Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок развития речи в 4 классе

Урок развития речи в 4 классе

Тема урока:

«Путешествие в мир звуков и красок весны» (сочинение-миниатюра)

Цель. Научить писать сочинение-миниатюру на материале непосредственных наблюдений.

Задачи урока:

Обучающие:

формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;

– систематизировать собранный материал;

– учить определять основную мысль сочинения – миниатюры;

– формировать навыки самоконтроля;

– провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении.

Воспитывающие:

– воспитывать самостоятельность;

– творческую активность;

– эстетическое восприятие произведений искусства;

– любовь к природе;

– воспитывать чувства красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

Развивающие:

– развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

– развивать чувство прекрасного;

– развивать у детей творческие способности и творческое мышление;

– развивать учащихся как субъектов преобразовательной деятельности.

Оборудование урока:

– Текст А. П. Чехова «Весной».

– Аудиозапись «Прогулка по лесу».

– Альбом П. П. Чайковского «Времена года».

– Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

– Выставка рисунков детей.

– Тексты стихов о весне, тексты для дифференцированной работы, поговорки о весне, весенний словарь (подготовленный материал для словарной работы).

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит музыка П. П. Чайковского «Март»

Учитель. Дети, вы слышите эти чудесные звуки? Какое время года они напоминают? (дети дают ответ)

II. Постановка темы урока.

Учитель. Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока, записанную на доске. На доске:

Путешествие в мир звуков и красок весны.

Учитель. Подумайте, о чём сегодня может пойти речь на уроке?

Дети. Сегодня мы будем говорить о весне, о звуках и красках весны.

Учитель. Прочитайте эпиграф к уроку.

На доске:

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит, и поёт. (А. К. Толстой)

III. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Сегодня мы отправимся в гости к волшебнице Весне. В путь, друзья! Но чтобы нам не заблудиться по дороге, давайте вспомним, как же мы узнаем весну?

Дети. Снег тает, птицы прилетают, бегут ручьи, капель звенит.

Учитель. И все эти приметы рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, в прозе, картинах.

Прочитаем стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Весенние воды».

(Один ученик читает стихотворение наизусть, а остальные ученики следят по текстам, которые у каждого ученика).

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и плещут, и гласят. . .

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой Весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, Весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Учитель. Какова главная примета весны в этом стихотворении?

Дети. Весенние воды, ручьи.

Учитель. Какое у них настроение?

Дети. Радостное, бурное.

Учитель. Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. А на самом деле говорят ручьи?

Дети. Они журчат, звенят, как будто говорят.

Учитель. А ведь мы в волшебном царстве. Вот Тютчев послушал, наверное, звук весенних ручьев, и они у него заговорили. А чтобы волшебство произошло, надо уметь всматриваться, вслушиваться в природу. Те приметы весны, которые вы назвали, мы только видим или ещё и слышим?

Дети. И слышим тоже: птицы поют, капель звенит, ручьи звучат, лопаются почки, шелестят мокрые деревья.

(Учитель включает запись «Прогулка в лесу» с голосами птиц)

Учитель. Весной всё звучит по-особому. Слышите, зазвучали весенние

песенки. Вот птицы запели. Но разве летом птицы не поют, ручьи не журчат?

Дети. Поют, журчат.

Учитель. Так почему же мы связываем эти звуки именно с приходом весны?

Дети. Звуков этих не было всю зиму. Природа спала, а тут проснулась.

Учитель. Звуки стали заметнее после долгого зимнего перерыва. Эти особые звуки напоминают человеку о том, что длительная зима вновь сменяется весной, что скоро всё будет зелёным. Вот как об этом пишет Антон Павлович Чехов.

У вас на партах лежит текст А. П. Чехова «Весной».

Антон Чехов

С земли еще не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо!

Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края и до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня – завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечники. Да, все хорошо в это счастливое время года, в особенности, если вы любите природу…

(Один ученик читает вслух, остальные следят)

Учитель. Какие интересные звуки весны услышал автор?

Дети. Хлюпанье грязи, рёв реки, стук каблуков по льду.

Учитель. Какие краски потребуются, чтобы нарисовать картину к этому рассказу?

Дети. Потребуются тёмные краски, чтобы нарисовать грязь со снегом, яркие краски для солнца, голубого неба, оживающей природы.

