Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Разработка урока на тему "Суффикс как часть слова"

Разработка урока на тему "Суффикс как часть слова"

Предмет (направленность):

коррекционное образование

Возраст детей: 6 класс

Место проведения: класс

Учебный предмет: письмо и развитие речи

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование представления о суффиксе как словообразующей части слова

Задачи

Дидактические:

актуализация имеющихся у учащихся знаний о составе слова;

формирование представления о суффиксах, придающих слову значение «маленький», «огромный», а также суффиксах, указывающих на профессию, род занятий человека.

Развивающие:

развитие навыка обозначения суффикса в слове;

развитие речевой деятельности, мыслительных операций;

расширение активного словаря.

Коррекционные:

коррекция артикуляции;

развитие слухового восприятия, тактильной чувствительности.

Воспитательная:

воспитание учебной мотивации.

Методобеспечение урока

ноутбук; медиапроектор;

салфетки для вытирания губ, пальцев;

ящик с кроликами (взрослым и крольчонком);

«волшебная» палочка;

корзины с овощами, фруктами;

пластиковые контейнеры для пищевых продуктов с помещенными туда

апельсином, бананом, свежей рыбой;

муляжи грибов;

коробочка с гвоздями;

кожаный сапог;

молоток;

резиновые сапоги;

удочка;

Музыкальное сопровождение:

детская песня «Урожай»;

«Звуки природы» (пение птиц, журчание ручья);

мелодия песни «Приходи, сказка».

План урока

Приветствие. Организация класса для работы – 0,5 мин.

Речевая и пальчиковая гимнастика – 2,5 мин.

Актуализация опорных знаний и представлений учащихся -4 мин.

Эмоциональный настрой на восприятие нового материала – 3 мин.

Постановка цели урока – 1 мин.

Изучение нового материала –25 мин.

Подведение итогов урока 2 мин.

Задание на дом -2 мин.

Ход урока

I. Приветствие. Организация класса для работы

Приветствие учащихся под музыку (слайд 2).

II. Речевая и пальчиковая гимнастика

1. Тихий ветерок

На ладонь положить маленький листочек, вырезанный из желтой бумаги. Воздух набирать через нос, плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным. Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (их можно придерживать руками). Выдыхать струю воздуха на листочек так, чтоб тот не слетел с ладошки. Упражнение выполняется 4 раза.

2. Листопад

Техника выполнения упражнения та же, что и при выполнении предыдущего, но

при выдохе, ученик должен силой выдоха сдуть листок на парту. Упражнение

выполняется 4 раза.

3. Вкусное варенье.

Регулярное выполнение упражнения способствует выработке движения широкой передней части языка вверх, что необходимо при артикуляции звука [ч].

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Упражнение выполняется 4 раза.

4. Чистоговорка

У паука-паучка

Паутиночка тонка.

5. а) Самомассаж ладоней с помощью шариковой ручки с ребристыми гранями.

б) Вращения кистями.

в) Поочередное симметричное поднимание пальцев рук, начиная от мизинцев, из положения «руки в замке».

Актуализация опорных знаний и представлений учащихся

1. Минутка чистописания

Запись учащимися числа в рабочих тетрадях.

Письмо прописной и строчной буквы Ч ч в тетрадях (образцы в рабочих тетрадях и на слайде 5)

Повторение состава слова

а) Составление слова из данных частей (приставки, корня, окончания)

Слайд 7.

Учитель:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Давайте и мы сейчас попробуем сделать слово из частей, которые вы видите на экране (слайд 8).

Дети образовывают слово «ходы», учитель предлагает удостовериться в правильности ответа, посмотрев на экран, где с помощью эффекта всплывающих и перемещающихся кадров, образуется слово «ходы».

Далее на экране обозначается новое задание:

«Образуйте новое слово с помощью приставки пере

Дети называют слово «переходы». Приставка на экране по щелчку «подплывает» к корню, образуя слово «переходы».

Учитедь:

С помощью какой части слова образуются новые слова? (слайд 9)

б) Опрос учащихся

Слайд 10.

-Назовите изученные нами части слова по порядку их следования в слове.

На экране по мере ответов появляются надписи: приставка, корень, окончание .

III. Эмоциональный настрой на восприятие нового материала

1. Наблюдение за образованием слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Слайд 12.

Звучит музыка (вступление к песне «Приходи, сказка». ).

Учитель:

А сейчас минутка волшебства. Мы покажем вам небольшой фокус.

(Помощник выносит ящик, закрытый платком. )

Внимание! Кто в этом ящике?

(учитель достаёт большого живого кролика)

Дети:

Кролик!

(Кролик убирается на место, ящик прикрывается платком)

Учитель:

-У меня в руках палочка, мне её подарил волшебник из страны Суффиксов. Она может творить чудеса. (на конце палочки наклеено печатное изображение суффикса -онок-)

-Притрагиваемся волшебной палочкой к клетке. Что же произойдет?

