Урок творческого письма "Праздничная карусель"
Урок творческого письма "Праздничная карусель"
Предмет (направленность):
русский язык.
Возраст детей: 6 класс.
Место проведения: класс.
Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Е. Винокуров
Оснащение: В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4-6 человек, учащиеся приносят листы бумаги А4, А3, фломастеры.
Тексты: «Подготовка к Новому году» (По Г. Скребицкому), Т. Тэсс «Голубая ель», заметка «Покалечили ёлку».
Музыкальные произведения: «Вальс» Г. Свиридова, «Ночь накануне Рождества» К. Меладзе, «В лесу родилась ёлочка» Л. Бекмана.
Цель: развитие речи и мышления учащихся.
Ход урока
I Оргмомент
Самостоятельно сформулировать задачу урока, тип урока.
– Ребята, у вас есть дома копилки? А что вы в них копите?
1. Словарная работа.
Копилка – копить – от копа – «копна сена»
Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.
Собрание чего – нибудь занимательного, ценного
Синонимы: Копить – скоплять, накоплять, собирать, хранить
– Сегодня на уроке мы тоже с Вами заведём «копилки» (листы бумаги), которые должны будем наполнить.
– Как вы думаете чем? (Словами, мыслями)
– То есть сегодня мы будем учиться «Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу», – как сказал поэт Е. Винокур.
– Такие уроки мы с вами называем…(творческими мастерскими).
– Давайте вспомним, мастерская – это свободный путь, обращения к слову, возможность раскрыть в соразмышлениии и сопереживании его духовную сущность.
II Проверка домашнего задания
– Когда вы уходили на каникулы, я попросила Вас подготовить материал, т. е. творческий отчёт о ярких моментах праздников. Давайте посмотрим, что Вы подготовили.
1. Презентация творческих работ.
1 группа: Презентация «Волшебная сказка природы»
2 группа: «Поездка в Великий Устюг»
3 группа: «Новый год – семейный праздник»
4 группа: «Мир вышивки – праздничный мир»
– Во время просмотра попробуйте подобрать свои заглавия данным творческим работам.
2. Обсуждение заголовков в группах.
3. Варианты заглавий (от группы – 1 человек выступает)
III Работа с текстом.
1. Прослушивание.
Текст читает учитель (звучит мелодия песни К. Меладзе «Ночь перед Рождеством»)
– Какая музыка звучала? Кто её автор?
2. Анализ текста.
Лексическая работа
Канитель – тонкая металлическая нить для вышивания.
– Каким настроением проникнут текст?
– Какие слова и выражения в тексте привлекли ваше внимание?
– Какова его тема? (предвкушение праздника)
– Какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы передать ощущение праздника?
3. Определение темы мастерской.
– Скажите, существует ли что-то общее между Вашими творческими работами и прослушанным текстом? Что их объединяет?
Вывод: Значит, тема сегодняшней мастерской (праздник, праздничная карусель)
IV Интелектуальная игра по группам. (звучити музыка «В лесу родилась ёлочка)
– Символом зимних праздников часто становится новогоднее дерево, которое мы называем «ёлкой» или Новогодней ёлкой.
1. Запишите на листочках слово «ёлка», а ниже в столбик слова, рифмующиеся со словом ёлка с правой стороны слова, получающиеся при перестановке, замене буквы или слога.
2. Запишите слева слова, рождающиеся по ассоциации со словом «ёлка».
3. Обмен мнениями в группах. Выступление от группы 1 человека.
4. Самопроверка.
– Надеюсь что музыку, ставшей символом Новогоднего праздника, узнали все? Кто авторы? (сл. Кудашевой, муз. Бекмана)
V Составление слов, словосочетаний. Творческое задание.
– У К. Г. Паустовского в повести «Мещерская сторона есть удивительные строки.
«… Ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной ёлки»
1. Попробуйте передать словами ощущение человека «внутри «зажженной ёлки» или настроение самой новогодней ёлки. (Работа в парах)
2. Выступление от группы с выполненным заданием.
3. Самопроверка
VI Анализ текста – заметки.
– Но жизнь наша – это не сплошной праздник. Есть в ней и другие по настроению минуты. Когда мы с Лизой читали любимую нашу газету «Страна Калининград», обратили внимание на маленькую заметку, которая называется «Покалечили ёлку». Давайте прочитаем её, рассмотрим фото.
– Тема заметки. О чём она? (сохранять, беречь всё живое, память священна)
– Что может произойти с ёлкой? (засохнет, погибнет)
VII Творческое задание.
1. Работа по парам.
– Попробуйте почувствовать себя «загубленной», «выброшенной» ёлкой. Посмотрите на мир и людей её глазами, выразите свои чувства.
2. Работа в группе.
– Обменялись мнениями в группе.
– Предложили свой вариант выполненного задания. Один от группы.
3. Самопроверка.
VIII Редактирование текста.
– Работа с текстом №2. Прочитайте текст. Сочинение ученика.
Перед Новым годом мы украсили наш класс. На стене висит плакат «Снеговик», гирлянда «2008», рождественские веночки.
На доске висят плакаты «Дед Моро» и «Снегурочка». Над доской висит гирлянда, весело мигающая лампочками. На столе учителя стоит ёлочка.
– Какие ошибки допустил ученик? Отредактируйте текст.
IX Творческая работа.
– Вам снова предстоит окунуться в мир праздника,/покружиться на карусели/, рассказать о нём, поделиться своими впечатлениями, описать предмет, пейзаж, интерьер.
– Значит по типу, текст будет…(повествование с элементами описания)
– А по жанру? (рассказ, ЭССЕ, стихотворение, записка другу…)
– Давайте обозначим этапы работы в виде схемы.
СХЕМА ТЕКСТА
-Что будем делать? (Передавать личные впечатления).
-Зачем? (Поделиться чувствами, высказать пожелания).
-Как? (В жанре рассказа, сказки, ЭССЕ, записки другу, стихотворения).
– Озаглавьте свои работы.
– И, конечно, не забудьте о заповедях мастерской.
X Домашнее задание.
1. Написать сочинение.
– Сейчас в классе вы успеете оформить только отдельные мысли, поэтому дома закончите свои работы и получите оценки.
XI Рефлексия.
1. Закончите фразу: «Свободное высказывание на мастерской – это…. »
2. Прослушивание работ.
XII Заключение.
– Как вы думаете, мы сегодня заполнили наши копилки? Достигли высоких вершин? Нечему уже учиться?
– Конечно же нет, ведь возможности познания человека безграничны, поэтому всю жизнь мы должны учиться работать над собой, совершенствоваться.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и другие. «Русский язык». Учебник для 6 класса. общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2010г.
2. Т. Тэсс, «Голубая ель» http://rudocs. exdat. com
3. Г. Скребицкий «Подготовка к Новому году» http://www. r-rech. ru
Метки: Русский язык