Учитель. Послушайте стихотворение Алексея Константиновича Толстого.

(Один ученик читает наизусть)

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит, и поёт.

Учитель. Звуки, звуки, звуки. Прозвучали стихи о ранней весне и о весне, набравшей полную силу. Самые разные приметы весны привлекают внимание разных поэтов, писателей. Но общим было то, что весну в их произведениях мы не только видели, но и слышали. Как же это получилось?

Дети. В стихах и рассказе говорилось о звуках весны: о шуме воды, о пении птиц, о шелесте листьев.

Учитель. Ребята, только ли слова помогают нам представить приход весны? Дети. Нет. Ещё помогают и картины родной природы.

Учитель. Перед вами репродукция знакомой картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Эта картина написана в Костромской области, в посёлке Сусанино.

(Сообщение о картине Саврасова)

Учитель. А теперь я вас прошу представить, что мы стоим у этой берёзы. Слышите, сколько звуков в этой картина? А какие звуки мы здесь слышим?

Дети. Перекличку грачей, звон капели, шелест ветра в мокрых ветках, поскрипывание кривых стволов, звучание колокола. . .

Учитель. Какие краски использовал художник?

Дети. Светлые и тёмные, голубовато-серые краски весны.

Учитель. Такие краски художник взял, чтобы изобразить ноздреватый снег, голубое небо и прозрачные тени, набухшие почки – приметы наступающей весны. А теперь посмотрите на рисунки наших ребят и обратите внимание, какие они использовали краски, чтобы изобразить весну, (ответы детей)

(Учитель проводит работу с выставкой рисунков учеников о весне)

Учитель. Звуки весны можно услышать и в музыке. Пётр Ильич Чайковский свою пьесу об апреле так и назвал – «Подснежник».

(Прослушивание музыки)

Учитель. Какие звуки весны вы сейчас услышали?

Дети. В вальсовом движении журчит ручеёк, поют птицы. . .

Учитель. Ребята, вы порадовали Фею, открыли секрет: звучание весны передаётся не только словами, но и красками, и музыкой.

IV. Физкультминутка.

Учитель. Вы немного устали, весенняя физкультминутка поможет вам. Дождик песенку поёт,– кап-кап (ходьба)

Только кто её поймёт – кап-кап (хлопки в ладоши перед собой)

Не пойму ни я, ни ты – кап-кап (хлопки за спиной)

Но за то поймут цветы – кап-кап (хлопки над головой)

И весенняя листва – кап-кап (ходьба),

И зелёная трава – кап-кап (сесть на место).

V. Словарная работа.

Учитель. Поэты, писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. А найдутся ли у вас такие слова, чтобы описать красоту весны? Такие слова надо найти обязательно! И мы вместе с Феей отправляемся к весеннему словарю. Какие слова подойдут для описания весны, весеннего ветра, солнца, неба, птиц, ручьев, воздуха?

(Выслушиваются ответы детей)

(Учитель открывает на доске слова)

На доске:

Весна Ветер Небо Ручьи

ранняя теплый голубое говорливые

красавица ласкает прозрачное бегут

поздняя журчат

чудесная поют

голубая веселые

быстрые

шумные

Солнце Воздух Ветер

Весеннее свежий неугомонный

светит чистый веселый

пригревает наполнен заботливый

посылает запахом весны холодит

ласковое

сияет

Учитель. Найдём в этих словах орфограммы. Подчеркнём их.

(Дети выполняют задание)

VI. Написание сочинения.

Учитель. Мы побывали в царстве Феи, посетили один из уголков её волшебной страны, где звучали весенние стихи, песенки, звуки. А сейчас давайте попробуем сами выступить в роли писателей и напишем маленькое сочинение про весну.

Прошу вас ответить на вопрос – как называется маленькое сочинение?

Дети: сочинение-миниатюра.

Учитель: а что называется сочинением?

Дети. Текст

Учитель. А какие тексты вы знаете?

Дети. Текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание (объясняют, чем они отличаются друг от друга).

Учитель. Какой текст сочинения вы возьмёте для написания сочинения о весне? На выбор вам предлагаются темы

На доске:

Март.

«Снег теперь уже не тот. . . »

Весенняя капель.

Весну открывают грачи.

Мартовский снег.