(из ящика вынимается маленький крольчонок).

Был кролик, а стал …

Дети:

Крольчонок.

Учитель:

– Произнесём это слово все вместе: кроль-чо-нок.

Чем этот кролик отличается от первого?

Дети:

Это маленький крольчонок, а первый – большой кролик.

Учитель:

-Что же произошло? Посмотрите внимательно на волшебную палочку. Что на ней написано? Большого кролика в маленького превратил суффикс -онок– (слайд 13). Посмотрите на экран, вот как получилось слово «крольчонок». (С помощью всплывающих кадров показано образование нового слова с помощью суффикса, суффикс обозначается «крышечкой». Чтобы сразу с первых минут не запутать детей (при словообразовании наблюдается «беглость» гласной И и чередование к//ч. ), слово кролик заменено изображением.

Как получилось слово «крольчонок»?

2. Определение с помощью слухового анализатора животного по издаваемому им крику

Учитель (о показанных кроликах):

-Это были гости с нашего хозяйственного двора. Но не все смогли попасть к вам на урок.

Одно из наших домашних животных передает вам звуковой привет (включается запись блеяния козы)

Слайд 14

-Узнали, кто это?

-Как называют детеныша козы?

-Чем отличается слово КОЗЛЕНОК от слова КОЗА?

V. Постановка цели урока

Учитель:

-Итак, сегодняшнее наше занятие будет посвящено суффиксам.

Слайд 16

(На экране: «Тема урока: суффикс как часть слова»)

-В 5 классе мы уже знакомились с этой частью слова. Сегодня мы вспомним, что такое суффикс, узнаем, какие слова могут образовываться с помощью суффиксов, вспомним, как обозначается суффикс, какое место занимает в слове.

VI. Изучение нового материала

1. Хоровое проговаривание слова «СУФФИКС» со зрительной опорой (слайд 17).

2. Фронтальная беседа

Вспомните, как обозначается суффикс.

(после ответа появляется знак, обозначающий суффикс)

-После какой части слова стоит суффикс?

(на экране появляется дуга и «крышечка»)

Где стоит суффикс: справа или слева от корня?

Беседа о сезонных изменениях в природе, труде людей осенью

Слайд 18

Учитель:

-Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Слайд 19

Какие изменения происходят в природе осенью?

– Какую работу выполняют люди осенью?

Демонстрация овощей и фруктов, называние их учениками

Слайд 20

Учитель под музыку выносит большую корзину:

В саду и огороде мы собрали хороший урожай.

-Что лежит у меня в этой корзине?

Каждому ученику предлагается взять что-либо из корзины, правильно произнести название фрукта или овоща. Затем овощи и фрукты кладутся на место, корзина убирается за стол учителя.

5. Запись названий некоторых овощей

Работа в тетрадях и на доске

Слайд 21

Учитель:

Запишем некоторые названия овощей в столбик.

На слайде появляются слова:

Помидор

Огурец

Перец

Один ученик записывает эти слова на доске.

6. Игра «Узнай на ощупь»

Образование новых слов с помощью суффиксов –чик-, -ик-

Учитель:

Я снова беру волшебную палочку из страны Суффиксов. Притронусь ею к корзине с овощами и фруктами.

(Достает из-под платка маленькую корзинку)

-Была корзина, а стала(снимает платок, но содержимое не показывает)

Дети:

Корзинка.

Учитель (закрывает корзинку):

-Что же стало с нашими овощами и фруктами? Поиграем в игру «Узнай на ощупь»

Дети на ощупь определяют, что лежит в корзинке, говорят, что большой овощ (фрукт) превратился в маленький. Называют «перчик», «огурчик» и т. п.

7. Игра «Узнай по запаху»

Учитель предлагает определить по запаху название фруктов, лежащих в 2 пластиковых контейнерах. Каждому подносится контейнер со слегка приоткрытой крышкой. Дети свои версии высказывают только после того, как учитель обошел всех. Ученикам предлагается ласково назвать апельсин и банан, которые они узнали по запаху.

8. Образование слов с помощью суффиксов –чик-,-ик-

Работа в тетрадях и на доске

Учитель:

Как же получились эти новые слова?

Помогли их образовать суффиксы: к, ик, чик (вывешивает карточку с этими суффиксами на доске)

Далее один ученик у доски образовывает и записывает слова «помидорчик», «огурчик», «перчик» от записанных ранее слов.

Слайд 22

На экране с помощью исчезающих и всплывающих кадров показаны способы образования новых слов с уменьшительно-ласкательным значением.

9. Формулировка вывода:

(Слайд 23)

– Онок-, -чик-, -ик– -к–

суффиксы, помогающие сделать предмет маленьким, выразить к нему ласковое отношение.

