Разработка урока на тему "Суффикс как часть слова"
Разработка урока на тему "Суффикс как часть слова"
Предмет (направленность):
коррекционное образование
Возраст детей: 6 класс
Место проведения: класс
Учебный предмет: письмо и развитие речи
Тип урока: комбинированный
Цель: формирование представления о суффиксе как словообразующей части слова
Задачи
Дидактические:
актуализация имеющихся у учащихся знаний о составе слова;
формирование представления о суффиксах, придающих слову значение «маленький», «огромный», а также суффиксах, указывающих на профессию, род занятий человека.
Развивающие:
развитие навыка обозначения суффикса в слове;
развитие речевой деятельности, мыслительных операций;
расширение активного словаря.
Коррекционные:
коррекция артикуляции;
развитие слухового восприятия, тактильной чувствительности.
Воспитательная:
воспитание учебной мотивации.
Методобеспечение урока
ноутбук; медиапроектор;
салфетки для вытирания губ, пальцев;
ящик с кроликами (взрослым и крольчонком);
«волшебная» палочка;
корзины с овощами, фруктами;
пластиковые контейнеры для пищевых продуктов с помещенными туда
апельсином, бананом, свежей рыбой;
муляжи грибов;
коробочка с гвоздями;
кожаный сапог;
молоток;
резиновые сапоги;
удочка;
Музыкальное сопровождение:
детская песня «Урожай»;
«Звуки природы» (пение птиц, журчание ручья);
мелодия песни «Приходи, сказка».
План урока
Приветствие. Организация класса для работы – 0,5 мин.
Речевая и пальчиковая гимнастика – 2,5 мин.
Актуализация опорных знаний и представлений учащихся -4 мин.
Эмоциональный настрой на восприятие нового материала – 3 мин.
Постановка цели урока – 1 мин.
Изучение нового материала –25 мин.
Подведение итогов урока 2 мин.
Задание на дом -2 мин.
Ход урока
I. Приветствие. Организация класса для работы
Приветствие учащихся под музыку (слайд 2).
II. Речевая и пальчиковая гимнастика
1. Тихий ветерок
На ладонь положить маленький листочек, вырезанный из желтой бумаги. Воздух набирать через нос, плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным. Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (их можно придерживать руками). Выдыхать струю воздуха на листочек так, чтоб тот не слетел с ладошки. Упражнение выполняется 4 раза.
2. Листопад
Техника выполнения упражнения та же, что и при выполнении предыдущего, но
при выдохе, ученик должен силой выдоха сдуть листок на парту. Упражнение
выполняется 4 раза.
3. Вкусное варенье.
Регулярное выполнение упражнения способствует выработке движения широкой передней части языка вверх, что необходимо при артикуляции звука [ч].
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Упражнение выполняется 4 раза.
4. Чистоговорка
У паука-паучка
Паутиночка тонка.
5. а) Самомассаж ладоней с помощью шариковой ручки с ребристыми гранями.
б) Вращения кистями.
в) Поочередное симметричное поднимание пальцев рук, начиная от мизинцев, из положения «руки в замке».
Актуализация опорных знаний и представлений учащихся
1. Минутка чистописания
Запись учащимися числа в рабочих тетрадях.
Письмо прописной и строчной буквы Ч ч в тетрадях (образцы в рабочих тетрадях и на слайде 5)
Повторение состава слова
а) Составление слова из данных частей (приставки, корня, окончания)
Слайд 7.
Учитель:
– Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Давайте и мы сейчас попробуем сделать слово из частей, которые вы видите на экране (слайд 8).
Дети образовывают слово «ходы», учитель предлагает удостовериться в правильности ответа, посмотрев на экран, где с помощью эффекта всплывающих и перемещающихся кадров, образуется слово «ходы».
Далее на экране обозначается новое задание:
«Образуйте новое слово с помощью приставки пере-»
Дети называют слово «переходы». Приставка на экране по щелчку «подплывает» к корню, образуя слово «переходы».
Учитедь:
– С помощью какой части слова образуются новые слова? (слайд 9)
б) Опрос учащихся
Слайд 10.
-Назовите изученные нами части слова по порядку их следования в слове.
На экране по мере ответов появляются надписи: приставка, корень, окончание .
III. Эмоциональный настрой на восприятие нового материала
1. Наблюдение за образованием слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Слайд 12.
Звучит музыка (вступление к песне «Приходи, сказка». ).
Учитель:
– А сейчас минутка волшебства. Мы покажем вам небольшой фокус.
(Помощник выносит ящик, закрытый платком. )
– Внимание! Кто в этом ящике?
(учитель достаёт большого живого кролика)
Дети:
– Кролик!
(Кролик убирается на место, ящик прикрывается платком)
Учитель:
-У меня в руках палочка, мне её подарил волшебник из страны Суффиксов. Она может творить чудеса. (на конце палочки наклеено печатное изображение суффикса -онок-)
-Притрагиваемся волшебной палочкой к клетке. Что же произойдет?
