Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

технология встречных усилий

технология встречных усилий

Сжатое изложение с элементами сочинения

(по тексту В. Курапатова «Подушечки»).

Цель: продолжение формирования умений учащихся писать изложение повествовательного текста с разными типовыми фрагментами (рассуждением), отработка коммуникативно-речевых умений и навыков при работе с текстом.

Задачи: передать на письме языковые особенности текста автора; учить понимать и делать выводы из прочитанного.

Оборудование урока: портрет В. Ф. Курапатова, выставка книг писателя.

Методы: словесный, проблемно – сообщающий.

Умения: сжато излагать текст с элементами сочинения, совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Ход урока.

1. Разминка.

Сегодня на уроке вам предстоит написать сжатое изложение с элементами сочинения. Обратимся к словам, помещёнными на доске.

Человеку свойственно ошибаться,

Но ещё важнее это понять.

Фалес, древнегреческий философ.

Ребята, как вы понимаете эти слова? Сегодня мы будем работать по тексту В. Ф. Курапатова «Подушечки» из книги «Белая рубашка».

Владимир Фёдорович Курапатов родился в 1939 году в селе Кузедееве Кемеровской области. Работал на стройке, в шахте. В 1968 году закончил заочное отделение филологического факультета Новокузнецкого пединститута. Печатался в областных газетах, альманахах «Огни Кузбасса» и «Родники», журналах «Сибирские огни», «Волга». В 1976 году вышел в Кемерове первый сборник рассказов «Пожили-поработали», в 1982 году повесть «Имя отчее», в 1986 году сборник рассказов «Белая рубашка».

2. Контрольно-подготовительный этап.

1) Вспомним, как пишется сжатое изложение.

2) Что значит сжатое изложение с элементами сочинения?

3) Какой объём должны занимать ваши рассуждения?

3. Вызов. (Ситуация преодоления трудностей)

1) Чтение текста.

2) Беседа.

– К какому стилю относится данный текст?

– Докажите, что это текст художественного стиля.

– Какова основная мысль текста?

– В каких предложениях она выражена?

– На какие части можно разделить текст?

– Что можно опустить?

– Есть ли слова и выражения, которые показались вам непонятными?

Вам предстоит не только сжато передать содержание текста, но и ответить на вопросы.

1) Происходило ли с вами что-либо подобное тому, о чём говорится в тексте?

2) Какой вывод вы сделали из происшедших событий?

4. Сотворчество.

По ходу чтения черновых вариантов учащиеся помогают друг другу увидеть наиболее удачные синтаксические конструкции, отмечают недочёты, дают языковой комментарий к тексту.

Например, чтение первого абзаца и выделение выразительных глаголов.

Второй абзац. Что из данного фрагмента следует оставить? Укажите определения. С какими существительными они употребляются? Для чего это нужно автору? Какую роль играют определения в тексте? На какой вопрос дан ответ в этом абзаце? Какие слова и сочетания слов нужно, по вашему мнению, сохранить в изложении?

5. Рефлексия. (Осмысление результатов работы).

1)Чтение чернового варианта.

2) Оценка учащимися услышанного.

3)Что получилось?

4) Достигли ли вы поставленной цели?

Обратимся ещё раз к эпиграфу. Как слова эпиграфа связаны с содержанием текста?

Приложение № 1

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Но главным, конечно, на этом пути остаётся урок. Тема, над которой я работаю, формирование коммуникативных компетенций в процессе обучения русскому языку. Это длительный и достаточно сложный процесс, в основу которого положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого ученика.

В своей работе опираюсь на технологию встречных усилий на уроках русского языка, где четко обозначено, ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Учитель, со своей стороны, тоже должен – не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, но и каждый раз, делая «шаг навстречу», обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед. Урок разбивается на 5 условно основных этапов:

1. Разминка.

2. Контрольно-подготовительный.

3. Вызов.

4. Сотворчество.

5. Рефлексия.

На первом этапе ставится цель, создается эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Идет погружение в тему.

На втором этапе происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Особую роль играет форма диалога: ученики обращаются друг к другу или к учителю с какими-либо своими находками, вопросами.

Третий этап – «вызов» заключается в создании ситуации преодоления трудностей. Сознательно ставится задача, решение которой потребует от учащихся определенных усилий. (Составить свои вопросы к тексту; изменить начало или конец текста).