10 Просмотр короткого видеосюжета «Кот-рыболов»

Слайд 24

11. Составление предложения по видеосюжету с использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Слайд 25

По мере ответов учащихся на экране появляются предложения:

Кот ловит рыбу.

Котик ловит рыбку

12. Лексическая работа

Учитель:

Подберите слово, характеризующее действия кота. Какое слово употребляют, когда хотят сказать, что какая-то работа очень хорошо получается? Как кот ловит рыбу?

Дети называют разные наречия.

Слайд 26

На экране появляется запись:

Л о´в к о -

искусно, умело.

Дети хором читают слово «ловко».

Далее учитель предлагает составить по видеосюжету предложение с использованием слова «ловко», слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

13. Запись составленного предложения.

Работа на доске и в тетрадях

Один ученик самостоятельно записывает предложение «Котик ловко ловит рыбку» на доске, остальные – в тетрадях. Уменьшительно-ласкательные суффиксы выделяются (слайд 27).

14. Физминутка для глаз

Слайд 28

Физминутка проходит под запись «Звуки природы». На экране изображение лесного водопада с анимационным эффектом спадания воды.

Небо высоко,

Трава низко,

Птицы высоко,

Рыбы низко,

Лес далеко,

Свой нос близко,

Справа речка,

Слева пруд…

Наши глазки отдохнут.

(Глаза медленно двигаются вверх, вниз и т. д. )

15. Знакомство с суффиксом –ищ-

Слайд 29

Учитель:

Образуйте однокоренные слова от слова «кот» с помощью данных суффиксов (по мере ответов учащихся появляются слова «котик», «котище»)

-Чем различаются слова «котик»-«котище»?

Запишите слово с суффиксом -ищ– . Обозначьте данный суффикс.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Слайд 30

– Какое значение придает слову суффикс –ищ-?

На экране: «Суффикс -ищ– придаёт предмету

значение «огромный».

Учитель вывешивает карточку с изображением суффикса –ИЩ– на доске.

16. Знакомство с суффиксами, указывающими на профессию, род занятий человека.

«Живые картины»

Учитель:

С помощью суффиксов образуются слова, называющие род занятий человека, профессию

Показывает грибы в корзинке.

Что это?

Дети:

Гриб и грибочек (грибок).

В классе появляется ученик с палкой и корзинкой в руке, в панаме, подготовленный за несколько минут до этого

Учитель:

А это кто?

Дети:

Грибник.

Учитель:

– Посмотрим, как образовалось слово «грибник» и запишем его в тетрадях.

Слайд 31

На экране с помощью всплывающих кадров показывается образование слова «грибник». Выделяется и называется суффикс –ник-.

Учитель встряхивает коробку с гвоздями, предлагает определить по звуку, что в коробке.

К доске из другой комнаты выходит ученик в фартуке, с молотком и сапогом в руках. Сапог надевается на специальное приспособление кверху подошвой, ученик достает гвоздь из кармана, делает вид, что ремонтирует сапог.

Учитель:

Назовите профессию этого человека.

Дети:

-Сапожник.

Учитель:

Какой суффикс помог превратить слово «сапог» в слово «сапожник»?

Дети наблюдают за образованием слова «сапожник», записывают слово в тетрадях.

Учитель достает пластиковый контейнер с живой рыбой и предлагает определить по запаху, что внутри.

В классе появляется ученик в «болотниках», кепке, с удочкой в руке. Делает вид, что ловит рыбу.

Учитель:

Кто этот человек?

Дети:

Рыбак.

Дети наблюдают за образованием слова «рыбак» (слайд 32).

Формулировка вывода:

– Суффиксы –ник-,-ак– обозначают профессию человека, род занятий человека (слайд 33).

VII. Подведение итогов урока

Слайд 34

– Завершите предложения

Сегодня на уроке мы изучали…

Суффикс – это часть … .

Суффикс стоит после … , служит для образования новых … (слайд 35)

Слайд 36

-С какими суффиксами познакомились на уроке? Назовите их

VIII. Задание на дом

Слайд 37

Cтр. 48, упр. 63 (образование однокоренных слов с помощью данных суффиксов).

IX. Завершение урока

Слайд 38

Учитель:

– Я благодарю всех за прекрасную работу. Все сегодня заслужили хорошие оценки

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта. – Москва: Просвещение, 2011.

2. Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. –Москва: Детская литература, 1999.

3. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – Москва: Просвещение, 1988.

4. Якубовская Э. В. , Галунчикова Н. Г. Русский язык. 6 класс: учебник для спец. (корр. ) образовательных учреждений VIII вида. -Москва: Просвещение, 2010.

5. Якубовская Э. В. , Комарова С. В. Ступеньки к грамоте. Учебно-наглядное пособие для подготовительного класса спец. (корр. ) образоват. учреждений VIII вида. – Москва: Просвещение, 2004

Метки: Русский язык