(из ящика вынимается маленький крольчонок).
– Был кролик, а стал …
Дети:
– Крольчонок.
Учитель:
– Произнесём это слово все вместе: кроль-чо-нок.
Чем этот кролик отличается от первого?
Дети:
Это маленький крольчонок, а первый – большой кролик.
Учитель:
-Что же произошло? Посмотрите внимательно на волшебную палочку. Что на ней написано? Большого кролика в маленького превратил суффикс -онок– (слайд 13). Посмотрите на экран, вот как получилось слово «крольчонок». (С помощью всплывающих кадров показано образование нового слова с помощью суффикса, суффикс обозначается «крышечкой». Чтобы сразу с первых минут не запутать детей (при словообразовании наблюдается «беглость» гласной И и чередование к//ч. ), слово кролик заменено изображением.
– Как получилось слово «крольчонок»?
2. Определение с помощью слухового анализатора животного по издаваемому им крику
Учитель (о показанных кроликах):
-Это были гости с нашего хозяйственного двора. Но не все смогли попасть к вам на урок.
Одно из наших домашних животных передает вам звуковой привет (включается запись блеяния козы)
Слайд 14
-Узнали, кто это?
-Как называют детеныша козы?
-Чем отличается слово КОЗЛЕНОК от слова КОЗА?
V. Постановка цели урока
Учитель:
-Итак, сегодняшнее наше занятие будет посвящено суффиксам.
Слайд 16
(На экране: «Тема урока: суффикс как часть слова»)
-В 5 классе мы уже знакомились с этой частью слова. Сегодня мы вспомним, что такое суффикс, узнаем, какие слова могут образовываться с помощью суффиксов, вспомним, как обозначается суффикс, какое место занимает в слове.
VI. Изучение нового материала
1. Хоровое проговаривание слова «СУФФИКС» со зрительной опорой (слайд 17).
2. Фронтальная беседа
– Вспомните, как обозначается суффикс.
(после ответа появляется знак, обозначающий суффикс)
-После какой части слова стоит суффикс?
(на экране появляется дуга и «крышечка»)
– Где стоит суффикс: справа или слева от корня?
Беседа о сезонных изменениях в природе, труде людей осенью
Слайд 18
Учитель:
-Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Слайд 19
– Какие изменения происходят в природе осенью?
– Какую работу выполняют люди осенью?
Демонстрация овощей и фруктов, называние их учениками
Слайд 20
Учитель под музыку выносит большую корзину:
– В саду и огороде мы собрали хороший урожай.
-Что лежит у меня в этой корзине?
Каждому ученику предлагается взять что-либо из корзины, правильно произнести название фрукта или овоща. Затем овощи и фрукты кладутся на место, корзина убирается за стол учителя.
5. Запись названий некоторых овощей
Работа в тетрадях и на доске
Слайд 21
Учитель:
– Запишем некоторые названия овощей в столбик.
На слайде появляются слова:
Помидор
Огурец
Перец
Один ученик записывает эти слова на доске.
6. Игра «Узнай на ощупь»
Образование новых слов с помощью суффиксов –чик-, -ик-
Учитель:
– Я снова беру волшебную палочку из страны Суффиксов. Притронусь ею к корзине с овощами и фруктами.
(Достает из-под платка маленькую корзинку)
-Была корзина, а стала…(снимает платок, но содержимое не показывает)
Дети:
– Корзинка.
Учитель (закрывает корзинку):
-Что же стало с нашими овощами и фруктами? Поиграем в игру «Узнай на ощупь»
Дети на ощупь определяют, что лежит в корзинке, говорят, что большой овощ (фрукт) превратился в маленький. Называют «перчик», «огурчик» и т. п.
7. Игра «Узнай по запаху»
Учитель предлагает определить по запаху название фруктов, лежащих в 2 пластиковых контейнерах. Каждому подносится контейнер со слегка приоткрытой крышкой. Дети свои версии высказывают только после того, как учитель обошел всех. Ученикам предлагается ласково назвать апельсин и банан, которые они узнали по запаху.
8. Образование слов с помощью суффиксов –чик-,-ик-
Работа в тетрадях и на доске
Учитель:
– Как же получились эти новые слова?
Помогли их образовать суффиксы: к, ик, чик (вывешивает карточку с этими суффиксами на доске)
Далее один ученик у доски образовывает и записывает слова «помидорчик», «огурчик», «перчик» от записанных ранее слов.
Слайд 22
На экране с помощью исчезающих и всплывающих кадров показаны способы образования новых слов с уменьшительно-ласкательным значением.
9. Формулировка вывода:
(Слайд 23)
– Онок-, -чик-, -ик– -к–
суффиксы, помогающие сделать предмет маленьким, выразить к нему ласковое отношение.
