Имя прилагательное как средство выразительности
Имя прилагательное как средство выразительности
Цель урока:
Предметная: познакомить учащихся с выразительными возможностями имени прилагательного, повторить и закрепить знания учащихся об эпитете; совершенствовать умение использовать имена прилагательные, эпитеты как средство художественной изобразительности, подготовить учащихся к сочинению-описанию.
Личностная: способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности, формировать коммуникативную и культуроведческую компетенций учащихся
Метапредметная: способствовать приобщению учащихся к мировому культурному наследию, к красоте как важнейшей составляющей в становлении духовного мира человека, формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе, Родине как ключевые нравственные качества личности.
Оборудование: Картины И. Грабаря «Февральская лазурь», «Иней», И. Коровина «Зимой», А. Пластова «Первый снег», К. Юона «Русская зима. Лигачёво», «Конец зимы»; музыка Вивальди, Чайковского; КП; толковые словари, словарь эпитетов; учебник «Русская речь» Никитиной Е. И. (УМК под редакцией Бабайцевой В. В. ).
Ход урока.
!. Выразительное чтение подготовленным учащимся стихотворения А. С. Пушкина
«Зимнее утро».
2. Вступительное слово учителя
В нашей сегодняшней мастерской главные действующие лица – писатели, художники, композиторы, которые признавались в своей любви зиме.
Художники не могли не изобразить удивительное время года. Вот несколько примеров. (Слайды компьютерной презентации)
– Как вы думаете, с каким чувством А. С. Пушкин, чьё стихотворение вы сегодня слушали, и художники изображают зиму?
Наша задача сегодня на уроке – учиться великому мастерству видеть красоту и умению запечатлеть её удивительно точным, выразительным, гибким русским словом, роскошным языком, который невозможно представить без имени прилагательного.
3. Беседа с учащимися.
– Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?
Ø Имена прилагательные помогают выделить предмет в ряду однородных предметов.
Ø Имена прилагательные помогают описать предмет, передать его красоту, яркость, разнообразие и дать ему оценку.
Ø Имена прилагательные помогают нарисовать в художественных текстах словесную картину, используются при описании чувств, душевных переживаний.
Ø Имена прилагательные делают нашу речь живописной и выразительной.
– Вспомним наше путешествие в Эпитландию. Что такое эпитет? Какие эпитеты называются изобразительными и выразительными?
4. Анализ художественных текстов. Работа над эпитетами.
– Запишите эпитеты, прилагательные и существительные, выражающие ваше отношение к зиме.
Сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, весёлая, волшебница, колдунья, чародейка, красавица…
– А теперь перейдём к изобразительным эпитетам. Прочитаем текст из повести
А. Н. Толстого «Детство Никиты».
День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом.
– Выпишите эпитеты вместе с существительными, к которым они относятся. Что значит мглистый день? (словарь) Какие эпитеты показались самыми яркими? Какую картину они рисуют?
– Какой день нарисован на картине И. Грабаря «Февральская лазурь»?
– Прочитаем в толковом словаре, что значит лазоревый, лазурный. Что на картине Грабаря лазурного цвета? Но художник, передавая восхищение красотой зимнего дня, использовал и другие краски: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
– Почему берёзы жемчужные? Что значит сапфировый, лиловый? (сообщение подготовленного учащегося)
– Давайте подберём и запишем эпитеты к слову снег.
Белый, блестящий, поблёскивающий, сиреневый. лазурный, мягкий , пушистый…
– А теперь обратимся к помощи Мастера. Читаем текст И. Бунина.
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, – синее, огромное и удивительно нежное небо.
– Каков снег в тексте И. Бунина? (запись в тетради)
– Какой эпитет к слову небо кажется вам самым ярким?
– Эпитеты при описании зимнего дня можно подбирать до бесконечности. Ведь каждый зимний день неповторим. Надо только научиться замечать это. А может ли быть зима ароматной?
Репродукция картины А. Пластова «Первый снег».
– Что удивляет, поражает на картине А. Пластова?
Текст Надеждиной «Когда снег белый и чистый».
– Какие выражения к слову снег мы добавим, запишем в тетрадь, говоря о снежинках?
5. Физминутка
6. Анализ художественных текстов. Работа учащихся в группах. Беседа с учащимися.
– Какие средства выразительности, помимо эпитетов, вы знаете?
– Какие средства выразительности использованы в следующих текстах? Запишите тексты, укажите средства выразительности.
Ø Вечер зацветал на закате голубым снегом, розовым лесом, а небо кругом горело. (М. Пришвин)
Ø Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М. Пришвин)
– Запишите эпитеты к слову солнце, которые определят зимнее солнце.
(багровое, багряное, красное, рубиновый глаз, низкое, холодное, негреющее…)
Ø Светлыми звёздами нежно украшена тихая зимняя ночь (Н. Рубцов)
– Запишите строчку из стихотворения Н. Рубцова. Укажите средства выразительности.
И. Шмелёв
– Как описана зимняя ночь Шмелёвым? Какие слова в описании звёзд показались самыми яркими? Какие эпитеты подбирает автор к слову воздух? Почему именно такие? Как вы понимаете сравнение?
…Красота-то какая! Первая звезда, а вон – другая…Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мёрзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зелёный, в стрелках.
…Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.
… А воздух… синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…
7. Анализ синтаксических средств выразительности.
Ø Серебристый нетронутый снежок.
Ø Солнечное морозное утро.
Ø Первый морозец.
Ø Морозная тишина.
– Что объединяет эти предложения с точки зрения синтаксической?
• Вывод: В текстах – описаниях такие предложения служат средством живописания и эмоциональной оценки.
8. Подведение итогов.
– О каких средствах выразительности мы сегодня говорили?
– Какой частью речи чаще всего выражен эпитет? Сделайте вывод о роли
прилагательных в тексте.
v Употребление имен прилагательных придает речи точность, меткость и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность и яркость, а также передать настроение писателя или поэта.
– В каком стиле речи чаще всего употребляются прилагательные?
В текстах какого типа речи чаще используются прилагательные?
9. Задание на дом, его объяснение.
На дом . Сочинение – описание в художественном стиле.
v Вид из моего окна.
v Морозные узоры на моём окне.
v Любимый уголок природы зимой.
v Каким я видел (небо, месяц, солнце) вчера(сегодня, однажды) утром (в полдень, вечером)
v Деревья в снегу( в инее).
v Аллея в зимнем парке.
v Морозный вечер.
v Падающие снежинки.
10. Рефлексия. «Заверши фразу» (записи учащихся)
Во время урока я научился (-лась)
|
|
Во время урока я почувствовал (а) | |
Урок заставил меня задуматься…
|
|
На занятии мне особенно понравилось….
|
Метки: Русский язык