Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тест по русскому языку для 8 класса. Вариант 13

Тест по русскому языку для 8 класса. Вариант 13

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9.

1)В красильной мастерской у деда работал молодой широкоплечий подмастерье – Цыганок. (2)Он занимал в доме Кашириных особенное место: дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей, а за глаза говорил о нём растроганно, жмурясь и покачивая головою:

– (3)Золотые руки у Иванка! (4)Помяните моё слово: не мал человек растёт!

(5)Я узнал от бабушки, что Цыганок – подкидыш; раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на деревянной лавке.

– (6)Лежит, в широкий фартук обёрнут, – задумчиво и таинственно сказывала бабушка, – еле попискивает, закоченел уж… (7)Ну, и приняли его, окрестили, вот и живёт, хорош. (8)Я его вначале Жуком звала: он, бывало, ползает и жужжит, совсем как жук. (9)Люби его: он простая душа!

(10)Я и любил Ивана, и удивлялся ему до немоты. (11)По выходным в кухне начиналась неописуемо забавная жизнь: Цыганок доставал из-за печи чёрных тараканов, быстро делал нитяную упряжь, вырезывал из бумаги сани, и по жёлтому, чисто выскобленному столу разъезжала четвёрка вороных. (12)Дети от восторга кричали, прихлопывая в ладони.

(13)Он показывал мышат, которые под его команду стояли и ходили на задних лапах, волоча за собою длинные хвосты, смешно мигая чёрненькими бусинами бойких глаз. (14)С мышами он обращался бережно, носил их за пазухой, кормил сахаром, целовал и говорил убедительно:

– (15)Мышь – преумный житель, ласковый, её домовой очень любит! (16)Кто мышей кормит, к тому и дед-домовик благоволит…

(17)Он умел делать фокусы с картами, деньгами, кричал громче всех детей и почти ничем не отличался от них. (18)Однажды дети, играя с ним в карты, оставили его "дураком" несколько раз кряду. (19)Он очень опечалился, обиженно надул губы и бросил игру, а потом жаловался мне, шмыгая носом:

– (20)Знаю я, они уговорились! (21)Они перемигивались, карты совали друг

другу под столом. (22)Разве это игра? (23)Жульничать я сам умею не хуже. . .

(24)Но особенно он памятен мне по субботам: в этот день дед наказывал всех нагрешивших за неделю. (25)Когда дедушка сёк меня, Цыганок подставлял под розги свою руку, а на другой день, показывая опухшие пальцы, жаловался:

– (26)Нет, это всё без толку! (27)Тебе – не легче, а мне – гляди-ка вот!

(28)Больше я не стану, ну тебя!

(29)И в следующий раз снова принимал ненужную боль.

– (30)Ты ведь не хотел, Цыганок?

– (31)Не хотел, да вот сунул. . . (32)Так уж как-то, незаметно. . .

(33)Было приятно слушать его добрые слова, глядя, как играет в печи красный и золотой огонь, как вздымаются вверх молочные облачка дыма.

(34)В эти минуты, глядя на Цыганка, я был счастлив. (35)Я переставал чувствовать себя чужим в доме деда…

(По М. Горькому)

*Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868 –1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик любил Цыганка?»

1) Цыганок занимал в мастерской деда особенное место.

2) У Цыганка, по словам деда, были «золотые руки».

3) Цыганок не жульничал во время игры.

4) Цыганок был добрым и отзывчивым человеком.

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «особенное» (предложение 2).

1) исключительное 2) необычайное 3) чужое 4) специальное

A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи

является фразеологический оборот.

1) В красильной мастерской у деда работал молодой широкоплечий подмастерье – Цыганок.

2) Я узнал от бабушки, что Цыганок – подкидыш; раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на деревянной лавке.

3) Золотые руки у Иванка! Помяните моё слово: не мал человек растёт!

4) Кто мышей кормит, к тому и дед-домовик благоволит.

A4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВ (предложение 34) согласный звук [т] является непроизносимым.

2) В слове УПРЯЖЬ (предложение 11) последний звук – [ш].

3) В слове УБЕДИТЕЛЬНО (предложение 14) мягкость согласного [л '] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4) В слове ВЗДЫМАЮТСЯ (предложение 33) звуков больше, чем букв.

A5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) удивлялся 2) берут 3) кричащий 4) работа

A6 В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

1) подбежал 2)раздумывать

3) отдёрнул 4)стемнело

A7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н– от существительных с основой на –Н»?

1) облупленный 2) неожиданно 3) иностранного 4) деревянные

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

B1 Замените разговорное слово «закоченел» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

B2 Замените словосочетание «от восторга кричали» (предложение 12), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В КРАСИЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ (предложение 1).

B4. Выпишите грамматическую основу предложения №12.

B5. Среди предложений 18–23 найдите предложения с обособленными

обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

B6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

– Ты ведь не хотел, (1) Цыганок?

– Не хотел, (2) да вот сунул. . . Так уж как-то, (3) незаметно. . .

В7. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

В8. Укажите тип сказуемого в предложении 34. Ответ запишите словами.

В9. Выпишите из предложений 33-35 краткое прилагательное.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского филолога Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

Аргументируя свой ответ, приведите 2(два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А. И. Горшкова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Метки: Русский язык