelkina/file/927858/

Проделав такую работу, ученики пересказывают устно исходный текст, пользуясь своей раскадровкой. Работа над текстом как таковая не проводится, поэтому варианты изложений будут заведомо разные. Зато очень тщательно обсуждается, что и как можно нарисовать, благодаря чему содержание запоминается очень хорошо.

Письменное изложение выполняется с использованием раскадровки.

Для анализа изложений использовались следующие критерии:

  • Авторские предложения, воспроизведённые дословно (АП)
  • Искажение (И) – искажение смысла текста, в результате которого его понимание или затруднено или изменяется
  • Перифразирование (ПФ) – передача другими словами смысла, заключенного в одном предложении, или в нескольких предложениях, или в части предложения
  • Пропуск (ПР) – отсутствие фразы исходного текста и содержания. Пропуск может быть причиной искажения, но не обязательно.
Использование приёма раскадровки при работе над устными и письменными пересказами способствуют овладению лексическими функциями, а значит, и овладению родным языком. Приём раскадровки позволяет ребёнку создавать свои тексты на основе авторских, не копируя их, и, не запоминая мучительно содержание, слова и выражения, которыми автор его передаёт. К тому же в рисунке ребёнок невольно отображает своё отношение к происходящему и к героям, а затем это отношение переносит в текст. В итоге ученик получает свой собственный текст, описывающий туже ситуацию, что и автор исходного текста, но со своей собственной точкой зрения на происходящее. Таким образом, он получает собственный текст. «Грамотным может быть только человек, который умеет «порождать» тексты» (Кошкаров В. Л. )

Кроме того, работая таким образом над изложением ребёнок получает только положительные эмоции!

http://www. proshkolu. ru/user/sapelkina/file/940579/

http://www. proshkolu. ru/user/sapelkina/file/940644/

Использованная литература

  1. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации/Н. И. Жинкин. -М. : Наука,1982. -160с.
  2. Жинкин Н. И. Язык – речь – творчество/Н. И. Жинкин//Избранные труды. Составление, научная редакция, текстологические примечания, библиографический очерк С. И. Гиндина. -М. : Лабиринт. – 1998. -368с
  3. Кошкаров В. . Обучение коммуникативно-речевым стратегиям в школе/ В. Л. Кошкаров; ГОУВПО «ГКПУ». – Петрозаводск: ГОУВПО «КГПУ», 2005. – 156 с.

Метки: Русский язык