Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку, направленные на развитие речи, ч. 3

Предмет (направленность):

русский язык и литература

Возраст детей: 5-9 классы.

Место проведения: кабинет.

 

Упражнение 1.

Задание. Устраните способом замены неоправданные повторы одних и тех же слов.

Рассказывают, что однажды у лесных ягод спор вышел.

– Я вкуснее всех, – сказала рябина.

Калина сказала:

– Ты горькая.

– Слаще меня нет, – говорит малина.

– Сладка, да червива, – говорит калина.

– Я самая душистая, – сказала черемуха.

А калина говорит:

– Вяжут твои ягоды, зубы от них сводит.

– Нет лучше меня, сочнее и нарядней, – говорит костяника.

Калина тут сказала:

– Кисла ты, да еще с косточками.

Обо всех сказала калина: земляника по ней приторна, голубика водяниста, толокнянка мучниста, черника рот чернит.

Рассердились лесные ягоды, говорят:

– А ты чем хороша?

– Я, – сказала калина, – с медом хороша.

Тут говорит из липового дупла мед:

– Я со всеми хорош и безо всех хорош, ты мною не хвастай!

Не согласился, значит, мед в дружбу с калиной войти. А без меда кто ее есть будет, такую преснятину?

 

Для справок: кроме слов сказала, говорит, можно использовать другие, например: заметила, отозвалась, повторила, воскликнула, молвила и др.

 

Упражнение 2.

Задание. Учитель предлагает учащимся выразительно прочитать текст. На подготовку к чтению дается 7 минут.

Мишка

Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом.

Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.

А еще я люблю кильку, сайру, бычки в томате, баклажанную икру, кабачки ломтиками и жареную картошку…

Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, – на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту я вообще люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой – все равно.

Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, и если яблоки очищенные, то люблю съесть сначала яблоко, а уж потом, на закуску, – кожуру!

 

Упражнение 3.

Задание. Внимательно прослушайте текст. Перескажите близко к тексту, чем любит заниматься Дениска.

Задание дано с опорой на несколько анализаторов. Коррекционное упражнение направлено на развитие памяти и речи.

 

Дениска

Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, то не надо. Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. И люблю в выходной день утром залезать к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней и купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем ее кормить, и какая она будет потешная и умная, и как она будет воровать сахар, а я буду за ней сам вытирать лужицы, и она будет ходить за мной, как верный пес. Я люблю также смотреть телевизор; все равно, что показывают, пусть даже одни таблицы.

Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно я люблю петь и всегда пою очень громко.

Ужасно люблю рассказы про красных кавалеристов, и чтобы они всегда побеждали.

Люблю стоять перед зеркалом и гримасничать, как будто я Петрушка из кукольного театра. Шпроты я тоже люблю. . .

 

Упражнение 4.

Задание. Внимательно прослушайте текст поэмы А. С. Пушкина. Какие эпитеты употребляются в тексте при обращении к месяцу?

1. Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». – «Братец мой,
Отвечает месяц ясный, –
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала».

 

Упражнение 5.

Задание 1. Внимательно прослушайте текст. Кратко расскажите о том, как Демосфен, приложив много усилий, исполнил свою мечту – стал великим оратором.

 

Задание 2. Внимательно прослушайте текст. Подробно расскажите о том, как Демосфен, приложив много усилий, исполнил свою мечту – стал великим оратором.

 

Задание можно выполнять как устно, так и письменно. Задание дано с опорой на несколько анализаторов. Коррекционное упражнение направлено на развитие памяти и речи.

 

Текст

Избалованные афиняне были чрезвычайно требовательны к устному изложению речей.

От оратора требовали правильного и изящного выговора, полноты голоса, благозвучия и ритма.

Сначала у Демосфена был слабый голос и короткое дыхание, поэтому посреди речи он часто останавливался, кроме того, он подергивал одним плечом. С раннего детства он был косноязычным, не мог выговаривать многие согласные звуки, особенно «р». Произносил слова с ошибочным ударением.

Демосфен сильно заикался, особенно когда волновался, и поэтому часто разрывал не только предложения, но и слова. Этот недостаток не позволял ему говорить свободно, плавно, и поэтому он много времени уделял заучиванию наизусть целых кусков будущего выступления. Но и такая подготовка мало чем помогала Демосфену.

Все эти недостатки могли заставить испугаться и упасть духом юношу с меньшей силой воли. Но Демосфен приложил немало старание, чтобы превозмочь обидевшую его природу.

Чтобы придать своему языку подвижность и гибкость, а звуку – отчетливость и ясность, он набирал в рот черепки и камешки и с ними пробовал говорить громко и выразительно. Чтобы усилить голос и дыхание, он взбегал на крутые склоны, на одном выдохе произносил стихи и речи. Современники часто видели его на берегу моря, где он голосом стремился перекрыть шум и плеск волн, которые напоминали ему гул толпы на площади.

В своем доме, в подвале, он устроил комнату, в которой оставался днями и ночами, месяцами не выходя на воздух. И чтобы ничто не отвлекало его, Демосфен выбривал себе половину головы.

Он устроил в подземелье зеркало в человеческий рост и перед ним выполнял упражнения. С потолка свисал огромный меч, и, если ритор забывался и начинал дергать плечом, появлялись долго не заживающие раны.

Многое здесь, возможно, вымышлено и преувеличено. Но достоверно одно: Демосфен, приложив много усилий, исполнил свою мечту – стал великим оратором.

Метки: Русский язык