Четвертый этап «Сотворчество». Главное здесь – поддержка активности, интереса в работе (по ходу чтения текста школьники записывают удачные варианты, анализируют, помогают друг другу исправить недочеты).

Пятый этап – «Рефлексия». Основное его содержание – осмысление результатов работы, общая и индивидуальная оценка.

Что дает такая технология встречных усилий?

1. Каждый ученик на уроке не пассивный, а активный участник происходящего.

2. Работа идет одновременно и со всем классом и с каждым учащимся.

3. Просматривается своеобразие и неповторимость каждого ученика.

4. Обеспечивается не механическое усвоение знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся социального опыта.

Данная технология используется при работе с раздаточно – дидактическим материалом по произведениям писателей Кузбасса.

Почему обратилась к текстам писателей Кузбасса?

1. Учащиеся должны знать свой край, гордиться своей малой Родиной.

2. Через познавательные произведения Владимира Курапатова, Геннадия Юрова, Екатерины Дубро, Валентина Махалова, Софрона Тотыша научить понимать смысл жизни, уважительно относиться к делам прошлого и настоящего;

постигать красоту слова, мотивировать свою речевую деятельность.

Приложение № 2

В. Ф. Курапатов «Подушечки»

Мы встречали второй послевоенный Новый год. Я учился в пятом классе. В

школе был утренник. Ученики рассказывали стихи, пели песенки, но самая

приятная, волнующая минута была впереди. И вот наконец она настала. Дед

Мороз принес из учительской эмалированный таз, с горой наполненный

подарочными кульками, а Снегурочка стала называть фамилии. Услышав свою

фамилию, сорвавшись с места, я пролепетал блеклым голосом «спасибо» и

протянул вперед сразу обе руки. Получив свой долгожданный подарок, я

захлебываясь от радости побежал к выходу. На улице открыл кулек. В нем были

бледно-зеленые карамельки – «подушечки». Запах от них исходил до того

соблазнительный, что у меня слегка затуманилась голова. Я осторожно

подхватил одну «подушечку», положил на зуб и раскусил. Потом еще три, у

меня получилось уже нечто: хрум-хрум. Я так увлекся этой необычной игрой,

что не заметил, как подошел к своему дому. Возле ворот сунул руку в кулек, но

там уже ничего не было. В дом я вкатился вместе с густыми клубами холодного

воздуха.

– Вот и сын пришел – обрадовалась мать, – сейчас завтракать будем, мы с отцом

ждали, когда гостинцы нам принесешь.

Голова моя упала на грудь.

– Ты чего сынок ? Где твои конфеты?

Я виновато засопел.

– Или уж сам съел? – сказала мать с обидой и уже открытым укором.

Обида матери вырвалась наружу. И схватив мокрую тряпку, она замахнулась

было на меня, но отец остановил ее:

– Подожди. Сегодня праздник, садись сынок за стол и ешь. Мать напекла твоих

любимых пирожков.

Лицо отца было светлым, улыбчивым, но глаза. . . Синие, острые, они смотрели

насмешливо и ядовито, и я почувствовал себя ничтожным жалким существом.

Во рту стало сухо и так отвратительно горько, как если бы я только, что жевал

не душистые «подушечки», а степную полынь.

. . . Моя дочь покупает иногда «подушечки», – любит – и угощает меня. Я беру

конфету, но не сразу решаюсь ее съесть: раскушу, а вдруг она горькая Как

полынь.

Приложение № 3

Литература.

  1. Коротаева Е. В. Технология встречных усилий на уроках русского языка. / Е. В. Коротаева . Русский язык в школе, 2001 год, №4.

2. Курапатов В. Ф. Белая рубашка/ В. Ф. Курапатов. – Кемерово,1986, с. 75.

3. Дубро Е. Синие сказки. / Е. Дубро-Кемерово, 1989.

4. Махалов В. Откликнись звуку живому. / В. Махалов. -Кемерово, 1988.

5. Тотыш С. Сон тайги. /С. Тотыш, -Кемерово, 1986.

6. Юров Г. Труженица Томь. / Г. Юров. – Кемерово, 1991.

Метки: Русский язык