Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Имя прилагательное как средство выразительности

Имя прилагательное как средство выразительности

Цель урока:

Предметная: познакомить учащихся с выразительными возможностями имени прилагательного, повторить и закрепить знания учащихся об эпитете; совершенствовать умение использовать имена прилагательные, эпитеты как средство художественной изобразительности, подготовить учащихся к сочинению-описанию.

Личностная: способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности, формировать коммуникативную и культуроведческую компетенций учащихся

Метапредметная: способствовать приобщению учащихся к мировому культурному наследию, к красоте как важнейшей составляющей в становлении духовного мира человека, формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе, Родине как ключевые нравственные качества личности.

Оборудование: Картины И. Грабаря «Февральская лазурь», «Иней», И. Коровина «Зимой», А. Пластова «Первый снег», К. Юона «Русская зима. Лигачёво», «Конец зимы»; музыка Вивальди, Чайковского; КП; толковые словари, словарь эпитетов; учебник «Русская речь» Никитиной Е. И. (УМК под редакцией Бабайцевой В. В. ).

Ход урока.

!. Выразительное чтение подготовленным учащимся стихотворения А. С. Пушкина

«Зимнее утро».

2. Вступительное слово учителя

В нашей сегодняшней мастерской главные действующие лица – писатели, художники, композиторы, которые признавались в своей любви зиме.

Художники не могли не изобразить удивительное время года. Вот несколько примеров. (Слайды компьютерной презентации)

– Как вы думаете, с каким чувством А. С. Пушкин, чьё стихотворение вы сегодня слушали, и художники изображают зиму?

Наша задача сегодня на уроке – учиться великому мастерству видеть красоту и умению запечатлеть её удивительно точным, выразительным, гибким русским словом, роскошным языком, который невозможно представить без имени прилагательного.

3. Беседа с учащимися.

– Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

Ø Имена прилагательные помогают выделить предмет в ряду однородных предметов.

Ø Имена прилагательные помогают описать предмет, передать его красоту, яркость, разнообразие и дать ему оценку.

Ø Имена прилагательные помогают нарисовать в художественных текстах словесную картину, используются при описании чувств, душевных переживаний.

Ø Имена прилагательные делают нашу речь живописной и выразительной.

– Вспомним наше путешествие в Эпитландию. Что такое эпитет? Какие эпитеты называются изобразительными и выразительными?

4. Анализ художественных текстов. Работа над эпитетами.

– Запишите эпитеты, прилагательные и существительные, выражающие ваше отношение к зиме.

Сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, весёлая, волшебница, колдунья, чародейка, красавица…

– А теперь перейдём к изобразительным эпитетам. Прочитаем текст из повести

А. Н. Толстого «Детство Никиты».

День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом.

– Выпишите эпитеты вместе с существительными, к которым они относятся. Что значит мглистый день? (словарь) Какие эпитеты показались самыми яркими? Какую картину они рисуют?

– Какой день нарисован на картине И. Грабаря «Февральская лазурь»?

– Прочитаем в толковом словаре, что значит лазоревый, лазурный. Что на картине Грабаря лазурного цвета? Но художник, передавая восхищение красотой зимнего дня, использовал и другие краски: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

– Почему берёзы жемчужные? Что значит сапфировый, лиловый? (сообщение подготовленного учащегося)

– Давайте подберём и запишем эпитеты к слову снег.

Белый, блестящий, поблёскивающий, сиреневый. лазурный, мягкий , пушистый…

– А теперь обратимся к помощи Мастера. Читаем текст И. Бунина.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, – синее, огромное и удивительно нежное небо.

– Каков снег в тексте И. Бунина? (запись в тетради)

– Какой эпитет к слову небо кажется вам самым ярким?

– Эпитеты при описании зимнего дня можно подбирать до бесконечности. Ведь каждый зимний день неповторим. Надо только научиться замечать это. А может ли быть зима ароматной?

Репродукция картины А. Пластова «Первый снег».

– Что удивляет, поражает на картине А. Пластова?

Текст Надеждиной «Когда снег белый и чистый».

– Какие выражения к слову снег мы добавим, запишем в тетрадь, говоря о снежинках?

5. Физминутка

6. Анализ художественных текстов. Работа учащихся в группах. Беседа с учащимися.

– Какие средства выразительности, помимо эпитетов, вы знаете?

– Какие средства выразительности использованы в следующих текстах? Запишите тексты, укажите средства выразительности.

Ø Вечер зацветал на закате голубым снегом, розовым лесом, а небо кругом горело. (М. Пришвин)

Ø Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М. Пришвин)

– Запишите эпитеты к слову солнце, которые определят зимнее солнце.

(багровое, багряное, красное, рубиновый глаз, низкое, холодное, негреющее…)

Ø Светлыми звёздами нежно украшена тихая зимняя ночь (Н. Рубцов)

– Запишите строчку из стихотворения Н. Рубцова. Укажите средства выразительности.

И. Шмелёв

– Как описана зимняя ночь Шмелёвым? Какие слова в описании звёзд показались самыми яркими? Какие эпитеты подбирает автор к слову воздух? Почему именно такие? Как вы понимаете сравнение?

…Красота-то какая! Первая звезда, а вон – другая…Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мёрзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зелёный, в стрелках.

…Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.

… А воздух… синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…

7. Анализ синтаксических средств выразительности.

Ø Серебристый нетронутый снежок.

Ø Солнечное морозное утро.

Ø Первый морозец.

Ø Морозная тишина.

– Что объединяет эти предложения с точки зрения синтаксической?

Вывод: В текстах – описаниях такие предложения служат средством живописания и эмоциональной оценки.

8. Подведение итогов.

– О каких средствах выразительности мы сегодня говорили?

– Какой частью речи чаще всего выражен эпитет? Сделайте вывод о роли

прилагательных в тексте.

v Употребление имен прилагательных придает речи точность, меткость и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность и яркость, а также передать настроение писателя или поэта.

– В каком стиле речи чаще всего употребляются прилагательные?

В текстах какого типа речи чаще используются прилагательные?

9. Задание на дом, его объяснение.

На дом . Сочинение – описание в художественном стиле.

v Вид из моего окна.

v Морозные узоры на моём окне.

v Любимый уголок природы зимой.

v Каким я видел (небо, месяц, солнце) вчера(сегодня, однажды) утром (в полдень, вечером)

v Деревья в снегу( в инее).

v Аллея в зимнем парке.

v Морозный вечер.

v Падающие снежинки.

10. Рефлексия. «Заверши фразу» (записи учащихся)

Во время урока я научился (-лась)

Во время урока я почувствовал (а)

Урок заставил меня задуматься…

На занятии мне особенно понравилось….

Метки: Русский язык