Апрель.

Разговор весенней капели.

Первый подснежник.

Песенка ручейка.

Весенний концерт.

Дружная весна.

Май.

Майский букет.

Первый дождь.

Весенний гром.

Учитель. Кому трудно самостоятельно написать работу, могут работать с деформированным текстом, (карточка-помощница прилагается – «Весенний концерт»), вы можете пользоваться словами, записанными на доске.

Карточка – помощница

«Весенний концерт»

Я, на, улице, гулял, и сосульки, увидел. Концерт, показывали, они. Сосулька, толстая, пела: «Пляк, пляк, пляк!» Сосулька, пела средняя: «Плек, плек, плек!» А, пела, сосулька, маленькая, самая: «Плик, плик, плик!» Наоборот, потом, а, все. Пела, сосулька, маленькая: «Плик, плик, плик!» Пела, а, средняя: «Плек, плек, плек!» Старшая, пела: «Пляк, пляк, пляк!» Концерт, а, потом, закончился. Пошел, домой, я, и, рассказал, маме, папе, и, о концерте. Приснился, мне, ночью, сон, о, концерте, весеннем

(Дети пишут, а в это время тихо звучит пьеса «Март»)

VII. Итог урока.

Учитель. Ребята, что же вы узнали сегодня о весне?

Дети. У весны много разных примет, красок, звуков.

Учитель. Мы сегодня услышали совсем немного стихов и музыкальных произведений, увидели картину, и, может быть, у кого-то состоялась встреча с любимым произведением. А у кого-то появилось желание выучить новое стихотворение о весне, прочитать рассказ, увидеть картину, послушать музыкальное произведение. Всё это вы можете сделать, посетив нашу медиатеку. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения нашего земляка Николая Дмитриевича Нагайцева

Дождь барабанит нам в окно.

Вниз по стеклу сбегают струи.

И мы под музыку дождя

Весенний вальс с тобой танцуем.

Гремит в литавры в небе гром

И ручеёк скрипит как скрипка.

Нам хорошо с тобой вдвоём

И на лице твоём улыбка.

А за окном поёт Апрель

И словно на большом органе

Играет вальс сама Весна

И всё вокруг танцует с нами.

Учитель. Урок окончен. Сдайте ваши сочинения учителю.

Сочинения ребят 4 класса (2003-2004 год)

Весна

Весна – самое замечательное время года. Весну легко узнать по ее признакам: тает снег, на улице стало теплее. По дорогам бегут дружные ручейки. Прилетают перелетные птицы. Весну открывают грачи. Недавно расцвел первый подснежник. Солнышко светит ярче. Как хорошо на улице! (Дутов Ф. )

Весна пришла.

Наконец пришла весна. Стало ярче светить солнышко. По дорогам побежали ручьи. Стало больше птиц. По дорогам прыгают исхудалые и усталые от перелета грачи. С крыш весело зазвенела капель. (Малафеева К. )

Весна

Пришла весна. С крыш падают капли воды. Ярко светит солнце. Дни становятся длиннее. На земле уже появились проталинки. Теплый ветер дует ребятам в лицо. Слышен звук реки. На деревьях набухают почки. Появилась первая зеленая травка. (Иванова К. )

Дружная весна

Пришла весна. Растаял снежок. По дорогам побежали дружные ручейки. Лужайки надели зеленые рубашки. Оживают деревья. От солнечного тепла на них набухают почки и появляются первые листочки. Прилетели жаворонки, запели первые весенние песни. Воздух наполнен запахами весны. Солнышко согревает землю. (Борисова К. )

Весна – красна

Наступила весна. Радостнее светит солнце. Быстро тает на полях снег. С крыш капает весенняя капель. На озерах треснул лед, словно его раскололи. По дорогам потекли веселые, шумные ручейки. На деревьях набухли почки. Прилетели из теплых стран грачи и жаворонки. Даже воробьи весело зачирикали на крышах. Все вокруг ожило после долгой зимней стужи. (Пакшина К. )

Ранняя весна

Наступила ранняя весна. Прилетели птицы и они поют так громко, что душа радуется. Прошумел теплый свежий ветер. Как чудесна весна! Под ногами хлюпает снег. Бегут и журчат ручьи. Они поют и возвещают о весне. (Исмаилова А. )

Метки: Русский язык