Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку, направленные на развитие памяти
Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку, направленные на развитие памяти
Предмет (направленность):
русский язык и литература
Возраст детей: 5-9 классы.
Место проведения: кабинет.
Упражнение 1. «Ассоциации»
Задание. Учитель предлагает ученикам несколько слов и помогает зафиксировать все ассоциации, появляющиеся при чтении этих слов.
Например: верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, жажда, песок и т. д.
Далее ученики самостоятельно работают над 2 -3 словами.
Упражнение 2. «Конкретизация абстрактного»
Задание. Ученикам предлагается найти конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из ниже приведенных слов:
Зима Свобода Смерть |
Время Жара Обед |
Бедность Терпение Болезнь |
Упражнение 3. «Найди закономерность»
Задание. Внимательно рассмотрите рисунки (буквы, слова) заполните пустую клетку (таблицу), не нарушая закономерности.
Суффикс | Окончание | ||
Корень | Суффикс | ||
Приставка | Окончание | ||
Приставка | Корень |
Задание дано с опорой на несколько анализаторов. Отличия в заданиях могут заключаться в наличии одного, двух (цвет, размер, значение, термин) и более признаков, по которым происходит установление закономерностей.
Упражнение 4. «Нелогичные ассоциации»
Задание. Учитель дает несколько слов, логически не связанных между собой, и предлагает найти ассоциации, которые бы связывали эти слова.
Книга Цветок Сосиска Мыло
Если не ограничивать учеников в рамках логических ассоциаций, то в результате должна получиться маленькая история.
Упражнение 5. «Особый путь зубрежки»
Задание. Выполните алгоритм действий.
1. Повторите слова или фразы, которые надо запомнить, про себя.
2. Подождите 1 секунду и повторите снова.
3. Подождите 2 секунды и повторите снова.
4. Подождите 4 секунды и повторите снова.
5. Повторите через 10 минут.
6. Повторите через 2 – 3 часа.
Упражнение 6. «Запоминание стихов»
Задание. Любой текст можно представить мысленными образами. Учитель предлагает следующее:
1. Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.
2. Закройте глаза и попробуйте зрительно представить себе содержание строки в уме.
3. Прочитайте вслух следующую строчку и представьте в своем воображении.
4. Прочитайте все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.
5. Если нужно, подправьте образы и последовательность, в которой они возникают.
6. Произнося стихотворение, вслушивайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.
Упражнение 7. «Назови слова»
Задание 1. Назовите как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Т,О,Р,К и т. д. ).
Задание 2. Назовите как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П (И,О, С и т. д. ).
Задание 3. Назовите как можно больше слов, в середине которых есть звук Л (Н, Э, Г, Б и т. д. ).
Метки: Русский язык