10 Просмотр короткого видеосюжета «Кот-рыболов»
Слайд 24
11. Составление предложения по видеосюжету с использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Слайд 25
По мере ответов учащихся на экране появляются предложения:
Кот ловит рыбу.
Котик ловит рыбку
12. Лексическая работа
Учитель:
– Подберите слово, характеризующее действия кота. Какое слово употребляют, когда хотят сказать, что какая-то работа очень хорошо получается? Как кот ловит рыбу?
Дети называют разные наречия.
Слайд 26
На экране появляется запись:
Л о´в к о -
искусно, умело.
Дети хором читают слово «ловко».
Далее учитель предлагает составить по видеосюжету предложение с использованием слова «ловко», слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
13. Запись составленного предложения.
Работа на доске и в тетрадях
Один ученик самостоятельно записывает предложение «Котик ловко ловит рыбку» на доске, остальные – в тетрадях. Уменьшительно-ласкательные суффиксы выделяются (слайд 27).
14. Физминутка для глаз
Слайд 28
Физминутка проходит под запись «Звуки природы». На экране изображение лесного водопада с анимационным эффектом спадания воды.
Небо высоко,
Трава низко,
Птицы высоко,
Рыбы низко,
Лес далеко,
Свой нос близко,
Справа речка,
Слева пруд…
Наши глазки отдохнут.
(Глаза медленно двигаются вверх, вниз и т. д. )
15. Знакомство с суффиксом –ищ-
Слайд 29
Учитель:
– Образуйте однокоренные слова от слова «кот» с помощью данных суффиксов (по мере ответов учащихся появляются слова «котик», «котище»)
-Чем различаются слова «котик»-«котище»?
– Запишите слово с суффиксом -ищ– . Обозначьте данный суффикс.
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Слайд 30
– Какое значение придает слову суффикс –ищ-?
На экране: «Суффикс -ищ– придаёт предмету
значение «огромный».
Учитель вывешивает карточку с изображением суффикса –ИЩ– на доске.
16. Знакомство с суффиксами, указывающими на профессию, род занятий человека.
«Живые картины»
Учитель:
С помощью суффиксов образуются слова, называющие род занятий человека, профессию
Показывает грибы в корзинке.
– Что это?
Дети:
– Гриб и грибочек (грибок).
В классе появляется ученик с палкой и корзинкой в руке, в панаме, подготовленный за несколько минут до этого
Учитель:
– А это кто?
Дети:
– Грибник.
Учитель:
– Посмотрим, как образовалось слово «грибник» и запишем его в тетрадях.
Слайд 31
На экране с помощью всплывающих кадров показывается образование слова «грибник». Выделяется и называется суффикс –ник-.
Учитель встряхивает коробку с гвоздями, предлагает определить по звуку, что в коробке.
К доске из другой комнаты выходит ученик в фартуке, с молотком и сапогом в руках. Сапог надевается на специальное приспособление кверху подошвой, ученик достает гвоздь из кармана, делает вид, что ремонтирует сапог.
Учитель:
– Назовите профессию этого человека.
Дети:
-Сапожник.
Учитель:
– Какой суффикс помог превратить слово «сапог» в слово «сапожник»?
Дети наблюдают за образованием слова «сапожник», записывают слово в тетрадях.
Учитель достает пластиковый контейнер с живой рыбой и предлагает определить по запаху, что внутри.
В классе появляется ученик в «болотниках», кепке, с удочкой в руке. Делает вид, что ловит рыбу.
Учитель:
– Кто этот человек?
Дети:
– Рыбак.
Дети наблюдают за образованием слова «рыбак» (слайд 32).
Формулировка вывода:
– Суффиксы –ник-,-ак– обозначают профессию человека, род занятий человека (слайд 33).
VII. Подведение итогов урока
Слайд 34
– Завершите предложения
Сегодня на уроке мы изучали…
Суффикс – это часть … .
Суффикс стоит после … , служит для образования новых … (слайд 35)
Слайд 36
-С какими суффиксами познакомились на уроке? Назовите их
VIII. Задание на дом
Слайд 37
Cтр. 48, упр. 63 (образование однокоренных слов с помощью данных суффиксов).
IX. Завершение урока
Слайд 38
Учитель:
– Я благодарю всех за прекрасную работу. Все сегодня заслужили хорошие оценки
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта. – Москва: Просвещение, 2011.
2. Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. –Москва: Детская литература, 1999.
3. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – Москва: Просвещение, 1988.
4. Якубовская Э. В. , Галунчикова Н. Г. Русский язык. 6 класс: учебник для спец. (корр. ) образовательных учреждений VIII вида. -Москва: Просвещение, 2010.
5. Якубовская Э. В. , Комарова С. В. Ступеньки к грамоте. Учебно-наглядное пособие для подготовительного класса спец. (корр. ) образоват. учреждений VIII вида. – Москва: Просвещение, 2004
Метки: Русский язык